Фрагмент для ознакомления
2
В русском языке существует множество слов, которые играют особенно важную роль в предложении и несут на себе смысловую нагрузку. Эти слова называются знаменательными, и без них сложно представить полноценную коммуникацию.
Разберемся, что такое знаменательные слова, какие они бывают и какую функцию они выполняют в русском языке.
Для начала отметим, что в целом части речи делятся на два больших класса:
1. Самостоятельные части речи.
2. Несамостоятельные части речи.
Первые обладают полноценным лексическим и грамматическим значением и к ним можно задать вопрос: кто? что? что делает? сколько? какой? как?
Кроме того, эти слова содержат в себе показатели грамматических категорий и выполняют номинативную функцию в предложении.
В классе знаменательных частей речи выделяются полнознаменательные слова или полнознаменательные части речи.
Полнознаменательные слова ˗ это те, которые непосредственно обозначают предметы, признаки, действия или отношения между ними. Они передают основной смысл высказывания и несут на себе основную информацию. К знаменательным словам относятся существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Существительные обозначают предметы, явления, животных, растения и т.д. Они выполняют роль основных имен в предложении и могут иметь разные род, число и падеж.
Прилагательные характеризуют существительные, придают им определенные признаки или свойства. Они изменяются по роду, числу и падежу, согласуясь с определяемым существительным.
Глаголы обозначают действия или состояния. Они могут меняться по лицам, временам, наклонениям и видам.
Наречия обозначают обстоятельства действия или признаки предмета. Они могут изменяться или оставаться неизменными.
Местоимения не относятся к полнознаменательным словам и образуют отдельную группу частей речи. Связано это с тем, что местоимения не выполняют собственно номинативной функции, а выполняют дейктическую и референтную функцию, то есть указывают на события, явления и признаки. Данная частеречная группа дублирует по морфологическим и синтаксическим признакам основные части речи.
К полнознаменательным словам относятся лексемы с абсолютным употреблением, то есть обладающие такой смысловой насыщенностью, что не требуют для уяснения конкретизирующих слов. Распространители могут употребляться в дополнение к словам с абсолютным значением для выполнения коммуникативных задач, не связанных с когнитивными.
Также, к полнознаменательным словам относятся такие, которые, хотя и обладают достаточной смысловой полнотой, тем не менее, нуждаются в распространителях для полноценной реализации в высказывании.
Таким образом, вышеописанные слова нельзя считать лексически неполноценными, поскольку их значение может быть объяснено вне контекста высказывания. Отсюда следует, что такие слова, обладая лексической самостоятельностью, могут утрачивать синтаксическую самостоятельность и обнаруживать структурную неполноту.
Знаменательные лексико-грамматические классы слов, в особенности именные, глаголы и глагольные формы, а также наречия, являясь элементами сложившейся относительно упорядоченной иерархической системы, отнюдь не являются статичными, застывшими. Напротив, им свойственно стремление к динамическому сближению, многоплановому и многоуровнему взаимодействию. Это справедливо лишь для тех лексем, которые испытывают притяжение одновременно к разным частям речи.
Исходя из полевой теории частей речи, предложенной В.Г. Адмони, в каждом лексико-грамматическом классе выделяются ядро и периферия. Ядро каждого лексико-грамматического класса представляют только те лексемы, которые обладают наиболее полным набором грамматических категорий, позволяющих достаточно определённо квалифицировать их частеречный статус.
Среди имён существительных это существительные конкретные, поскольку только они в сравнении с остальными лексико-грамматическими разрядами изменяются по числам, что является признаком считаемости, поэтому они могут сочетаться с количественными числительными и неопределённо-количественными словами.
Ядром класса прилагательных является лексико-грамматический разряд качественных прилагательных, обладающих самой обширной и полной парадигмой. На периферии остаются слова со слабо выраженными признаками либо неполным набором форм словоизменения конкретного слова по той или иной грамматической категории.
Именно периферийные участки, на которых расположились слова синкретичной разрядовой семантики, являются наиболее благоприятной почвой для возникновения различных типов взаимодействия.
Рассмотрим подробнее процесс изменения семантики некоторых полнознаменательных частей речи.
В области лексико-грамматических разрядов имён существительных сдвиг семантики приводит к появлению такого выразительного средства, как метонимический перенос.
В определённом контекстуальном окружении, то есть на синтагматическом уровне, происходит расширение лексических значений слов.
Появившиеся в результате лексико-семантические варианты меняют и свои лексико-грамматические разряды. Процесс этот довольно активен.
Наиболее частотными являются следующие типы параллельных соотношений:
а) абстрактное существительное – вещественное: плавка чугуна – получить качественную плавку; удобрение для сада – минеральное удобрение;
б) абстрактное существительное – конкретное: гонка вооружений – велосипедная гонка; выход продукции – пожарный выход;
в) вещественное существительное – собирательное: столовые приборы из серебра – в магазине много серебра (изделий из серебра); конфетница из хрусталя – в доме много хрусталя (посуды из хрусталя).
Семантические изменения неизбежно приводят к масштабным изменениям в грамматике, когда вполне предсказуемо появляются грамматические признаки, характерные уже для другого разряда.
Если прилагательные образованы от конкретных существительных, то они приобретают качественное значение только в составе фразеологически связанного сочетания: халатное отношение, кабинетный учёный. Притяжательные прилагательные, образованные от названий животных, проходят целый цикл трансформаций, прежде чем получить качественное значение. Сначала они становятся относительными в сочетании с конкретными существительными и только потом – качественными, когда сочетаются с отвлечёнными существительными: львиная пещера – львиная шкура – львиное лицо (то есть властное, крупное, породистое).
Согласно научным воззрениям С.О. Малевинского, полнознаменательные слова, отличаются тем, что они предназначены для выполнения номинативных функций, имеют хотя бы одно основное лексическое значение и образуют своеобразное семантическое ядро, своего рода смысловой костяк.
Значения и значимость, составляющие семантику, объединены.
Содержание основного лексического значения представляет собой «связку» семантических признаков, которые в совокупности необходимы для идентификационной оценки потенциальных индикативных объектов слова с точки зрения соответствия/противоречия.
Вербальное обозначение объектов может осуществляться не только путем прямого указания на присущие им свойства, но и через сравнение их с какими-то другими предметами и явлениями. Отсюда С.О. Малевинский выделяет слова с семантикой сравнения, в том числе прилагательные, в морфемном составе которых находятся субстанции «-видный», «-подобный», «-образный».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Ни два ни полтора: семантика неопределенности в русской идиоматике // Русский язык в научном освещении. 2016. № 2 (32). С. 32-45.
2. Бондарко А.B. Теория функциональной грамматики: «Bведение. Аспектуальность. Bременная локализованность. Таксис». – Л.: Hаука, 1987 – 348 с.
3. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: избранные труды. М.: Наука, 1977. 312 с.
4. Добровольский Д.О., Кретов А.А., Шаров С.А. Корпус параллельных текстов: архитектура и воз- можности использования // Национальный корпус русского языка: 2003-2005. – М.: Индрик, 2005. –
С. 263- 296.
5. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 540 с.
6. Зализняк А. А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Константы и переменные русской языковой картины мира. – М.: Языки славянских культур, 2012. – 696 с.
7. Малевинский С.О., Ткаченко М.С. Типология значений полнознаменательных слов – М.: Гуманитарные исследования, 2021 г., №4.
8. Малевинский, С. О. Лингвистические мифы и основания реалистической лингвистики / С. О. Малевинский. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2018. – 224 с.
9. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru/ .
10. Падучева Е.В. Неопределенность как семантическая доминанта русской языковой картины мира /Падучева Е.В., 1996.
11. Падучева Е.В. Статьи разных лет. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 736 с.
12. Скобликова, Е.С. Согласование и управление в русском языке / Е.С. Скобликова. М., 1971.
13. Ушакова Л. И. Современный русский язык. Морфология / Л. И. Ушакова. – Белгород : Изд-во Белгород. гос. ун-та, 1999. – 282 с.
14. Чейф У. Данное, контрастивность, определенность, подлежащее, топики и точка зрения.// Новое в зарубежной лингвистике. - М., - 1982. - Вып. II. - 276 с.
15. Чеснокова, Л.Д. Категория количества / Л.Д. Чеснокова. Таганрог, 1992.
16. Шмелев А.Д. Парадоксы идентификации. В кн.: Тождество и подобие. Сравнение и идентифика- ция. – М.: Наука, 1990. – С. 33-51.
Шмелев, Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка /