Фрагмент для ознакомления
2
В изменившихся на современном этапе социальных условиях актуализировались такие качества личности, как целеустремленность, активность, способность оперативно решать различные жизненные задачи, а также нести за свои решения ответственность. Такого рода качества предусматривают развитие субъектность индивида: рациональную самооценку, веру в себя, чувство своего достоинства. Все это нельзя воспитать вне доверия к ребенку, свободы самовыражения, помогающей позиции педагога. Поэтому важен поиск эффективных подходов как к воспитанию, так и образовательному процессу в целом уже на уровне начальной школы.
Однако продолжительное время начальная школа стоит несколько в стороне от всех тенденций, характерных для средней школы. Она многие годы была словно замкнутым компонентом, а также малоподвижным звеном в системе школьного образования. Полагалось, что ее базовым предназначение выступает формирование у младших школьников представлений об окружающем мире. Однако именно на этом этапе очень важно и воспитание детей. Поэтому учебно-воспитательная работа с младшими школьниками обладает своими специфическими особенностями и задачи.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Изучение особенностей образовательно-воспитательной работы с детьми в начальной школе» актуальным.
Цель работы – специфика образовательно-воспитательной работы с детьми в начальной школе.
Задачами работы являются следующие:
- дать психолого-педагогическую характеристику учащихся начальной школы;
- выявить особенности образовательной деятельности в начальной школе;
- раскрыть основные противоречия и проблемы образовательной работы с младшими школьниками;
- определить понятие, цель, методы и формы воспитательной работы с младшими школьниками;
- описать содержательную сторону воспитания младших школьников.
Объект исследования – обучение и воспитание младших школьников.
Предмет исследования – особенности, методы и проблемы образовательно-воспитательной работы с детьми в начальной школе.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как С.У. Бичурина, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Калюжный, Я.Л. Коломинский, Н.И. Кузьмина, Л.И. Маленкова, Л.И. Петрова, И.П. Подласый, М.Ж. Собирова, Т.И. Шамова и др.
Методами исследования являются следующие: анализ публикаций по данной теме, метод сравнения и сопоставления, метод логической группировки выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Начало школьного обучения для ребенка связано и с изменениями социальной в его жизни, и также с существенным изменением его социального статуса. В рамках школьной учебной деятельности в младших классах происходит развитие практически всех психических и познавательных психических процессов ребенка, а также его личностное формирование. В младших классах, как указывает С.У. Бичурина, педагог учебную деятельность детей организует как совместную творческую деятельность, прививает им навыки трудиться в определенном темпе, при этом обязательно ориентируясь на других учащихся, обязательно согласовывать и планировать свои действия, а также подчиняться групповым правилам [1, c. 7].
Рассматривая психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста, в первую очередь укажем, что вопросы различных психологических новообразований этого возраста были рассмотрена в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Ф. Каптерева, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др. На основе анализа данных концепций можно заключить, что основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются следующие: а) произвольность, а также осознанность всех психических процессов, а также их интеллектуализация (позиция Л.С. Выготского); б) осознание своих изменений в результате развития учебной деятельности, а также развитие теоретического мышления (позиция Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина); в) осознание как моральных, так и нравственных ценностей (позиция Б.Т. Лихачева, Ж. Пиаже и др.); г) к концу младшего школьного возраста (то есть это 3-4 класс) постепенно растет интерес учащихся к общению со сверстниками (позиция Р.С. Немова).
Рассматривая возрастные особенности младших школьников с точки зрения формирования нравственного поведения, укажем, что проведенное В.В. Дрожжиновой исследование показало, что парадокс учебной деятельности заключается в том, что школьник, усваивая знания, практически в них ничего не меняет. При этом, с точки зрения И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого, предметом изменений становится он сам. Школьник выполняет деятельность, поворачивающего его на самого себя, которая требует рефлексии, оценки того, «чем Я был» и «чем Я стал». Школьник начинает постепенно обретать самосознание – то есть видит себя субъектом взаимоотношений, старается тщательно контролировать свое поведение [12, c. 143].
Освоение учащимися начальных классов нового вида деятельности, а также переход к другой социальной позиции актуализирует необходимость их социализации, напрямую связанной с ответственностью и осознанной оценкой своих действий, за способность детей делать правильный выбор в определенных социальных условиях и ситуациях. Для младших школьников взаимодействие и общение со сверстниками выступает в качестве мощного средства в плане формирования у них социальной уверенности [22, c. 74].
При этом одноклассник и сверстник играет роль своего рода «зеркала», в котором учащийся наблюдает отражение своей жизнедеятельности, на интуитивном уровне ищет понимание своего состояния, наконец, активным образом стремления к самовыражению. Ребенок рассматриваемого нами возраста осуществляет существенный важный шаг от процесса совершенствования своих особенностей к их применению в ученической группе, от своей активности, инициативы к именно групповой активности и при этом он чаще всего себя воспринимает в качестве члена ученической группы, наконец, он совершает шаг от конструктивного общения с взрослыми и сверстниками к конструктивному общению в рамках ученической группы [26, c. 7].
Многие исследователи [10; 11; 14; 19] рассматривая новообразования младшего школьника и особенности его взаимоотношений с окружающим миром, особый акцент делают на процесс социализации, в рамках которого происходит усвоение ребенком обобщенно-интегрального знания о себе, формируется его отношение к себе, происходит собственная самооценка, формируется навык взаимодействия с окружающими и самоконтроля [20, c. 65].
Ведущим направлением социализации у учащихся начальной школы можно назвать процесс общения и процесс взаимодействия, которые организуются педагогом (классным руководителем). Это обусловлено тем, что во взаимодействии с одноклассниками и педагогом собственно и происходит становление у учащихся представлений о морально-нравственных ценностях поведения и общения с непосредственной опорой на личный опыт детей. Также происходит определенное расширение эмоционального опыта учащихся начальной школы в плане переживания за сверстников и взрослых через проживание разного рода эмоционально-нравственных ситуаций. Наконец происходит развитие у учащихся способности к оцениванию своего поведения и поведению окружающих по определенным нравственным критериям.
Необходимо также подчеркнуть, что социализация младших школьников – это, в первую очередь, формирование у них готовности к освоению определенных социальных ролей. В этом случае осуществляется социальное самоопределение ребенка – то есть выбор им своей роли, а также определенной позиции в системе социальных отношений, наконец, включенность ребенка в данную систему на базе сформированных у учащегося интересов и потребностей. Содержательное общение младшего школьника выступает в качестве значимого фактора формирования личности ребенка. Кроме этого, именно в коллективной деятельности (то есть труде, игровой деятельности, общении) учащиеся начальной школы могут осваивать навыки коллективного планирования, получают опыт согласования своих действия, правильного разрешения споры, работы по достижению общих результатов. Это все в совокупности способствует у младших школьников необходимого морального опыта. В процессе организованной деятельности учащиеся осваивают основы учебного поведения, у них происходит становление ответственности, целенаправленности, наконец, волевых качеств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бичурина, С.У. Организация воспитательного процесса в начальной школе: учебно-методическое пособие / С.У. Бичурина. – Казань: 2019. – 34 с. – Текст: непосредственный.
2. Бронникова, Н.А. Современные аспекты воспитания обучающихся начальной школы / Н.А. Бронникова. – URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/9/articles/3108 (дата обращения: 02.06.2024). – Текст: электронный.
3. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе / Р.С. Буре. – Москва: Просвещение, 2016. – 486 с. – Текст: непосредственный.
4. Воскресенкая, М.А. Актуальные проблемы образования в начальной школе / М.А. Воскресенская. – URL: https://s-ba.ru/tpost/0v6d45voa1-aktualnie-problemi-obrazovaniya-v-nachal (дата обращения: 01.06.2024). – Текст: электронный.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -Москва: АСТ: Астрель, 2018. - 671 с. – Текст: непосредственный.
6. Гамилова, С.Н. Организация воспитательной работы в начальной школе / С.Н. Гамилова. – Текст: непосредственный // Воспитательный аспект в образовании (передовой педагогический опыт учителей начальной школы: сборник статей. – Новвосибирск, 2011. – С. 39-47.
7. Дубова, М.В. Проблемы современной начальной школы / М.В. Дубова. – URL: https://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2015/12/513.pdf (дата обращения: 02.06.2024). – Текст: электронный.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Москва: МПСИ, МОДЭК, 2019. – 448 с. – Текст: непосредственный.
9. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников/ А.А. Калюжный. – Москва: Академия, 2017. – 188 с. – Текст: непосредственный.
10. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – Москва: Высш. шк., 2015. – 312 с. – Текст: непосредственный.
11. Кузьмина, Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования / Н.И. Кузьмина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – 284 с. – Текст: непосредственный.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: «Сфера», 2017. – 462 с. – Текст: непосредственный.
13. Левина, А.Г. Воспитание в начальной школе: проблемы и методы решения / А.Г. Левина. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/699641 (дата обращения: 02.06.2024). – Текст: электронный.
14. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. – Текст: непосредственный // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – Москва: Просвещение, 2016. – С. 80 – 87.
15. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. – Москва: Педагогическое общество России, 2017. – 480 с. – Текст: непосредственный.
16. Мануйлов, Ю.С. Опосредованное управление - новое слово в педагогике / Ю.С. Манйлов. – ULR: http://www.ni-centr.ru/bez-rubriki/oposredovannoe-upravlenie-kak-novoe-slovo-v-pedagogike/ (дата обращения: 01.06.2024). – Текст: электронный.
17. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – Москва: «Академия», 2014. 160 с. – Текст: непосредственный.
18. Методика воспитательной работы: учебник / под ред. В.П. Сергеевой. – Москва: «Академия», 2015. – 384 с. – Текст: непосредственный.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – Москва: Академия, 2018. – 640 с. – Текст: непосредственный.
20. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие / Л.И. Петрова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. -347 с. – Текст: непосредственный.
21. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2014. – 540 с. – Текст: непосредственный.
22. Психология младшего школьника: учеб.-методич. пособие / авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. – Екатеринбург: УГПУ, 2018. – 264 с. – Текст: непосредственный.
23. Собирова, М.Ж. Воспитательная работа учителя в начальных классах / М.Ж. Собирова, М.Ш. Рахимова. – Текст: непосредственный // Вестник магистратуры. – 2020. – № 2-6. – С. 99-100.
24. Созонов, В.П. Воспитательная система и способы ее реализации / В.П. Созонов. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2006. – № 9. – С. 196-201.
25. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р). – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 02.06.2024). – Текст: электронный.
26. Счастная, Т.Н. Особенности взаимосвязи нравственной нормативности и отношений межличностной значимости у детей младшего школьного возраста / Т.Н. Счастная, Н.А. Байковская. – Текст: непосредственный // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». – 2016. – №2. – С. 5-9.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286). – URL: https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf (дата обращения: 03.06.2024). – Текст: электронный.
28. Федеральный закон Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. От 25.12.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.06.2024). – Текст: электронный.
29. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. – Москва. – Воронеж: МПСИ, 2016. – 344 с. – Текст: непосредственный.
30. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2015. – 159 с. – Текст: непосредственный.
31. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – Москва, Педагогика, 2018. – 286 с. – Текст: непосредственный.
32. Штербова, Л.В. Актуальные проблемы обучения в современной начальной школе / Л.В. Штербова // Наука. Мысль. – 2017. – № 3. – С. 28-37. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obucheniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.06.2024). – Текст: электронный.