Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В новом Уголовном кодексе 1996 года, в частности, была изменена особая часть. Новый кодекс отказался от приверженности советским традициям и перешел к новой иерархии ценностей, защищенных международным законодательством и действующей Конституцией Российской Федерации: личность - общество-государство.
В частности, преступления против общественной морали впервые выделены в самостоятельную группу. Это уже давно было предложено в теории. Моральные устои общества составляют здесь основу, на которой зиждется процесс самоисцеления членов общества, особенно подрастающего поколения. Тяжелое положение любого общества и государства напрямую зависит от того, какие моральные представления и оценки поведения людей, идеалы исповедуются в нем, каково моральное здоровье населения.
Общественная мораль основана на системе правил поведения, идей, обычаев, традиций, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге и чести, господствующих в соответствующем обществе. Индивидуальная мораль человека также является объектом уголовно-правовой защиты, но в нормах о диффамации и оскорблении, о посягательстве на концептуальные права личности.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия изучения преступления против общественной нравственности: понятие и виды.
Объектом исследования являются особенности изучения преступления против общественной нравственности: понятие и виды.
Предметом исследования является общественная нравственность.
Цель исследования: выявить эффективные условия изучения преступления против общественной нравственности: понятие и виды.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю уголовного законодательства о преступлениях, посягающих на общественную нравственность.
2. Проанализировать понятие «преступление против общественной нравственности» и его историческое становление.
3. Дать оценку видам преступлений против общественной нравственности.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. История уголовного законодательства о преступлениях,
посягающих на общественную нравственность
Желание изучить существующий в настоящее время юридический институт предполагает, что нужно проследить его историческую судьбу, а именно причины возникновения этого понятия и изменения, которым оно подверглось в ходе своего исторического развития. В то же время, чтобы проследить генезис правовой нормы, необходимо с самого начала проследить ее возникновение и определить факторы ее детерминации.
Развитие института преступлений против общественной нравственности в отечественной юриспруденции должно быть всесторонним, научно и логически обоснованным, глубоким по содержанию и смыслу. Исторические исследования способствуют расширению представлений об институте правонарушений, выявлению конкретных исторических предпосылок и национальных особенностей формирования этих негативных тенденций.
Первые попытки осмыслить преступления, наносящие ущерб общественной морали, относятся к глубокой древности. В древности изучение морали, нравственности и противоправного поведения, наносящего ущерб общественной морали, развивалось в двух направлениях. На Древнем Востоке - в Китае и Индии - социально-философские учения о морали основывались главным образом на религиозных и моральных представлениях о добре, гармонии и ненасилии [12].
Совершенствование социально-политической организации, отношений личности и общества, создание бесконфликтного общества даже в условиях существовавшего ранее социального классового разделения - это далеко не весь перечень проблем, на которые обращали внимание мыслители прошлого. В отличие от ученых Древнего Востока, Платон, Аристотель и Цицерон пытались понять отношения между людьми и миром в целом, руководствуясь силой человеческого разума, властью государственного закона, а не божественным устройством или мифом.
В средние века христианское учение стало основой понимания морали. Таким образом, конфуцианство рассматривало человечность, справедливость, мораль и добродетель как универсальный закон и признало культ знания и мудрости. С другой стороны, представители Конфуция выражали интересы традиционной аристократии, которая требовала от народа безусловного соблюдения традиций и ритуалов. Дао - это буквально "путь", безличная сила, воля Вселенной, которая должна соответствовать порядку всех вещей в мире. Де буквально означает "добродетель" или "мораль", "нравственность". У-вэй буквально означает "бездействие" - понимание того, когда нужно действовать, а когда ничего не делать.
Даосизм учит созерцательному отношению к жизни, отрицанию любых противоречий и конфликтов, преступлений. Другими словами, цель жизни понимается в даосизме как возвращение к вечному, к своим корням. Общество и человек должны стремиться к простоте и гармонии. Учитель Мо, Мо-цзы, разработал учение о всеобщей любви. Мойизм, как религиозное учение, на протяжении нескольких столетий соперничал по популярности с конфуцианством. В основе учения Мо-цзя лежал призыв ко всеобщей любви. Он считал, что в основе человеческих отношений лежит разум, стремление разума познать единые для всех законы морали [15].
Причиной нарушений моральных норм является отсутствие гармонии в обществе, эгоизм и личные интересы людей. Вы должны заботиться о людях, а не о себе. Мо-цзы утверждал, что если каждый будет относиться к чужим землям и городам так же, как к своим собственным, они не будут нападать на чужую страну или город. Древняя Индия со своими традициями внесла значительный вклад в понимание преступлений против морали.
Индийские религии преимущественно ненасильственны по своей природе или придерживаются принципа ненасилия. Таким образом, наряду с аскетизмом, щедростью, честностью и правдивостью, Лимса является одной из пяти добродетелей. Лимса иногда переводится как "отсутствие причинения вреда". Ахимс основан на глубоком понимании того, что все формы жизни имеют право на существование. И поэтому никто не может причинить вред, причинить страдания или причинить вред любому живому существу без достаточных на то оснований. Это означает очень бережное отношение ко всем живым существам и, в частности, к людям.
Принцип Ахимсы означает, что вы не только прямо, но и косвенно участвуете в причинении страданий живым существам (физическим или умственным). Следовательно, соблюдение ахимсы означает быть внимательным не только к своим действиям, но и к словам, которые могут причинить боль другому, мыслям, с которых начинается большинство действий, эмоциональным проявлениям, которые влияют на эмоциональную сферу других существ. Правила, навязанные среднему верующему буддийским учением, называются "Панча Шила", или пять заповедей.
Их содержание состояло из следующих утверждений: не причинять вреда живым существам, ничего не брать у других без добровольного согласия, не нарушать супружескую верность, не лгать, не употреблять одурманивающие напитки и наркотики. Таким образом, Гераклит, как и китайские философы, ставил моральный облик человека в зависимость от обладания истинным знанием. Продолжая китайское учение о светлых и темных началах, Гераклит сравнивал человеческую душу с логосом, огнем, говоря, что чем больше огня (или света) в душе, тем она "суше", тем нравственнее человек [13].
Постоянная борьба огня и влаги в человеке символизирует борьбу разума и чувственной плоти. Разум направляет человека к Логосу Бога, а чувства влекут его в животный мир. Сократ упоминал в своих диалогах некоего "Димона", свой внутренний голос. Сократ верил, что в душе каждого человека есть частица этого Универсального Разума, голос Бога, который Сократ называл алмазом.
Он считал, что существует два вида несправедливости: один - теми, кто ее совершает, другой - теми, кто не может отделить незаконное от того, против кого оно совершается. Другими словами, несправедливость исходит от самого общества и может привести к противоречиям и преступлениям. Он считает человека разумным существом, в котором есть что-то божественное.
Сенека утверждает, что самое важное требование к человеку - стать нравственным. Счастье зависит от нас самих. Для достижения высшего счастья нет смысла" заботиться о деньгах, одежде, славе, власти или красоте. Ничто из этого не приближает человека к блаженству. Напротив, высшее богатство - это отсутствие жадности.
Некоторые могут презирать все, никто не может иметь всего. Кратчайший путь к богатству лежит через презрение к богатству. Сенека учил, что даже в мыслях нужно быть честным и порядочным, он внимательно относился к внутреннему миру каждого человека, состоянию человеческой души. Для человека важно сохранять душевное равновесие и гармонию. С точки зрения Марка Аврелия, конфликты - неотъемлемая часть человеческой жизни, его интересуют противоречия, возникающие в самом человеке, интерпретирующем его поведение [18].
Согласно Гоббсу, человек обладает физическими и духовными способностями, люди от природы одинаковы по своим физическим и умственным способностям, различаются по темпераменту. На развитие темперамента влияют образ жизни, обстоятельства, самопознание, самокритика и авторитет. Но, как говорит Гоббс, люди от природы склонны к жадности, страху, гневу и животным страстям. Дж. Локк указывает, что, поскольку все люди равны и независимы, ни один из них не должен причинять вред жизни, здоровью, свободе или собственности другого человека.
В начале XX века мысли о морали начинают развиваться в рамках естественно-научного знания, ученые ориентируются на познание действительности, опираясь на чувства и разум. С. Монтескье отвергает конфликты, говоря, что мир - это первая естественная Закон человека. Таким образом, К.А. Гельвеций считает, что люди по своей природе не являются ни добрыми, ни злыми, а находятся под влиянием социального окружения. Он выделяет три мотива человеческой деятельности: "страсти", "гордость", "любовь", "дружба", "зависть", "стремление к счастью" и "интересы". По словам Гельвеция, разум дан нам для того, чтобы служить страстям, а не бороться с ними. Это их советчик, а не тиран, а что касается стремления человека к счастью, то автор считает, что счастье людей в том, чтобы любить, делать то, что они должны делать [17].
Зачатки норм об уголовной ответственности за преступления против общественной морали содержались уже в первых уголовно-правовых актах России. Действия, указанные в главе 1 настоящего постановления "О богохульниках и церковных бунтарях", состоящие из 9 статей, могут быть отнесены к преступлениям против общественной морали из Постановления Русского собора 1649 г. Наказание за нарушение церковной этики было самым суровым - смертная казнь. В главе 22 этого кодекса советов под названием "Указ о применении смертной казни", рассматриваются такие моральные преступления, как грубое обращение детей с родителями, коллективный труд и жестокое обращение с животными других людей.
Правовые нормы, касающиеся преступлений против общественной морали, были включены в статью 219 Устава благочиния, или полицейского, от 8 апреля 1782 г., которая предусматривала запрет на публичные игры, развлечения и театральные представления, нарушающие приличия. Нормы, регулирующие преступления против морали, были разработаны в Уголовном кодексе 1845 года. Это постановление впервые включило нормы ответственности за преступления против общественной морали в раздел 8 "О преступлениях против общественного порядка и упадка", а именно в главу IV "О преступлениях против общественной морали и нарушении правил техники безопасности" (статьи 993-1003).
Сама глава была озаглавлена "Преступления против общественной морали", что актуально и в настоящее время. Эта глава состояла из двух разделов. Первый содержал нормы "о соблазнительном и развратном пороке мужского счастья" и "разоблачение не менее противоестественного порока скотоложства". Второй раздел включал нормы "о произведениях, нарушающих мораль и приличия, заявления, представления и речи", такие как наказание за распространение произведений, основанных на "искажении морали" или "явно нарушающих мораль или приличия, или на законных изобретениях, склонных к такому искушению".
Термин "благочиние" был введен в XVI – первой половине XVII в. Термин, используемый в основном в повседневной жизни Русской Православной Церкви в начале двадцатого века, обозначает строгий порядок, соблюдение строгого порядка и приличное поведение. В статье 993 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, предусматривается наступление ответственности в случаях: если лицо, имеющее надзор за несовершеннолетними и малолетними, или же находящимся в услужении опекунов, родителей или родственников, будут благоприятны склонность их к непотребству и другому пороку, или же побуждать их к данному своими обольщениями и внушениями, они должны быть заключены в тюрьму на срок - 2 - 4 месяца. Кроме того, он может быть лишен права на осуществление надзора за малолетними [6].
Статья 995 Уложения предусматривает ответственность за следующее: в случае признания виновным в неестественном проявлении мужества он лишается всех имущественных прав и направляется на поселение в Сибирь, более того, и если он христианин, то подлежит церковному покаянию по указанию своего духовного начальства. Статья 996 Кодекса предусматривает ответственность, если "преступление против несовершеннолетних или слабоумных, указанное в статье 995, было насильственным или совершено, то виновный лишается всех прав на имущество на срок от 10 до 20 лет и направляется на принудительные работы в крепость".
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология мировой философии: в 4 т., М.: Мысль,1969. - Т.1. - Ч.1 - С.118 5. Фрагменты ранних греческих философов. - Ч.1 М.: Наука, 1989. - С. 218.
2. Белогриц-Котляровский Л.С. Учебник русского уголовного права: Общая и особенная части / Л.С. Белогриц-Котляревский, орд. проф. Ун-та св. Владимира. К. : Южно-рус. кн-во Ф.А. Иогансона, 1903. С. 503–504.
3. Боровиков В.Б. Вопросы Уголовного Права в судебной практике - М.; 2003. - С.43
4. Бытко Ю.И. Сборник нормативных актов по уголовному праву России X - XX веков / Ю.И. Бытко, С.Ю. Бытко. - Саратов: Научная книга, 2006. - 786 с.
5. Гельвеций К. Энциклопедия мудрости. М.: РОСССА, 2007. - С. 392.
6. Гобс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - Соч. в 2 т. - Т. 2 М., 1991. - С.95.
7. Кочаян С., Ответственность за порнографию / Советская юстиция 1989, № 12, с. 12.
8. Лохвицкий А.В. Курс русского уголовного права / Соч. А. Лохвицкого, д-ра прав. // Изд. Журн. М-ва юст. СПб. : Печ. в тип. правительствующего Сената, 1867. С. 443.
9. Монтескье Ш. О духе законов / Антология мировой философии. Т.2 Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения/ред. коллегия: В.В.Соколов. - М.: Мысль,1970. - С.540.
10. Плешаков А., Шерба С. Уголовная ответственность за жестокое обрашение с животными / Советская юстиция,1991, № 2, с.22.
11. Плешаков А., Щерба С., Уголовная ответственность за пропаганду культа насилия и жестокости / Советская Юстиция 1988, № 13, с.11.
12. Проституция и преступность / под ред. Хотченкова Ю.М.,Шмароав И.В., М., ЮЛ, 1991.
13. Сборник материалов по истории социалистического уголовного законодательства (1917-1937 гг.). - М., 1938. - С.58, 203.
14. Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР. - 1926. - N 80. - Ст. 600. 23. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1993. - N 1. - С. 12.
15. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая: Лекции: В 2 т. М., 1994. - Т. 2. - С. 316.
16. Уголовное право: Учебник / под ред. Казаченко И.Я., издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, М., 1997, с.481 – 482
17. Чернявская Т.А. Законодательные памятники России до 1917 года. Соборное уложение 1649 г. – М. 1997. - с.97-98
18. Шалагин А.Е. Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны / А.Е. Шалагин // ВЭПС. 2011. № 2.
19. Шевченко А.С. Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны / А.С. Шевченко // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. № 4.
20. Яни С.А., Сырых В.М. Эффективность уголовного законодательства об охране памятников / Советское государство и право, 1990, № 3, с.74.