Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Из года в год по мнению специалистов в области логопедии количество детей, которые имеют проблемы с речью становится всё больше. Причиной этому служит ряд факторов: недостаточное внимание со стороны родителей, или обращение к специалисту с опозданием; замена живого общения гаджетами; рост количества детей с разнообразными нарушениями; экологическая обстановка и так далее. Проблемы с речью у детей также являются следствием наличия отклонений в их психическом развитии, а именно с большей вероятностью появляются у детей, у которых проблемы в таких психических процессах, как память, мышление, воображение. Подобные нарушения формируют у ребенка комплекс неполноценности, что приводит к проблемам в установлении коммуникативных контактов – а следовательно и к проблемам с речью.
На основе анализа ситуации, которая сложилась в системе дошкольного образования в наше время, можно сделать вывод о том, что детей с речевыми отклонениями становится с каждым годом больше. Причем существенную часть составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее – ФФНР), которое является одним из наиболее распространенных речевых дефектов. Следует также отметить, что с подобными проблемами в основном сталкиваются по большей части дети старшего дошкольного возраста. Это связано, в основном, с тем, что в возрасте 5-6 лет дети, как правило, уже свободно разговаривают. Поэтому намного проще определить есть ли у ребенка проблемы с речью.
В соответствии с современными научными подходами ФФНР относится к нарушениям средств общения и является нарушением процессов формирования у детей с речевыми нарушениями произносительной системы родного языка, дети не способны на слух дифференцировать его фонемы. Можно отметить, что у детей с сочетанием нарушения восприятия и произношения фонем наблюдается незаконченность процесса формирования звуков. Звуки отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками. ФФНР часто связанно с неспособностью детей на слух фонемы родного языка.
Следствием фонетико-фонематического недоразвития речи являются такие проблемы, как: невозможность правильного произношения фонем; низкий уровень словарного запаса; сложности с грамматическим строем; заторможенность развития связной речи, а также речи в целом. Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к. только после достижения, определенного (стартового) уровня фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии – навыками письма и чтения.
Все вышеперечисленные проблемы, которые являются следствием фонетико-фонематического недоразвития речи, делают нашу тему актуальной.
Исследованием проблемы ФФНР занимались Р.Е. Левина [12], Р.М. Боскис [1], Н.С. Жукова [7], Г.А. Каше [10], Т. Б. Филичева [19] расширить список!
Цель: изучить теоретические и методические аспекты проблемы нарушений фонетико-фонематических процессов у дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы нарушений фонетико-фонематических процессов у дошкольников.
2. Ознакомиться с особенностями оказания логопедической помощи детям на базе детского центра развития «Алые паруса».
3. Провести сравнительный анализ методик диагностики нарушений фонетико-фонематических процессов у дошкольников.
4. Провести сравнительный анализ методик коррекции нарушений ФФНР.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
− теоретические (анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме);
− эмпирические (изучение медико-психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы с детьми);
− методы обработки результатов (методы качественного и количественного анализа полученных результатов, метод наглядного представления результатов и выводов).
Теоретическая основа исследования явились положения: – положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития детей нормы и детей с нарушениями в развитии (Л.С. Выготский [2,3]); – положения о системном подходе в ходе анализа речевых нарушений (Р.Е. Левина [12], В.И. Лубовский [13]); – положения Т.Б. Филичевой [19] об организации образовательного процесса детей с ФФНР.
В первой главе на основе изученной теоретической базы описаны единицы фонетики, онтогенез развития фонетико-фонематической системы, рассмотрены фонетико-фонематические нарушения как логопедическая проблема, а также приведены особенности оказания логопедической помощи детям в детском центре развития «Алые паруса». Во второй главе проведен сравнительный анализ методик диагностики и коррекции нарушений фонетико-фонематических процессов у дошкольников. В заключении подведен итог исследовательской работы и сделаны выводы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Фонетика современного русского языка и ее основные единицы
Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) – сделать ссылку!
Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.
В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
Существует три аспекта фонетических исследований. Рассмотрим их ниже.
1. Физиологический аспект анатомии и артикуляции): изучает звучание речи с учетом процесса его формирования (какие части речи используются при его произнесении, голосовые связки могут быть либо активными, либо пассивными, вытянуты ли губы вперед и т. д.)
2. Акустический (физический): исследует звук как вибрацию воздуха и регистрирует его физические параметры (частоту (тональность), интенсивность (громкость), продолжительность)
3. Аспект, связанный с функциональностью (фонологический): исследует роли звуков в языке и работает с фонемами.
Существует деление всех единиц фонетики на сегментарные и суперсегментарные.
Сегментные единицы в потоке речи можно выделить различные единицы: звуки, слоги, фонетические слова (включая ритмические структуры и такты) и фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма (речевой такт) — Фонетическая фраза представляет собой отрывок с особым подчеркнутым ритмом и интонацией. Паузы между фразами не обязательны или являются краткими, а ударение на такте не слишком сильное.
Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть высказывания, сгруппированная вместе под одним звуковым акцентом.
Слог — минимальный элемент речевого выражения.
Звук — фонема представляет собой наименьшую звуковую единицу.
Суперсегментные единицы (интонационные средства представляют собой элементы, которые применяются к отдельным сегментам речи: мелодические характеристики (интонация), динамические особенности (ударение) и временные параметры (темп и длительность).
Ударение — выделение конкретной единицы в последовательности однородных единиц через использование сильного звукового напряжения в речи.
Тон — музыкальный узор речи, который формируется за счет изменения частоты звукового сигнала.
Темп — скорость произношения, определяемая числом сегментных единиц, произнесенных за определенный период времени.
Длительность — время звучания сегмента речи.
Фонема (от греч. phonema - фонема - это звуковая единица языка, которая помогает различать и распознавать значимые компоненты - морфемы, в которые она входит как минимальный звуковой элемент, а также для различения и распознавания слов. Фонема является неизменной единицей языка. Дать ссылки, т.к. определения не вы придумали.
Выполняя перцептивную (опознавать) и сигнификативную (отличительную), фонемы в языковой системе находятся в отношениях оппозиции, которые основаны на различительных признаках, объединяющих артикуляционные и другие характеристики.
Фонема отличается от звука тем, что является абстрактной единицей, в то время как звук - конкретной единицей, которая проявляется в речи. Отношение между фонемой и звуком можно рассматривать как соотношение между сущностью и явлением.
Звук- это физическое явление, которое может быть изучено с помощью акустики, звуки могут иметь различные характеристики, такие как высота, громкость и тембр. Например, в русском языке звуки "п" и "б" различаются по степени звонкости: "п" - глухой, а "б" - звонкий.
Фонема представляет собой абстрактную единицу языка, которая является минимальной единицей звука, способной изменить значение слова. Например, в русском языке слова "бит" и "пит" различаются только одной фонемой, а именно /б/ и /п/. Изменение этой одной фонемы приводит к изменению значения слова.
Основное различие между звуком и фонемой состоит в том, что звук представляет собой материальное явление, в то время как фонема является концепцией языковой науки, которая описывает функциональные единицы звука в определенном языке.
Аллофоны - это различные варианты или воплощения одной и той же фонемы. Они представляют собой группу звуков, которые рассматриваются как одна и та же фонема, поскольку их изменения не влияют на значение слова в языке.
Фонема представляет собой абстрактное понятие звука в языке, его инвариант, «психический образ», а звук – вариант реализации фонемы в речевом потоке.
Фонематический слух представляет собой утонченный организованный слух, который позволяет различать и распознавать звуки, образующие слова на родном языке. Он является частью физиологического слуха и начинает развиваться с самого рождения, что является важным фактором для понимания чужой речи, контроля над собственной речью и умения писать грамотно в будущем - ссылка.
Фонематическое восприятие – это умение распознавать и различать звуки речи. Навыками правильного произношения. Оно обеспечивает понимание звукового строя языка и помогает освоить правильное распределение звуков в слове. грамматическим посредством определенной системы языка ученики успешно осваивают навыки чтения и письма- ссылка.
Вывод.
Фонетика - это область научных исследований, посвященная изучению звуков языка.
Выделяют сегментные …….. и суперсегментные……………..единицы.
Центральные понятия фонетики – фонема – абстрактная единица языка, инвариант звука, и звук, конкретная реализация фонемы в речи.
Для логопедии важное значение имеют понятия «фонематический слух» - дать определение и «Фонематическое восприятие» - дать определение.
1.2. Онтогенез развития фонетико-фонематической системы
Под фонетической стороной речи понимается артикуляция звуков в результате гармоничной взаимодействия всех компонентов речевого аппарата.
Периферийным компонентом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, который включает в себя следующие элементы:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети // Советский спорт. – 2004. – № 34. – С. 12-20.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 1997. – 224 с.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. – М. : Педагогика, 1989. – 540 с.
4. Денисова, А. Г. Организация системы коррекционно-развивающей работы для детей с ФФН, ФН в возрасте от 5 до 6 лет в условиях ДОУ // Научные исследования. – 2019. – № 5 (31). – С. 17-18. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41318364_36968362.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
5. Джелилова, Л. Р., Ибрагимова, А. Р. Особенности педагогической технологии в формировании произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вопросы педагогики. – 2022. – № 12-1. – С. 62-64. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49948437_29170815.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
6. Дуванова, С. П., Хибина, И. А. Развитие связной речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2019. – № 29. – С. 73-75. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37146174_22584512.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
7. Жукова, Н. С., Мостюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда. – Екатеринбург : Издательство АРДЛТД, 1998. – 320 с.
8. Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи : [учебное пособие] / Л. Р. Зиндер ; [сост., вступ. ст. Л. В. Бондаренко]. - 2-е изд., испр. и доп.; Л. Р. Зиндер - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-т, Филологический фак., 2007. – 574 с.
9. Изместьева И.А., Казанская Л.П., Каменская О.Г., Кан Р.А.Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1 Фонетика. Лексикология: сборник элементов учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов, обучающихся по направлению подготовки специальности 031000 «Филология. Русский язык и литература» / сост. И.А. Изместьева [и др.]. – Тольятти : Изд-во ТГУ,2012 – 251 с.
10. Каше, Т. А., Филичева, Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М. : Просвещение, 2002. – 82 с.
11. Косткина, М. А., Богатырева, А. В. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи // В сборнике: Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Международной научной конференции. – 2017. – С. 58-63. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12083/ (дата обращения: 08.06.2024).
12. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М. : АПН РСФСР, 1958. – 31 с.
13. Лубовский, В. И., Розанова, Т. В., Солнцева, Л. И. и др. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 464 с.
14. Матвиенко, Е. В., Савельева, Т. А. Речевая готовность первоклассников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 79-84. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771153.htm (дата обращения: 08.06.2024).
15. Маяцкая, Н. К. К проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 1-2. – С. 67-70. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27407336_75296914.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
16. Мурованая, Н. Н. Индивидуальный подход в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Заметки ученого. – 2023. – № 2. – С. 99-104. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50456800_34927651.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
17. Семыкина, Е. В., Беленчук, Е. А., Щеблыкина, Н. Н. Речевые особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 227-229. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36799818_97866952.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
18. Теплинская, А. А. Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения для детей с нарушением речи // Педагогика и психология. Исследования. Инновации. Практика. – 2019. – № 1. – С. 4-7. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41147254_47333962.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
19. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Практическая логопедия).
20. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М., 1989.