Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время необходимо уделять как можно больше внимания речевому развитию ребенка, а также причинам, которые привели к нарушениям этого развития. Особое внимание следует уделять предпосылкам речевого развития, как психологическим, так и физиологическим. Создание необходимых условий для речевого развития и реализации речевых навыков имеет особое значение.
Проблема речевого развития детей младенческого и раннего возраста является предметом исследований ученых разных поколений и отраслей: Л.О. Бадалян (1982), А.Н. Нагель (1961), Т.Б. Филичева (1973), Н.М. Аксарина (1977), А.М. Леушина (1973), Л.С. Выготский (1956), Е.Н. Винарская (1987), О.Е. Громова (2003), Н.С. Жукова (1973), М.Я. Кистякова (1976), А.М. Леушина (1941), Е.М. Мастюкова (1973), А.М. Мастюкова (1973) и др.
В развитии речи существуют определенные этапы и границы. Как отмечает один из исследователей детской речи И.Е. Абелев, этапы естественным образом сменяют друг друга, причем новый этап не механически накладывается на старый, а перестраивает предыдущий, выводя его на более совершенный уровень, так что развитие речи происходит постепенно.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования основных психологических предпосылок развития речи и создания необходимых условий и реализации.
Объектом исследования является процесс формирования основных психологических предпосылок развития речи и создания необходимых условий и реализации.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования основных психологических предпосылок развития речи и создания необходимых условий и реализации.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для формирования основных психологических предпосылок развития речи и создания необходимых условий и реализации.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть психологические предпосылки появления речи у детей;
- изучить этапы психологических предпосылок развития речи;
- детально проанализировать психологические и методические основ работы по развитию речи у обучающихся;
- дать оценку психолого-педагогическому сопровождению и методическому обеспечению процесса развития речи учащихся начальной школы;
- разработать рекомендации по созданию условий для реализации психологических предпосылок для развития речи.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего при нормальном созревании и функционировании центральной нервной системы. Однако язык является важнейшей социальной функцией, поэтому одних биологических предпосылок для его развития недостаточно, речь может возникнуть только тогда, когда ребенок общается со взрослым. Овладение языком как средством общения проходит три основных этапа: этап 1 - эмоциональное общение (первая половина жизни); 2 этап - общение, основанное на понимании языка (со второй половины жизни); 3 этап - речевое общение (от 1,5 до 2 лет).
Эмоциональное общение. Потребность в общении возникает у ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми и формируется в первые два месяца жизни исходя из его первичных потребностей. Это так называемый "доречевой" период, когда общение со взрослыми осуществляется с помощью выразительных, мимических и объектно-действенных средств. Ребенок еще не понимает чужой язык, но на этом этапе создаются условия, обеспечивающие овладение языком в будущем. В этот период у ребенка развивается устойчивая избирательная реакция на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, соответствующая первому по силе, продолжительности и высоте [12].
В этом возрасте большое значение имеет контакт с матерью, выражение ею любви и нежности. Голос матери - основной источник звука, ребенок с удовольствием слушает ее, реагирует на ее интонации. Овладение эмоциональным общением осуществляется путем имитации. Ребенок копирует мимику взрослого, чутко реагирует на каждое новое выражение лица и сигнализирует об эмоциональном состоянии человека, который с ним общается.
По мере развития эмоционального общения у ребенка постепенно появляется желание общаться, которое он выражает с помощью различных движений и звуков. Это период "прогулки", "привыкания", который длится 2-3 месяца. С трех до пяти месяцев появляется болтливость ("ага", "угу"). По мере развития болтовни количество повторений одного и того же слога увеличивается, слоги образуют цепочку, появляются первые слова — обычно к 6 месяцам ("ба-ба", "ма-ма").
Дети чаще воспроизводят слоги, которые усилены, то есть они повторяются взрослыми вслед за ребенком. Особенность эмоционального общения заключается в том, что дети сами не стремятся к общению: оно возникает только по инициативе взрослого. В дальнейшем ребенок сам проявляет инициативу, и задача взрослого - максимально поддержать его стремление к общению. Общение, основанное на понимании языка. К концу первых шести месяцев жизни ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.
Особенность общения, ориентированного на понимание, заключается в том, что ребенок сначала не говорит, а уже действует как собеседник, сначала выражая ответ движением, мимикой и взглядом. В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым различные сочетания звуков ("бум", "дай мне", "тик-так"). В конце первого года жизни у ребенка появляются первые слова. Общение между ребенком и взрослым в этот период протекает очень активно. Общение на основе голоса. На третьем этапе осваиваются различные языковые средства.
С года до трех лет происходит активное пополнение словарного запаса, ребенок составляет предложения, овладевает приемами словоизменения и словообразования. Часто в этом возрасте развивается словообразование, о котором К.И. Чуковский писал в книге "От двух до пяти". К 4,5 годам формирование правильного тонального поведения заканчивается. Появление каждого нового вида общения не приводит к вытеснению предыдущего; некоторое время они сосуществуют, затем каждый вид общения принимает новые, более сложные формы [15].
Роль общения в развитии ребенка доказана исследованиями так называемого "госпитализма". Госпитализация (от лат. госпитализация - это нарушение умственного развития, вызванное отсутствием общения со взрослыми в первые годы жизни малыша. Изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т.д.) рассматривается как депривационная ситуация, оказывающая тормозящее влияние на его умственное развитие.
Эмоциональная депривация оказывает особенно негативное влияние на развитие речи, при котором с момента рождения ребенка наблюдается недостаточное удовлетворение его эмоциональных потребностей и, прежде всего, потребностей в ласке, тепле и любви. Госпитализм встречается не только в детских домах с ранним отделением от матери, но и в семьях, где ребенку не уделяется необходимого внимания, в неблагополучных семьях.
Язык как высшая психическая функция, как основной механизм мышления, может формироваться и развиваться только в условиях общения.
1.2 Этапы психологических предпосылок развития речи
Психологические предпосылки речи проявляются на подготовительном этапе речевого развития (А.Н. Леонтьев).
I подэтап - рефлекторный крик или рефлекторные шумы (от 0 до 1,5 месяцев).
Плач - это основная речевая реакция новорожденного. Соматические процессы сопровождаются различными врожденными рефлекторными звуками: хрюканьем, хныканьем и т. д. По акустическим причинам крики бесконечно разнообразны. В крике преобладают гласные с носовым оттенком. Изначально крики выполняют защитную функцию, гарантируя удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка. Под влиянием эмоционального общения со взрослым первые предпосылки к коммуникативному поведению появляются у ребенка на 3-4 неделе жизни. По описанию Л.О. Бадаляна, в ответ на ласковый голос и улыбку, обращенную к ребенку, возникает так называемое "оральное" внимание – ребенок замирает, губы слегка сжаты и вытянуты вперед, он слушает одними губами. К концу первого месяца жизни ребенок улыбается в ответ на обращение взрослого и издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Таким образом, возникает реакция концентрации на речевом общении, которая является основой для дальнейшего развития "комплекса оживления".
II подэтап - обертывание, начальный обертывание (от 1,5 до 2 месяцев).
Бульканье появляется в конце двух месяцев жизни и представляет собой речевые реакции в виде горловых звуков "гы", "гы" и т. Д. Эти звуки, по словам Н.Х. Швачкина, аморфны, "дофонематичны" по своей природе.
Все признаки префонематической речи характерны для начальной фазы бульканья, что подтверждается исследованиями Р.Е. Левиной о развитии речевого сознания у ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. С. 27.
2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. С. 7-18.
4. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.
6. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. - М., 1961 г.
7. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
8. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
9. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
10. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М.: Просвещение, 1980. – 274 с.
11. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
12. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c.
13. Грибова, О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
14. Груздева О.В. Социально-психологические факторы и условия, детерминирующие процесс речевого развития соматически больных детей дошкольного возраста (на примере часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата): Автореферат дисс. Канд. Псих. наук, 19.00.13, 19.00.04, Казань, 2003
15. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
16. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчук. – 2-е изд. – М.: ЛИНКА-пресс, 1994. – 191 с.
17. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
18. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с. С. 88-90.
20. Лаврентьева М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста // Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
21. Леонтьев А.А Психологические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – М.: Просвящение, 1975. – 81 с.
22. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.
23. Лурия А.Р. Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
24. Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. М., «Просвещение», 1971
25. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
26. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.