Фрагмент для ознакомления
2
Идеомоторная тренировка, как метод психологической подготовки спортсменов, получила широкое распространение в различных видах спорта. Она основана на принципе ментальной репетиции, при которой спортсмен визуализирует и репетирует свои действия в уме, не выполняя их физически, позволяя улучшить координацию движений, повысить уверенность в себе и уменьшить уровень тревожности.
Обзор литературы по теме идеомоторной тренировки и ее применения в различных видах спорта показывает, что она эффективно используется в таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание, баскетбол и футбол.
Например, исследование, проведенное в 2018 году, показало, что идеомоторная тренировка улучшает координацию движений и уменьшает уровень тревожности у гимнастов [7].
Аналогичные результаты были получены в исследованиях, проведенных в области фигурного катания и баскетбола.
Однако, несмотря на обширную литературу по идеомоторной тренировке, ее влияние на результативность спортсмена в армспорте остается малоизученным.
Армспорт, как вид спорта, требует высокой силы, выносливости и координации движений, что делает его идеальным для применения идеомоторной тренировки.
Формулирование проблемы и цели исследования: в настоящее время не существует достаточной информации о влиянии идеомоторной тренировки на результативность спортсмена в армспорте.
Целью работы является изучение влияния идеомоторной тренировки на результативность спортсмена в армспорте и определение ее эффективности в этом виде спорта.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы идеомоторной тренировки и ее применения в различных видах спорта.
2. Оценить эффективность идеомоторной тренировки в армспорте и ее влияние на результативность спортсмена.
3. Разработать и провести эксперимент, чтобы изучить влияние идеомоторной тренировки на результативность спортсмена в армспорте.
4. Сравнить результаты экспериментальной и контрольной групп, чтобы определить эффективность идеомоторной тренировки.
5. Анализировать полученные результаты и интерпретировать их в контексте гипотезы.
6. Оценить практическую значимость идеомоторной тренировки в армспорте и разработать рекомендации для ее применения в тренировочном процессе.
7. Систематизировать и обобщить полученные результаты, чтобы сформулировать выводы и предложения для будущих исследований.
Выполнение этих задач позволит достичь цели курсовой работы – изучить влияние идеомоторной тренировки на результативность спортсмена в армспорте и определить ее эффективность в этом виде спорта.
Гипотеза: идеомоторная тренировка положительно влияет на результативность спортсмена в армспорте. Предполагается, что идеомоторная тренировка будет улучшать координацию движений, уменьшать уровень тревожности и повысить уверенность в себе у спортсменов, занимающихся армспортом.
Объектом исследования являются спортсмены, занимающиеся армспортом, а предметом – идеомоторная тренировка и ее влияние на результативность спортсмена.
Методы исследования включают в себя экспериментальный метод, при котором спортсмены будут разделены на экспериментальную и контрольную группы, и статистический анализ результатов.
1. Теоретические основы идеомоторной тренировки
1.1. Определение и принципы идеомоторной тренировки
Идеомоторная тренировка представляет собой относительно новую область в изучении двигательного обучения и спортивной психологии.
Эта методика основана на представлении о том, что моторные навыки могут быть запрограммированы на сознательном уровне с помощью визуализации и виражных движений, что в конечном итоге приводит к улучшению производительности без активного практикующего.
Основные принципы идеомоторной тренировки были впервые сформулированы в работе французского физиолога XIX века Жана-Марка Гаспара Итара, который обнаружил, что движения могут быть вызваны сознательными представлениями без активного участия воли. Явление было впоследствии развито американским психологом Уильямом Джеймсом, который предложил термин «идеомоторный акт» для описания таких движений.
Согласно Джеймсу, идеомоторный акт включает в себя три основных элемента: сознательное представление движения, желание выполнить это движение и отсутствие активного волевого усилия для его выполнения [5].
Современные теории идеомоторные тренировки основываются на представлении о том, что мозг не может различать между реальным движением и визуализацией движения.
Когда человек визуализирует определенное движение, активность в моторной коре мозга аналогична активности при реальном выполнении движения.
Такое явление объясняется теорией зеркальных нейронов, согласно которой нейроны в моторной коре мозга активируются как при выполнении движения, так и при наблюдении за выполнением движения другим лицом.
Идеомоторная тренировкп может быть использована в различных областях, включая спорт, музыку, танец и медицину.
В спорте идеомоторная тренировка может быть использована для улучшения техники выполнения определенных движений, таких как бросок мяча или удар в теннисе [3].
Идеомоторная тренировка основывается на нескольких ключевых принципах.
Во-первых, идеомоторная тренировка требует визуализации определенного движения или действия на сознательном уровне. Визуализация должна быть ясной и детальной, включая все аспекты движения или действия.
Во-вторых, идеомоторная тренировка требует виражных движений, которые являются небольшими движениями, совершаемыми в направлении желаемого движения или действия. Виражные движения помогают усилить визуализацию и способствуют закреплению желаемого движения или действия в моторной коре мозга.
В-третьих, идеомоторная тренировка требует регулярной практики и повторения визуализации и виражных движений для достижения долгосрочных результатов [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахтемзянов Ф. Ю., Акишин Б. А. Армспорт в вузе: учебное пособие. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2006.
2. Биксултанов М.Ю. Повышение результативности тренировочных упражнений в армспорте средствами бол-рестлинга // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39).
3. Бодакин, А.В. Основы армрестлинга: учебное пособие / А.В. Бодакин, Е.В. Корнеев, М.П. Рогов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-т печати, 2014. – 86 с.
4. Гетманский И.И., Махнутина А.А. Импульс силы – неотъемлемый элемент совершенствования спортсменов, занимающихся армрестлингом // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №1 (179).
5. Живора П.В., Рахматов А.И. Армспорт: техника, тактика, методика обучения: учеб, пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Камаев О.И., Бескоровайный Д.А. Влияние экспериментальной программы тренировок в армспорте на силовые показатели основных мышечных групп 16‒17-летних рукоборцев // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2013. №1.
7. Находкин В.В. Сравнительный анализ личностных особенностей спортсменов высокого класса / В.В. Находкин, В.А. Апросимов, В.Е. Прокопьев / Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – Вып. 2. – С. 77-82.
8. Находкин, В. В. Влияние идеомоторных представлений на соревновательный результат борцов / В. В. Находкин, М. Г. Колодезникова, А. Н. Семенов // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 10. – С. 27-28.
9. Никитченко, С. Ю. Значение армрестлинга как вида единоборства в становлении физического развития студентов-спортсменов в аграрных вузах / С. Ю. Никитченко, И. У. Далнаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — С. 101–102.
10. Политов, А.В. Методика биомеханического анализа двигательных действий в армрестлинге с использованием современных информационных технологий / А.В. Политов, И.Н. Никулин, А.В. Посохов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 6 (148). – С. 187-191.
11. Рахматов, А.И. Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге / А. И. Рахматов. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2017. – № 2 (12). – С. 91-94.
12. Скоробогатов А.В., Перфильев М.В. Армспорт: Учеб.-метод. пособие /УдГУ. Ижевск, 2008. – 74 с.
13. Шушарин, А. Ю. Онлайн-тренинг по армрестлингу / А. Ю. Шушарин. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 619-621.
14. Morton RW, McGlory C, Phillips SM. Nutritional interventions to augment resistance training-induced skeletal muscle hypertrophy. Front Physiol. 2015 Sep 3;6:245.