Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматривается проблема оценивания достижений учащихся в историко-педагогическом аспекте. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку значение совершенствования методов оценки в современном образовании стремительно возрастает. Кроме того, в системе образования актуальны поиски эффективных и гуманных принципов оценивания достижений учащихся. В педагогическом наследии прошлого представлена поистине уникальная система оценивания, которая позволяет не только самим детям понять, в каком направлении они должны двигаться, но и сделать образовательный воспитательный процесс действительно личностно-ориентированным и гуманным.
Цель работы – изучение методов оценивания достижений учащихся в историко-педагогическом аспекте.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический процесс развития методов оценивания достижений учащихся.
2. Изучить понятие педагогической оценки.
3. Выявить особенности безотметочной системы оценивания достижений учащихся (на примере системы Ш. Амонашвили).
4. Провести опрос среди родителей и детей относительно их отношения к безотметочной системе обучения.
5. Разработать рекомендации для родителей и педагогов.
Выборка составила 32 человека (родители и дети – учащиеся первого класса. В классе используется безотметочная система оценивания по принципам Ш. Амонашвили.
Объект исследования – методы и технологии оценивания достижений учащихся в историко-педагогическом наследии.
Предмет исследования – востребованность безотметочной системы обучения на современном этапе развития образовательной системы.
Методы исследования:
- анализ
- синтез
- систематизация
- анкетирование.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
В условиях, когда образование постоянно модернизируется, исследователи обращают особое внимание на систему оценивания достижений учащихся. Для отечественной системы образования сохраняет свою актуальность отметочная система. Она прошла длительный путь развития. Важно сказать о формировании отдельных теоретических представлений о контроле в конце XVIII – начале XIX в. Они имели отношение преимущественно к проверке и оценке репродуктивных знаний учащихся, за воспроизведение которых по образцу, предложенному педагогом, выставлялись оценки. В целом в XVIII и XIX вв. контроль рассматривался как средство принудить к учению. Оценка имела выраженное воспитательное содержание. Также известно, что впервые отметки использовать в иезуитских школах XVI-XVII веков (она пришла на замену системе телесных наказаний, которая на протяжении длительного периода времени встречалась в школах Европы).
Первым, кто ввел в XVI веке балльную систему оценок в качестве способа повышения соревновательного духа учащихся, был Аквавнва, он являлся четвертым генералом ордена Иезуитов. В конце ученого года проводились экзамены, однако в ходе учебного процесса также постоянно осуществлялся контроль в форме письменных испытаний. Эти экзамены позволяли делить учащихся на группы. Как высшая отметка выступал один балл. Худшие ученики сажались на самые последние скамейки. Лучшие должны были помогать учителям, в частности, каждый день спрашивать отстающий, помогать им, ставить отметки, сообщать. Учитель проводил на уроках опросы, чтобы понять, в какой мере объективно учеником была выставлена оценка и какова результативность его работы [1].
Также важно сказать о развитии отметочной системы от словесной до цифровой, от подробно и разноплановой до более однообразной, короткой. Например, в истории отечественной школы существовала практика 3, 5, 8, 10 и 12-ти бальной системы оценки знаний. Пятибалльная шкала оценивания стала приоритетной, именно она в 1837 г. Была официально установлена Министерством народного просвещения.
19 век стал этапом развития рефлексии относительно системы оценивания. В частности, в периодических изданиях педагоги обсуждали вопрос: «Как оценивать письменные и устные работы учеников в средних и низших учебных заведениях?». Педагоги отмечали, что актуальна задача объективной оценки учащихся. Многие считали, что именно отметочная система способна в полной мере удовлетворить всем потребностям системы образования [5].
Тем не менее, далеко не все выдающиеся педагоги были согласны с такой системой оценивания, полагая, что система оценок должна быть выстроена на гуманных началах. Одним из первых отечественных педагогов, кто пытался разрешить проблему оценки на подлинно гуманных началах, был С.Т.Шацкий. Оценки и экзамены он считал проявлением оценки личности ребенка, тогда как актуальная задача состоит в оценке работы с учетом тех условий, в которых она выполнялась, соответственно, им был предложен системный контроль и оценка результатов учебной работы детей в форме отчетных выступлений учащихся [1].
А вот известным педагогом В.Ф. Шаталовым для контроля знаний были введены так называемые листы открытого учета знаний. Суть данных листов состоит в том, что каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк, который вывешивается для всеобщего обозрения. Такая система отметок обладала большим воспитательным эффектом [1].
Что касается системы без оценок, то здесь крайне интересен опыт педагога Ш.А. Амонашвили. В частности, данный эксперимент предполагал, что дети в младших классах не получали отметки.
Тем не менее, школьники должны были давать родителям и учителям отчеты о собственном труде – в форме рассказов, рисунков, поделок, самостоятельно решенных задач и примеров. За полугодие младшие школьники получали характеристики, в которых были отмечены неудачи за данный период, а также осуществлялась подготовка «пакетов», содержащих образцы работ детей. При организации процесса обучения акцент делался на том, чтобы сформировать у детей мотивы учения, познавательную активность. Состоялась разработка оценочной системы экспериментального обучения, при которой содержательная оценка были включена в учебную деятельность школьного в качестве ее регулятора. В результате экспериментального обучения дети стали проявлять большую активность, самостоятельность, интерес у обучению и стремление получать новые знания [2].
В России 19 столетие стало периодом активных экспериментов в области выработки оценочной системы, причем, это касалось как школьного образования, так и высших учебных заведений Российской империи.
Итогом долгих опытов с педагогической оценкой знаний обучающихся разных уровней образования явилось установление в 1891 г. «Правилами об испытаниях учеников гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения» равномерности распределения устных и письменных испытаний, отказ от односторонних испытаний памяти, расширение прав педагогических советов для «суждения о переводе учеников из класса в класс», но самое главное - для всех гимназий обязательной стала 5-балльная система оценки знаний: «5» -«познания и успехи отличные», «4» - «хорошие», «3» - «удовлетворительные», «2» — «не совсем удовлетворительные», «1» - «вовсе неудовлетворительные», дроби и какие-либо знаки при отметке были запрещены.
А в 1898 г. 5-балльная оценка, принятая в гимназиях, стала обязательной и для учениц женских гимназий Московского учебного округа. Таким образом, к концу XIX в. в системе среднего образования также установилась единая 5-балльная система оценки знаний обучающихся.
Однако данные эксперименты правительства в области оценки знаний поддерживались не всеми учебными заведениями. В Александровском лицее, несмотря на все эксперименты, адаптировали вводимые вновь системы оценки к принятой в этом учебном заведении традиционной 12-балльной системе оценки. И.В. Селезнев описывает это следующим образом: «Система баллов для оценки успехов в науках подверглась изменению в том отношении, что вместо прежнего деления на 4 степени, в 1832 г. (Предписание Его Императорского Высочества главного начальника военно-учебных заведений 21 января 1841 г.), она представила их 6: 0 - худой успех, 1 и 2 слабый, 3, 4 и 5 посредственный, 6, 7 и 8 хороший, 9, 10 и 11 весьма хороший и 12 отличный. В 1834 году (Приказ главного начальника 24 декабря) она получила видоизменение, именно: 12 оставлено для означения отлично хороших успехов, 11 и 10 принято за весьма хорошие успехи, 9 и 8 хорошие, 7 и 6 удовлетворительные, 5 и 4 посредственные, 3 и 2 худые и 1 и 0 для означения безуспешности». То есть предписанные семь разрядов успехов были расписаны в соответствии с 12-балльной системой. В третьем описываемом И. Селезневым периоде, охватывающем 1843 - 1861 гг., «для обозначения успехов в учении оставлено, по-прежнему 12 баллов, с разделением их на семь категорий» («12», «11» - «10», «9» - «8», «7», «6» - «5», «4» - «3», «2» - «1»).
Вторая половина XIX в. отмечается А.И. Аврусом как «время жесточайшей реакции в университетах». Александр III утвердил консервативный университетский устав (1884 г.), циркуляр о «кухаркиных детях». В общем контексте этих событий происходило развитие педагогической оценки знаний. Как видим из анализа исторических документов, во второй половине XIX в. она наконец получила определенность.
Однако на протяжении XIX века (до 1891 г.) в России не было единой, принятой во всех образовательных учреждениях оценочной системы, параллельно сосуществовали в разных заведениях и вербальная, и балльная системы оценок, сменяя друг друга и сосуществуя одновременно. Успехи обучающихся оценивали по следующим оценочным системам, содержащим 3, 4, 5, 6, 7, 12, 50 и 100 баллов.
Применялась в 1867 г. в Ришельевском лицее система оценки с помощью букв: категории успехов А, Б, В (хорошие оценки), Г, Д, Е (плохие).
Были периоды, когда выбор оценочной системы предоставлялся самому преподавателю или руководителю учебного заведения, а также одновременного использования в двух оценочных систем в рамках одного учебного заведения:
• в гимназиях министерства народного просвещения в 1818 г. — 4-балльная система и четыре степени успехов, в 1827 г. - 5-балльная и 15-балльная системы, в 1846 г. - 12-балльная или 6-балльная системы и 7 степеней успешности;
• в Александровском лицее в 1820 г. - 4-балльная и 12-балльная системы, в 1832 г. - 4- и 12-балльная система и 6 разрядов успехов, в 1834 г. - 4-и 12-балльная система и 7 разрядов успеха, в 1842 - 12-балльная система и 5 разрядов успехов, в 1847 г. - 12-балльная система и 7 степеней успехов;
• в Ришельевском лицее в 1817 г. - 50-балльная и 100-балльная система оценок. Таким образом, на протяжении всего XIX века продолжался напряженный поиск оптимальной оценочной системы как на официальном уровне - в Министерстве народного просвещения, о чем свидетельствуют приведенные выше нормативные документы, так и в рамках отдельных учебных заведений, не всегда соглашавшихся с дававшимися им предписаниями. Поэтому эксперименты по оценке знаний обучающихся, проводимые Министерством народного просвещения, сопровождались активным обсуждением этой проблемы в кругах педагогической общественности и педагогической науке [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акинфиев, С.И. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. [Электронный ресурс] – URL: www.dslib.net/obw-pedagogika/osnovnye-cherty-gumanno-lichnostnoj-pedagogicheskoj-koncepcii-sh-a-amonashvili-70-90 (дата обращения 04.06.2024)
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Школа жизни. [Электронный ресурс] – URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/amonashvili-shalva-aleksandrovich/osnovi-gumannoj-pedagogiki-kniga-3-shkola-zhizni?ysclid=lg859ufucs721034911 (Дата обращения 04.06.2024)
3. Байчурина, Ю. В. Портфолио как альтернатива ЕГЭ. Системы оценивания результатов обучения учащихся по окончании школы / Ю. В. Байчурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86449/ (дата обращения: 04.06.2024).
4. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 372 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537556 (дата обращения: 04.06.2024).
5. Гордиенко, О. В. Современные средства оценивания результатов обучения : учебник для вузов / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 177 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/index.php/bcode/538883 (дата обращения: 04.06.2024).
6. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 251 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541139 (дата обращения: 04.06.2024).
7. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536002 (дата обращения: 04.06.2024).
8. Кучина, Е.Н. Оценка как педагогическое понятие. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kak-pedagogicheskoe-ponyatie?ysclid=l9tz3xy3bk198769925 (дата обращения 04.06.2024)
9. Милорадова, Н. Г. Педагогика : учебное пособие для вузов / Н. Г. Милорадова. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 119 с. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514309 (дата обращения: 04.06.2024).
10. Пещеров, Д.В. Научно-технические подходы к оцениванию учебных достижений в трудах отечественных педагогов конца XIX-начала XX вв. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskie-podhody-k-otsenivaniyu-uchebnyh-dostizheniy-v-trudah-otechestvennyh-pedagogov-kontsa-xix-nachala-xx-vv?ysclid=lx0a1kulrg205410617 (дата обращения 04.06.2024)
11. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход : учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 400 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532199 (дата обращения: 04.06.2024).
12. Хусейнова, А.А., Сентилрубан, О.В. Оценивание учебных достижений: современный взгляд // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30031 (дата обращения: 04.06.2024).