Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В современных условиях глобализации международного рынка и усложняющихся экономических отношений управление предприятиями становится все более сложной задачей, и в гораздо большей степени, чем в прошлом, это влияет на доходы, получаемые предприятиями, и увеличивает или уменьшает их возможности в конкурентной борьбе. В этих условиях развития бизнеса повышение эффективности управления запасами материальных ресурсов особенно важно для владельцев бизнеса и менеджеров. Благодаря реализации комплекса организационных, технических, социальных и экономических мероприятий обеспечивается сохранность материальных ресурсов.
1. Теоретические аспекты системы управления запасами
1.1. Сущность и роль закупочной деятельности в современных условиях
Материальную основу товарооборота составляют товарные ресурсы, которые находятся с ним в балансовой зависимости и формируются за счет поступления товаров и товарных запасов.
Товарные ресурсы организации - это все товары, находящиеся в распоряжении организации и предназначенные для продажи, включая транзитные товары. Часть товарного ресурса состоит из запасов (TK), которые представляют собой предложение товаров в любой момент времени. Необходимость создания запасов обусловлена колебаниями спроса на фармацевтическую продукцию (в основном, лекарственные препараты), сроками выпуска и поставки фармацевтической продукции, а также возможностью возникновения дефицита товаров из-за отсутствия запасов или задержки поставок поставщиками. Мотивацией для создания запасов являются:
1. Маркетинговые функции, которые требуют проведения транзакций и удовлетворения потребностей клиентов.
2. Высокая степень конкуренции на рынке делает необходимым проведение таких мероприятий, как планирование запасов.
3. Определение оптимального количества может снизить затраты, одновременно предоставляя организации возможность корректировать производство.
Товарно-материальные запасы представляют собой полный набор товаров, предназначенных для продажи и находящихся в обращении. Это может быть как при транспортировке, так и на складе, а также при хранении. Наличие необходимого объема для данной категории продуктов является необходимым условием для обеспечения непрерывности всего производственного процесса. Инвентарь создается для определенных целей. Глобальная концепция материальных затрат включает в себя только все, что задействовано в процессе производства чего-либо, включая нематериальные активы.
Несмотря на развитие технологий, совершенствование и модернизацию методов переработки вторичного сырья, материальные затраты являются краеугольным камнем экономического благополучия любой страны, даже с самыми развитыми отраслями промышленности. Экономические составляющие, с помощью которых оцениваются запасы и их стоимость, выглядят совершенно по-другому. Методы его исследования и манипулирования принципиально отличаются от методов бухгалтерского учета. С точки зрения экономики материальные резервы рассматриваются как один из рычагов повышения прибыльности предприятий и развития производственных перспектив.
1.2. Особенности управления запасами
Эффективное управление запасами компании - это разумный контроль процесса поставки, хранения и доступности активов для обеспечения необходимого количества для бесперебойной работы предприятия и снижения затрат на хранение.
В нынешних рыночных условиях процесс пополнения товарных запасов усложнился. Причина кроется в ряде событий: росте цен на сырье и комплектующие, нарушении логистической цепочки и процессе импортозамещения. Многим компаниям приходится искать других поставщиков для повторной закупки и хранения товаров, что, безусловно, приведет к дополнительным финансовым затратам. Если не усилить контроль за запасами, существует не только риск сокращения производства из-за нехватки запасных частей и сырья, но и риск потери всего бизнеса.
Первым шагом является получение информации о текущем состоянии актива, то есть проведение полной инвентаризации имеющихся запасов и оценка их физического состояния. Например, перерасчет материальных ценностей и анализ ситуации на складе могут выявить следующие проблемы:
1. Неэффективное использование складских площадей.
Правильное планирование хранения и размещения товаров (сырья) по категориям, разделение территории и максимальное использование имеющегося пространства — все это также влияет на скорость выполнения работ, количество задействованного персонала и единиц оборудования, то есть на конечное обслуживание склада.
2. Нарушение условий хранения.
Несоблюдение температурного режима, влажности воздуха и неправильного расположения компонентов (готовой продукции) может привести к порче запасов, что означает ликвидацию и закупку новых товаров.
3. Хранение неликвидных товаров и товаров, которые давно следовало бы отменить.
В складских службах отсутствуют систематизированные бизнес-процессы. Например, дублирование функций и неоднозначное распределение обязанностей также могут привести к увеличению количества ошибок и дополнительных затрат для предприятия. После проведения инвентаризации полученные данные сопоставляются с плановыми показателями, чтобы трезво оценить способность компании работать с имеющимися материалами, сырьем и комплектующими. В этом случае руководство задачей заключается в определении зон риска, необходимости и целесообразности модернизации, замены оборудования на производстве, изготовления нового оборудования и т.д.
Анализируют бизнес-процессы на складе, включая следующие:
1. Условия хранения запасного оборудования, деталей и комплектующих изделий;
2. Соответствие между фактическим местонахождением запасов и данными в программе складского учета;
3. Скорость и точность передачи информации между структурными подразделениями;
4. Указать необходимые названия и соблюдайте план закупок.
На любом складе обязательно найдутся материалы и технические ценности, которые невозможно использовать из-за физических повреждений или устаревших, ненужных материалов и сырья, которые не были запущены в производство, запасные части к простаивающему оборудованию и т.д. Инвентаризация способна выявить только этот недостаток ликвидности.
Не следует допускать переизбытка запасов. Это может привести к следующим негативным последствиям:
1. Увеличенные затраты на хранение.
2. Увеличение налога на имущество.
3. Риск неполучения дохода от остальных продуктов.
4. Срок годности.
В свою очередь, дефицит продукции будет иметь следующие последствия:
1. Приостановка производственного процесса.
2. Уменьшите размер реализации.
3. При неблагоприятных условиях необходимо срочно закупать дополнительное сырье.
4. Основным следствием неправильной политики является потеря прибыли предприятием.
2. Анализ управления запасами
2.1. Краткая характеристика ООО «Ригла»
Полное наименование организации – общество с ограниченной ответственностью «Ригла-Екатеринбург», сокращенное наименование: ООО «Ригла». Реквизиты организации:
ИНН: 6671131450
КПП: 668601001
ОГРН: 1036604002511
Место нахождения: 620143, обл. Свердловская, г. Екатеринбург, ул. Уральских Рабочих, д. 28, помещ. 88
Вид деятельности: Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код по ОКВЭД 47.73). Статус организации: коммерческая, действующая
Организационно-правовая форма: Общества с ограниченной ответственностью (код 12300 по ОКОПФ).
Организационная структура компании является линейно-функциональной (приложение 2). Каждое подразделение отвечает за управление отдельным процессом и подотчетно генеральному директору. Линейный руководитель принимает и решает задачи, отдаёт поручения в рамках своего подразделения.
Устойчивые и стабильные позиции предприятия на отраслевом фармацевтическом рынке исключают риски срыва поставок лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования покупателям за счет собственного автомобильного парка и наличия объемных лицензированных складских помещений, соответствующих стандартам GMP и ИСО 9001: 2008. На данный момент штат компании насчитывает более 180 человек, складские площади выросли до 3000 к в. м, значительно расширился автомобильный парк.
2.2. Анализ ассортимента и поставщиков
В 2015 году аптека начала сотрудничество с российской фармацевтической компанией BIOCAD и стала участником программы «Курс на выздоровление». В 2015 году организация успешно прошла плановую проверку из Роспотребнадзора. В настоящее время аптека имеет большой ассортимент жизненно-необходимых лекарственных препаратов для лечения онкологических заболеваний, гепатита, бесплодия, болезней сердца и др.
Достижения организации: эксклюзивный ассортимент товаров, конкурентоспособность, положительное отношение покупателей с помощью ценовой политики и эффективной коммуникации.
Прямые конкуренты: 1) «Планета здоровья». Открылась летом 2015 года. Является филиалом аптечной сети «Планета здоровья», которая существует на фармацевтическом рынке более 20 лет; 2) «Вита Экспресс». Открылась весной 2017 года. Данная аптечная сеть ранее действовала на территории области, однако, теперь открывает свои филиалы в других регионах.
Одним из наиболее важных методов более эффективного управления ассортиментом продукции является соблюдение правил инвентаризации магазина, а также повышение точности и обоснованности процесса рационализации руководителем отдела инвентаризации. Анализ спроса ООО «Ригла» осуществляется сотрудниками торгового отдела посредством передачи данных статистических отчетов о динамике и структуре оборота, неудовлетворенном спросе, товарных запасах, книгах предварительного заказа, бухгалтерском журнале для продавцов и покупателей.
Проведем анализ реализованного спроса потребителей организации с использованием ABC-анализа, который представляет собой ранжирование товаров по определенным признакам. С его помощью удается определить наиболее приоритетные товарные позиции и позиции, от закупки которых можно вообще отказаться. Идея ABC-анализа базируется на методе Парето, который применительно к сфере продаж утверждает, что 20% товаров приносят аптеке 80% прибыли, а 80% покупателей довольствуются 20% ассортимента. Соотношение 20/80 встречается чаще всего, но не является обязательным.
2.3 Оценка организации логистики в управлении запасами
Закупка в ООО «Ригла» осуществляется Отделом закупки. Перед приобретением оборудования определите форму изготовления товара, от этого зависит вид мебели в аптеке и затраты. Есть два типа хранения изделий. Открытое оформление товара – когда клиенты могут взять все сами и смотреть, а закрытое – когда продукты питания находятся за стеклом стеллажа.
Все препараты нуждаются в определенных условиях хранения, в соответствии с которыми и подобраны шкафы, техника.
Хранение лекарственных средств и системы менеджмента качества осуществляется согласно требованиям ГОСТ 522-249-2004 «Правила изготовления и контроль качества препаратов» и стандартам ISO 9000:2001 и правилам ГМП «менеджмент качества». В компании работает система по своевременному выявлению и предотвращению нежелательных ошибок и корректировке, анализу корректных и предупредительных действий, которые необходимы для того, чтобы устранить эти причины. Своевременные оценки и непрерывное улучшение эффективности системы качества предприятий.
Иногда проблемой аптеки является чрезмерное списание. В таком случае перед ООО «Ригла» встает вопрос о расширении ассортимента, здесь необходимо ответить на вопросы: прибыльными все группы товара в ассортименте, может быть, стоит разобраться в возможности полного или частичного удаления отдельной группы товаров?
Стратегия ограничить ассортимент актуальна при катастрофическом дефиците. Иногда для устранения определенных видов товаров в их ассортименте требуется устранение под воздействием внешнего экономического фактора, например, глобального кризиса.
Отметим, что в аптеках ООО «Ригла» есть определенные группы товаров, которые нельзя изменить: обезболивающее, лекарство от простуды, заболеваний сердца, антибиотиков и др. Большая часть покупателей переносит безболезненно отсутствие медтехники, лекарственных средств редкого спроса (их можно привозить под заказ) и парафармацевтики.
ООО «Ригла» необходимо учитывать неизбежные последствия использования данного метода – снижение количества иных покупок, а также снижение средней цены на покупку.
Стратегия по углублению ассортимента - одна из наиболее эффективных для применения в ООО «Ригла». ООО «Ригла» использует его несколько способов: по месту нахождения аптеки и по спросу клиента, по времени года, и так далее.
В летнее время ООО «Ригла» увеличивает ассортимент препаратов для профилактики аллергии, а в зимнее время добавляют витамины и противовирусные препараты.
В помещениях хранения ООО «Ригла» установлены охранные и пожарные сигнализации, противопожарные средства. У нас достаточно шкафов, стеллажей, подъемников, холодильников.
При распределении товаров на хранение учитываются особенности сохранения защищенности от света, влаги, улетучивания, которые требуют хранения при низких температурах и при пониженной температуре. В отдельных ящиках хранятся определенные вещества. Средства дезинфекции, перевязок, посуды, вспомогательного материала, растительного сырья - хранится в отдельных помещениях. Материальные помещения ООО «Ригла» для хранения опасных и легкоопасных веществ соответствуют инструкции «О порядке хранения и доставки в аптечные учреждения лекарственных средств и медицинских изделий».
Сотрудниками ООО «Ригла» были заключены договоры полного материального обеспечения сохранности товаров и материалов. В отчетный период аптека провела 4 проверки, 2 целевых проверки, обеспечивающие условия и порядок хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий. Под товарным запасом ассортимента ООО «Ригла» понимается каждый ресурс, используемый для удовлетворения текущей или перспективной потребности. Вопросы о планировании потребностей и управлении запасами товаров связаны наиболее тесно. Главными функциями управления запасом являются накопление и распределение товара.
В этом случае важно так называемое соблюдение «уровня сервиса», которое означает процент общего количества запасов, удовлетворяемого из имеющихся материалов без дополнительного запроса.
Заключение
В заключении изложим основные выводы, сделанные по результатам проведенного исследования.
Учет запасов предусматривает обязательные запасы, проводимые не реже одного или двух раз в год для подтверждения фактических остатков запасов. Обязательная инвентаризация и фактическая оценка технического состояния запасов проводится в конце года или может проводиться дополнительно, когда главный бухгалтер или директор предприятия, те должностные лица, которые несут прямую ответственность за наличие товарно-материальных запасов, для их правильное отражение в учете изменены.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева, Н.И., Алёхина, Ю.В. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей / Н.И. Алексеева, Ю.В. Алёхина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2019. Т. 1. № 5 (5). С. 56-59.
2. Аскарова З. А. Бюджетирование и планирование в системе управленческого учета: проблемы внедрения и использования на предприятии [Текст] / З. А. Аскарова // Научные исследования и разработки студентов : материалы III Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. — С. 192–195.
3. Астраханцева Е.А. Защита имущества как основа экономической безопасности организации // Экономическая безопасность: государство, регион, предприятие: Сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2019. – С. 78–80.
4. Астраханцева Е.А. Об актуальности статистических и учетных данных для анализа экономической безопасности // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: Материалы IV Всерос. электронной науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2018. – С. 305–307.
5. Бабурина, Д.А. Необходимость новых подходов к управлению товарными запасами торгового предприятия / Д.А. Бабурина // Научный альманах. 2018. № 7-1 (21). С. 32-36.
6. Богданова В.А. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента / В.А. Богданова, Е.А. Кыштымова // Современные концепции, учета, анализа и аудита в развитии предпринимательства. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». – 2016. – С. 79–83
7. Буняк, И.П. Управление товарными запасами с учетом складских помещений / И.П. Буняк // Современные тенденции развития науки и технологий. 2019. Т. 6. № 3. С. 38-41
8. Данилова, С. Ю. Оптимизация уровня запасов производства с целью повышения конкурентоспособности предприятия с непрерывным циклом производства / С. Ю. Данилова, Е. В. Пуденков // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Тольятти, 2019. № 2 (28). С. 47–52.
9. Егоркина, Е. Ю., Данилова, С. Ю. Оптимизация процесса управления запасами на предприятиях оптовой торговли / Е.Ю. Егоркина, С.Ю. Данилова. Молодой ученый. 2018. №16. С. 157-160.
10. Логистика и управление цепями поставок на транспорте: учебник для вузов / И. В. Карапетянц [и др.]; под редакцией И. В. Карапетянц, Е. И. Павловой. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. 362 с.
11. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: Монография / К.А. Смирнов, Т.Е. Никитина; Науч. ред. К.А. Смирнов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 166 с.
12. Маркетинг: Учебник / А.М. Годин. - 9-e изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2017. - 656 с.
13. Маркетинг: Учебник / В.П. Федько, Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; Под ред. проф. В.П. Федько. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 368 с.
14. Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-e изд., исп. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 240 с.
15. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2017. - 392 с
16. Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2017. - 192 с.
17. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2019. - 336 с.
18. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 272 с.
19. Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
20. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков; ВЗФЭИ. - М.: Вуз. учебник, 2018. - 439 с.
21. Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2018. - 512 с.
22. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2018. - 296 с.