Фрагмент для ознакомления
2
Данная тема является актуальной, так как исследование государственной службы в России сегодня объясняется широким перечнем проблем, возникающих на данный период времени в системе государственной службы, ее должностей, видов, групп, категорий, а также системы прохождения государственной службы.
По большей части данные проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками положений федерального законодательства о государственной службе. Все это происходит в связи с тем, что в России произошел значительный перепад и предыдущая система государственного и партийного управления, свойственная советскому периоду, ранее действовавшая административно-командная система была упразднена, а институты демократического управления государством, в том числе местными органами самоуправления, институтами гражданского общества, правового и социального государства, а также системы их совместного функционирования еще находятся на стадии формирования.
Сегодня в России речь идет о системе государственной службы как о новом явлении общества. Следует создать государственную службу, которая одновременно соответствовала бы нормам социального, правового, светского и демократического государства с республиканской формой правления, а также факторам и условиям независимого гражданского общества при развитой экономической системе, разнообразием социальных групп и слоев, эффективной защитой прав и свобод человека и гражданина.
Административная реформа привела к значительным изменениям в системе органов государственной власти на всех уровнях, изменила формы и методы государственного управления, создала целую совокупность организаций и учреждений, осуществляющих координационные функции Президента РФ, повлекла за собой усиление его роли во всех сфера общественного и государственного управления.
К наиболее острым проблемам деятельности государственной службы относятся:
1) организационная нестабильность государственных структур на всех уровнях, отсутствие ясности по отношению к перспективам государственного устройства;
2) недостаточность и несистемность правового регулирования государственного аппарата – правового статуса и деятельности государственных служащих;
3) отсутствие единой государственной политики в подборе кадров государственных служащих, отсутствие координации этой работы в различных звеньях государственного управления;
4) снижение престижа государственной службы, высокий уровень неопределенности в будущем, отсутствие уверенности в своем положении подавляющей массы государственных служащих;
5) слабая подготовка по профессии, отсутствие компетенции значительной части государственных служащих, особенно в правовых, экономических, кадровых, финансовых вопросах;
6) коррумпированность государственного аппарата, использование должностного положения как источника дополнительных доходов, преимуществ, отсутствие связи личного интереса чиновников с успешностью введения экономической реформы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственной службой в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают особенности реформирования государственной службы в Российской Федерации.
Цель данной работы – комплексное исследование сущности и особенностей государственной службы как системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и становление государственной службы;
2) рассмотреть систему государственной службы и принципы ее построения;
3) исследовать особенности правового регулирования института государственной службы;
4) изучить проблемы организации государственной службы;
5) определить перспективы совершенствования и развития государственной службы в Российской Федерации.
Методологическую основу данного исследования составляют как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и т.д.), так и частнонаучные (формально-юридический, исторический, системный и т.д.) методы юридического исследования.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика государственной службы в Российской Федерации
1.1 Понятие и становление государственной службы
За все время существования Российского государства практически отсутствовало законодательство, связанное с системой государственной службы. Было широко распространено следующее определение: государственная служба является некоторой формой трудовой деятельности человека, отличительная особенность которого обуславливается не только формированием материальных ценностей путем физического труда или в оказании тех или иных хозяйственных и производственных услуг (например, ремонтные услуги), а в осуществлении административных, социальных, воспитательных, культурных функций.
В таком обширном понимании государственная службы была введена, по своему содержанию, к работе во всех государственных учреждениях, т.е. государственных органах и предприятиях. Необходимо особо отметить, что в подобном понимании государственная служба была противопоставлена другой основной форме трудовой деятельности человека, т.е. труду рабочих и крестьян.
В рамках настоящего исследования следует рассмотреть послереволюционный период развития отечественного законодательства о государственной службе. Следует отметить, что государственная служба Российской империи в дореволюционный период характеризовалась низкой эффективностью, неразвитостью чувства ответственности чиновников за выполняемую ими работу, а также неспособностью российской бюрократии к деятельному участию в общественном обновлении в силу своей кастовой отчужденности от общества.
После Октябрьской революции 1917 года в России началось создание нового централизованного механизма государственной власти на основе аппарата большевистской партии, что повлекло за собой значительные преобразования в функционировании всего механизма государственного управления. Кадры государственных служащих создавались по большей части из членов партии. Корпус госслужащих включал в себя две части: новая, советская бюрократия управления, и старая, которая постепенно размывалась. Была развернута подготовка квалифицированных кадров, которые соответствовали коммунистической системе власти .
Формирование советской милиции произошло 10 ноября 1917 года, когда издали постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» , предусматривавшие организацию ее на основании всеобщего вооружения народа. Это значило, что служба в милиции осуществлялась на общественных началах. 12 октября 1918 года НКВД и НКЮ РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Данный акт определял формирование штатной регулярной милиции, которая действовала как орган государства по охране общественного порядка.
3 апреля 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции» . Все разновидности милиции, находившиеся в ведении НКВД, были приняты на государственное содержание, было введено обязательное обучение личного состава воинской дисциплине и военному делу.
После завершения Гражданской войны и формирования Советского Союза большинство признаков государственного управления, образовавшиеся в первые годы советской власти, были значительно укреплены. В сущности, вся власть была сосредоточена в руках вождя, а именно – главы правящей коммунистической партии.
В Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. напрямую была предусмотрена руководящая роль коммунистической партии в обществе. Наиболее важными задачами партийных органов являлись подбор, воспитание и последующая расстановка кадров.
В конечном итоге была сформирована точная система отбора, проверки, воспитания кадров управления. Ввели категорию номенклатуры. Она представляла собой список самых важнейших должностей в аппарате государства и в общественных организациях, кандидатуры на которые были рассмотрены и утверждены партийными комитетами – от районного комитета до ЦК. Номенклатура охватывала весь механизм управления, хотя и не обладал юридическим оформлением. Руководящие посты могли занимать исключительно члены партии, которые рекомендовались определенными партийными комитетами.
В Советском Союзе все находилось под контролем государства, число бюрократии было огромным и постоянно росло. Общее число служащих и рабочих в народном хозяйстве достигло к 1954 году почти 45 миллионов человек, их которых 6 с половиной миллионов составлял административный персонал, то есть каждый седьмой работник был сотрудником аппарата управления .
Интересно то, что из высшей номенклатуры исключили профессиональных экономистов и юристов. По большей части преобладали специалисты с военным и техническим образованием. Видимо, это можно объяснить тем, чтобы не допустить противодействия системе организации власти со стороны специалистов, обладающих более глубокими знаниями в сфере социальных процессов. Постепенно аппарат государства обрастал привилегиями, которые распределялись в строгом соответствии с иерархией должностей. Вместе с тем, большими привилегиями обладали номенклатурные работники.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) О системе государственной службы Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Российская газета, N 104, 31.05.2003
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2024) О государственной гражданской службе Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Российская газета, N 162, 31.07.2004
4. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 23.03.2024) О воинской обязанности и военной службе (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024) // Российская газета, N 63-64, 02.04.1998 // Российская газета, N 63-64, 02.04.1998.
5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 262-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона О таможенном регулировании в Российской Федерации // Российская газета, N 154, 16.07.2015
Научная и учебная литература:
6. Аванесян Д.Н. История государственной службы и ее особенности // Журнал «International scientific research». - 2017. - С. 532-533.
7. Алиева Э.Б., Гусейнов Г.А. Принципы государственной службы: проблемы правового регулирования // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 12 (151). - С. 435-437.
8. Ахмедулин В.А., Ахметов Р.Р., Ямщикова С.Л. Принципы государственной службы как структурный элемент государственной службы // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2023. - № 104-8. - С. 45-47.
9. Баранова Е.С. История становления государственной службы в России в постсоветский период // Журнал «Право и законность: вопросы теории и практики». - 2018. - С. 40-43.
10. Гневко А.В., Зернов А.О., Воскресенская Е.В. Актуальные проблемы государственной службы в РФ // Журнал «Социология и право». - 2020. - № 1 (47). - С. 60-65.
11. Довгалев Ю.Ю., Маковская И.П., Динмухамедова З.Х. Понятие государственной службы, основные принципы построения и функционирования // Актуальные проблемы развития науки в современном мире. Сборник научных статей. - 2023. - С. 77-78.
12. Ефремова Ю.О. Перспективы развития и реформирования государственной службы в России // Журнал «Научный альманах». - 2023. - № 9-2 (107). - С. 93-95.
13. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936 (утратил силу)
14. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // Ведомости ВС СССР, 1977, N 41, ст. 617(утратил силу)
15. Майстренко А.Г., Майстренко Г.А. Правовое регулирование государственной службы в России и пути его совершенствования // Журнал «Право и управление». - 2022. - № 11. - С. 196-201.
16. Молокоедова В.С., Захарова Е.Р., Ракша Н.С. Актуальные проблемы реформирования государственной службы // Социально-гуманитарное знание как фактор модернизации общества и государства: отечественный и зарубежный опыт. Сборник научных статей. - 2023. - С. 78-81.
17. Никитина О.В. Система и виды государственной службы // Журнал «Молодой ученый». -2020. - № 45 (335). - С. 153-155.
18. Пашинина А.И., Зелепукин Р.В. Перспективы развития современной системы государственной службы // Символ науки: международный научный журнал. - 2024. - Т. 2. - № 3-2. - С. 127-129.
19. Постановление НКВД РСФСР от 28.10.1917 О рабочей милиции // СУ РСФСР, 1917, N 1, ст. 15, 2-е издание (утратил силу)
20. Постановление НКВД РСФСР, Наркомюста РСФСР от 13.10.1918 Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция) // СУ РСФСР, 1918, N 75, ст. 813(утратил силу)
21. Прокофьев М.В. Понятие государственной службы иных видов // Евразийский юридический журнал. -2020. - № 1 (140).- С. 165-166.
22. Рогова П.А. Актуальные проблемы и перспективы развития государственной службы в Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 24-2 (169). - С. 29-34.
23. Россинский Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, - 6-е изд., пересмотр. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. - 640 с.
24. Симонян К.А. Некоторые проблемы правового регулирования видов государственной службы в Российской Федерации // Журнал «Эпомен». - 2020. - № 38. - С. 145-149.
25. Тонких В.А., Лытнева Н.А. Государственная служба в Российской Федерации: история и современность // Журнал «Молодой ученый». - 2017. - № 15 (149). - С. 310-312.
26. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) Об основах государственной службы Российской Федерации // Российская газета, N 149, 03.08.1995 (утратил силу)
27. Харченко Е.Э., Юшко А.В. Система принципов отечественной государственной службы // Журнал «Эпомен». - 2022. - № 70. - С. 222-224.
28. Хасанова А.К., Максимов И.Б. Состояние государственной службы и перспективы ее развития // Журнал «Юридическая наука: история и современность». - 2022. - № 5. - С. 77-82.
29. Хаустова О.В., Уржа О.А. История развития государственной службы в России // Журнал «Материалы Ивановских чтений». - 2018. - № 1-1 (18).- С. 66-72.