Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования заключается в том, что в рыночной экономике конкуренция является одной из ее основных характеристик, поскольку конкуренция создает особые условия для управления субъектами рынка, обеспечивая тем самым создание и условия для продажи новых товаров и услуг. Показателем важности конкуренции для современного рынка является то, что сегодня в большинстве стран разработаны и приняты законы, направленные на защиту и поддержку конкуренции. В то же время конкурентоспособные компании и различные формы собственности и предприятия в сфере деятельности являются основой конкурентоспособной экономики. Как мы все знаем, одной из главных целей любой компании является победа в конкурентной борьбе. Чтобы сохранить победу в конкурентной борьбе, необходимо управлять конкурентоспособностью и постоянно формулировать меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятий. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования и делает его интересным.
Проблема конкурентоспособности предприятий является одной из актуальных проблем современной экономики. По мнению Емельяненко И.С., конкурентоспособность предприятия «показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности производственной деятельности».
Недостаточно предложить к реализации качественные товары, необходимо правильно организовать их доставку к конечному потребителю. Конкурентоспособное предприятие розничной торговли наряду с конкурентоспособным товаром должно обеспечивать еще и эффективное продвижение товара на рынке в конкуренции с другими товарами.
Цель работы – разработать стратегию повышения конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
изучить теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия;
провести анализ конкурентоспособности продукции;
разработать направления совершенствования конкурентоспособности.
Объект исследования – АО «Перекресток». Предмет исследования – система факторов, определяющих особенности управления конкурентоспособностью объекта исследования.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, сравнительный.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию системы конкурентоспособности предприятия.
Эмпирическая база исследования основана на использовании методических пособий по теме исследования, публикаций периодических печатных изданий, бухгалтерской и управленческой отчетности предприятия.
Научная и практическая актуальность работы заключается в том, что высокая конкурентность рынка розничных торговых сетей обусловливает необходимость для компаний, работающих на данном рынке, постоянно реализовывать меры по повышению своей конкурентоспособности.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность - это термин, значение которого можно понять только путем объективного сравнения основных факторов с аналогичными факторами, лежащими в основе. Конкурентоспособность может изменяться в связи с изменением различных внешних факторов: условий сбыта, спроса и предложения на конкретные товары (услуги), соответствия национальным нормативным требованиям [3].
Чтобы понять свою конкурентоспособность в любой момент времени, компания должна проанализировать следующие параметры :
знать, сколько конкурентов доступно в выбранном сегменте рынка;
подробно рассмотреть продукцию конкурентов, узнать поставщиков и торговых точек;
изучить категории потенциальных потребителей, их желания и предпочтения;
выяснить, как привлечь контактную аудиторию (имидж компании в глазах общественности оказывает прямое влияние на результаты коммерческой деятельности);
сравнить свои возможности по каждому параметру проведенного анализа с деятельностью конкурентов.
Способность компании реализовывать и защищать свои конкретные преимущества зависит от успеха противостояния давлению конкурентов, действующих на рынке.
Развитие содержательной основы термина «конкурентоспособность» сильно напоминает развитие взглядов на конкуренцию, что особенно связано с изучением работ позднего периода XIX–XX вв. (Таблица 1).
В условия современного финансово-экономического рынка крайне важно постоянно разрабатывать новые способы повышения уровня конкурентоспособности.
Таблица 1. Понятие конкурентоспособность
Автор Терминология
Э. Чемберлин и Д ж. Робинсон Конкурентоспособность-это не только способность бороться с конкурентами, но и избегать конфронтации с ними через освоение новых рынков дифференцированной продукции
Й. Шумпетер и П. Ромер Конкурентоспособность предприятия можно определить как способность создавать новые технологии, новые рынки и идеи.
Б. Хендерсон и О. Уильямсон В качестве основных основ конкурентоспособности отмечена низкая себестоимость продукции, получаемая за счет использования наиболее эффективных методов производства при одинаковых ценах конкурентов.
Г. Хемел и К. Прахад в качестве конкурентного фактора отмечена возможность прогнозирования ситуации на рынке в будущем на основе опыта, навыков и интеллектуального лидерства.
Г. Долинский и И. Соловьев Конкурентоспособность Продукции определяется сочетанием определенных свойств, которые интересны покупателю и отвечают его конкретным потребностям.
П. Завьялов Основными параметрами, определяющими уровень конкурентоспособности, являются относительность и многослойность. Конкурентоспособность определяется по результатам сравнения как предприятий, так и продукции
И. Фаминский Многовариантность, приводящая к тому, что ряд ученых понимает конкурентоспособность лишь определенных технических характеристик продукции или предприятия. Относительность проявляется в том, что конкурирующие товары на одном рынке будут совершенно неконкурентоспособны на другом.
Г. Азгальдов Определяет конкурентоспособность продукции как процесс сравнения затрат, понесенных потребителем, и результата, который достигается потребителем при использовании данной продукции.
Н.С. Яшин Конкурентоспособность предприятия связана с его возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной конкуренции
Р. Фатхутдинов Конкурентоспособность-это " свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке, на уровне предприятия, региона, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом»
И. Спиридонов Конкурентоспособность-способность предприятия выгодно вести свою хозяйственную деятельность в рыночных условиях, которая обеспечивается рациональным использованием организационных, управленческих, экономических, научно-технических, технологических, маркетинговых, производственных и других средств ведения бизнеса.
А.Ю. Юданова
В качестве основных характеристик конкурентоспособности продукции выделяют ценность и потребителя, которые отличают продукцию одной компании от аналогичной
В результате исследования, посвященного определению понятия «конкурентоспособность», было установлено, что некоторые авторы используют термины, используемые в геополитическом контексте. Однако существуют также термины, которые определяют конкурентоспособность предприятий.
Сравнительный анализ определения понятия «конкурентоспособность предприятия» позволяет нам сделать следующие выводы:
1) Определенный набор можно разделить на несколько функциональных групп:
определение внутренней и внешней деятельности компании без упоминания продуктов или услуг;
основанный только на определении компонентов продукта или услуг;
определение, включающее все элементы внутренней и внешней деятельности компании, а также ее товарные (сервисные) компоненты.
2) Определение является расплывчатым и используется временной интервал. За пределами временного интервала конкурентоспособность предприятия фиксирована.
3) Не все определения определяют, что конкурентоспособность предприятия определяется на определенном рынке
4) Отсутствуют конкретные детали определения по сегментам (товарам и услугам).
5) Конкурентоспособность не всегда может быть отражена показателями
6) Определение не содержит информации о текущем местоположении компании на рынке
7) Не существует крайнего срока для достижения результатов
8) Зарубежные источники приводят примеры более широких концепций конкурентоспособности, учитывающих все ключевые моменты во внутренней и внешней среде предприятия.
Таким образом, в двух словах, мы можем рассматривать конкурентоспособность как способность обеспечивать конкурентное преимущество во внешней и внутренней среде предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434
2. Айдинова А. Т., Головко Е. С. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 371-373
3. Антипов Ю.В. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Научный журнал. – 2016. – №3 (89). – С. 212 – 221.
4. Баташева М. А., Баташева Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 355-358
5. Беззубова, Е. Н. Стратегии повышения конкурентоспособности как ключевой фактор успеха предприятия / Е. Н. Беззубова // Транспортное дело России. – 2016. – №2. – С. 70–73
6. Богданов, М. С. Обеспечение конкурентоспособности региональных торговых сетей по продаже продуктов питания: Автореферат / М. С. Багданов — Санкт-Петербург. — 2016. — 20 с.
7. Болотная, О. В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности предприятия в условиях кризиса / О. В. Болотная // Бизнес Информ. – 2016. – №5. – С. 333–337
8. Воловиков Б.П. Маркетинговые инструменты формирования концепции инновационного продукта // «Микроэкономика», №2, 2017. С. 45-56
9. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции // Журнал стандарты и качество. — 2016. — № 11. — С. 44–47
10. Говорова, Н Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – №4. – С. 25–37.
11. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации : учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйная школа, 2016. – 320 с.
12. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: Монография / К.В. Ордов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
13. Добрикова Т. С., Баутина О. Е. Конкурентоспособность предприятий хлебопекарной промышленности и направления её повышения на примере Ливенского хлебокомбината филиал ОАО «Орелоблхлеб» в г. Ливны // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 119-122
14. Емельяненко И.С. Маркетинговый аспект управления конкурентоспособностью предприятия розничной торговли: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Инна Сергеевна Емельяненко. – Ростов-на-Дону, 2015. – 26 с.
15. Емельяненко И.С. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2016. – С. 72–75.
16. Инвестиции в человеческий капитал предприятия: Учебное пособие / Е.Н. Голованова, С.А. Лочан, Д.В. Хавин; Под общ. Ред. проф. Д.э.н. А.М. Асалиева – М.: ИНФРА-М, 2016. – 88 с.
17. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. – 2-e изд. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 176 с.
18. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 74–78.
19. Кметь Е.Б. Маркетинговые коммуникации: теория, практика, управление: Учебник для магистрантов. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. – 171 с.
20. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч. пос./В.М. Круглик, А.К. Александров и др.; Под общ. ред. В.М. Круглика - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2016.-285с.
21. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2016. - 184 с.
22. Курбанова А. А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса [Текст] / А. А. Курбанова // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2018. — С. 51-56.
23. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие / И. М. Лифиц. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 437 с.
24. Макализ Д. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация / Д. Макализ ; пер. с англ. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 695 с.
25. Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-e изд., исп. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 240 с.
26. Марченко О.Г. Изменение научных концепций качества жизни в направлении здоровья населения территорий // Российский экономический журнал. – 2019. – №3. – С. 6.
27. Мелкумов Я. С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. – (Серия «Высшее образование»)/Мелкумов Я. С. ИНФРА-М, 2019. – 248 с.
28. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург :Издательство Уральского университета, 2019. – 194 с