Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Организация культурной досуговой деятельности молодёжи является неотъемлемой частью любого общества и социума. Независимо от времени года для молодёжи и юношества всегда организуют досуговые мероприятия. Досуговая деятельность понимается как отдых, направленный на развлечение, оздоровление и развитие индивидуальных качеств молодёжи.
Под культурно-зрелищными программами понимают организацию зрелищных культурно-массовых мероприятий досугово-увеселительного характера, к которым можно отнести шоу-программы, дискотеки, фестивали, конкурсы, концерты, кинопоказы и др. Такого рода мероприятия проводят с использованием аудиовизуальных и других технических средств. Они предполагают массовые скопления народа в закрытых помещениях и на открытых площадках.
Культурно-зрелищные программы мероприятий выполняют просветительские, образовательные, развлекательные функции и разнообразят культурную жизнь людей. Все эти программы и мероприятия соответствуют народным традициям и особенностям культурной жизни социума.
В современной досугово-развлекательной среде часто используют инновационные технологии, которые изменяют подходы к современной сфере культуры и искусства. К ним сегодня относят:
-самообучающиеся чат-боты;
-виртуальная реальность;
-нейросети;
-блокчейн и др.
Самообучающиеся чат-боты отвечают на вопросы аудитории и вовлекают зрителей в сферу культуры. Технология дополненной реальности позволяет показать то, что не видно обычному взгляду. Виртуальная реальность позволяет масштабировать и организовывать культурное пространство в любом месте. Нейросети могут формировать индивидуальные культурно-образовательные траектории с учётом различных факторов. Блокчейн позволяет оцифровать предметы искусства и сделать их доступными для всех желающих по всему миру и др.
Под технологиями социально-культурной деятельности понимают совокупность методов, процессов и способов создания и проведения социально-культурны мероприятий. Речь идёт об организации культурного досуга людей в целях удовлетворения их культурных потребностей. Это называют культурными инновациями. Культурные инновации – это впервые внедряющиеся в культуру идеи, ценности, нормы, оригинальные продукты творческой деятельности.
Они создают предпосылки для прогрессивных социокультурных изменений в социуме. В качестве примера можно рассматривать фестивальное движение в молодёжной среде. Такого рода вид массовой культуры позволяет говорить об интеграции молодёжи со всего мира через организацию культурных и молодёжных фестивалей.
Цель работы: обосновать необходимость реализации социально-культурных инноваций в организации художественно-зрелищных программ для молодёжи.
Объект исследования: процесс реализации социально-культурных инноваций в организации художественно-зрелищных программ для молодёжи.
Предмет исследования: средства и способы реализации социально-культурных инноваций в организации художественно-зрелищных программ для молодёжи.
Задачи:
1. Провести анализ понятия художественно-зрелищные программы для молодёжи в современном обществе.
2. Изучить особенности реализации художественно-зрелищных программ для молодёжи посредством социально-культурных инноваций.
3. Описать организационные условия реализации художественно-зрелищных программ для молодёжи посредством социально-культурных инноваций.
4. Предложить методические рекомендации по реализации художественно-зрелищных программ для молодёжи посредством социально-культурных инноваций.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы социально-культурных инноваций в организации художественно-зрелищных программ для молодёжи
1.1. Анализ понятия художественно-зрелищные программы для молодёжи в современном обществе
Целью создания художественно-зрелищных программ является создание условий для обмена культурным опытом, идеями и традициями людей.
Любая организация, работающая в области организации зрелищно-досуговых мероприятий, выступает субъектом, реализующим законодательно-закрепленную политику в отношении их развития. Это особый потенциал в развитии культурной политики страны, который непосредственно связан с развитием личности в ходе организации культурно-досуговой деятельности [11].
Чтобы проводить такого рода мероприятия, необходимо соответствующее финансирование, площадки, помещения, технологическая поддержка и др. Такого рода процессы способствуют установлению мира и дружбы между людьми, и народами, как, к примеру, фестивальное движение.
К основным задачам фестивального движения относят организацию и проведение культурных мероприятий, с целью стимулирования обмена культурным опытом между странами. Это необходимо для создания диалога между молодёжными организациями различных стран.
В процессе фестиваля проводятся различные культурные мероприятия и программы, концерты, творческие мастер-классы, организация выставок, образовательные семинары и др. [19].
Развитие музыкально-творческих способностей юношества осуществляется не только через непосредственный контакт субъектов. Это осуществляется через преображение среды его проживания, через конструирование особой среды, которая позволит удовлетворить потребности в свободном общении и досуге.
Современное понимание организации культурной деятельности может быть связано с фестивальным движением, направленным на развитие, в том числе, творческих способностей участников мероприятий.
Приоритетными в жизни человечества должны стать знания, культура, воспитанность и интеллигентность каждого субъекта образования. В современной образовательной среде формирование положительного отношения к различным ценностям и национально-культурным традициям является актуальной проблемой. Это одна из главных задач в современном образовательном и социальном пространстве. Система базовых национальных ценностей включает себя, патриотизм, социальную солидарность, семью, здоровье, труд, творчество, традиционные религии России.
Это дает организаторам большие возможности для создания различных инновационных проектов, которые позволяют развивать ценности и положительное отношение к национальным традициям.
Современная культурно-образовательная среда как социальное явление ориентирована на формирование личности, и на выполнение важнейших функций развития, профессионализации, социализации и воспитания человека.
В современных условиях происходит непрерывное расширение контактов в области культуры, отдыха и творчества. Упоминание про фестивальное движение молодёжи начинается с первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1947 году в Праге. В 1957 году в Москве также был проведён масштабный фестиваль молодёжи.
Целью проведения фестивалей является обмен культурным опытом и установление дружбы между народами через проведение различных культурных мероприятий, что также может служить продуктивным досугом наиболее активных слоёв молодёжи и студентов и их успешную социализацию в обществе.
Под культурой понимают создание системы духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую, производственную, духовную, социальную.
В современной социальной среде у значительной части социально демографических групп преобладают некие стандарты и стереотипы занятий и поведения, для развития тех или иных способностей и навыков молодёжи. Одной из них является фестивальное движение, которое стимулирует развитие культурных способностей и социализации молодёжи разных стран [7].
С позиции интегративного подхода исследователи рассматривают такую категорию как творческий потенциал личности субъекта. Это можно рассматривать как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным динамическим образованием. Потенциал развития есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития. Именно молодёжь всегда открыта всему новому [16].
Сложно однозначно дать характеристику такому понятию как творческий потенциал субъекта, поскольку это интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты. Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться нетронутым. Это зависит от условий развития этого феномена.
Разработкой в области проблем организации культурной деятельности молодёжи занимались исследователи А.А. Андреева, Н.И. Астахова, М.О. Кучеревская и др. Исследованием ультурного досуга подростков и молодежи занимались В.В. Волгунова, И.Л. Давлетчин, И.А. Зеткина и др.
Раскрытием факторов и условий развития творческих способностей и творческого потенциала молодежи занимались Л.И. Галеева, Р.И. Турханова, О.С. Гребенюк и др. Это переход от реального мира, к воображаемому, когда происходит развитие интеллектуальных способностей и видение необычное в обычном. При этом происходит обретение новых познавательных интересов. Эмоционально-волевая сфера субъекта обогащается переживаниями радости творчества как личной и социальной ценности. Все это в совокупности и в комплексе ведет к развитию творческих способностей субъектов.
Фестивали относят к одному из видов музыкальных досуговых мероприятий. Творческое воспитание и развитие не ограничивается лишь какой-либо обязательной учебной или профессиональной деятельностью. При реализации фестивального движения идет нравственно-эстетическое формирование личности средствами культуры и искусства [23].
Чем интереснее, содержательнее и разнообразнее формы культурной деятельности молодёжи, тем больше их авторитет. Фестивали направлены также на нравственно-эстетическое воспитание подростков и юношества, что позволяет формировать их вкусы и интересы, в том числе, музыкальные
Фрагмент для ознакомления
3
Блясова, И.Ю. Социально - педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / И.Ю. Блясова, Т.В. Кыштымова. – М.: Символ науки, N 10-1, 2015. – С. 171-174.
6. Галеева, Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности [Текст] / Л.И. Галеева. – М.: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, N 4-2, 2013. – 16 с.
7. Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / И.О. Гапонов. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, N 2 / том 13, 2017. – С. 27-30.
8. Герасимов, П.Е. Организация культурно-досуговой деятельности как фактор формирования позитивного самоотношения [Текст] / П.Е. Герасимов // Южный федеральный университет. Академия психологии и педагогики. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – N 2 (40). – С. 124-130.
9. Герасимов, П.Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности [Текст] / П.Е. Герасимов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – N 3 (23). – С. 17-21.
10. Герасимов, П.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности [Текст] / П. Е. Герасимов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы ХIII Международной научно-практической конференции (30 октября 2012 г.) / научный ред. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 244-248.
12. Головина, Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, N 4, 2010. – 5 с.
13. Головина, Г.В. Функции культурно-досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества» [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, N 4, 2011. – С.6-8.
14. Грушецкая, И.Н. Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях профессионального образования [Текст] / И.Н. Грушецкая. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. No 2 / том 14, 2008. – С.112-115.
15. Давлетчин, И.Л. Методика формирования готовности подростка к культуре нравственных отношений в социально-культурной деятельности [Текст] / И.Л. Давлетчин // Культура – искусство – образование: интеграционные процессы в теории и практике. м-лы XXXI науч.-практич. конф. проф.-препод. состава академии. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 286- 291.
16. Давлетчин, И.Л. Воспитание личности как социально - педагогическая проблема [Текст] / И.Л. Давлетчин, Ж.В. Рыжкова // Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося / Сост. Е.В. Швачко, отв. редактор М. Е. Дуранов. - Челяб. гос. (бюдж.) академия культуры и искусств, Челябинск, 2012. – С. 6-13.
17. Колесникова, Ю.Л. О некоторых аспектах развития музыкально- творческих способностей студентов [Текст] / Ю.Л. Колесникова. – М.: Инновационная наука, No10-2, 2016. – С.165-166.
18. Едышев, Д.В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно - досуговой деятельности [Текст] / Д.В. Едышев. – М.: CETERIS PARIBUS, N 2. - 2015. – С. 30-34.
19. Иванова, Л.Н. Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков [Текст] / Л.Н. Иванова, Т.Н. Дащинская. – М.: Современные исследования социальных проблем, N 1, 2013. – С. 5-7.
20. Кирюшина, О.Н. Системный анализ регионального научного потенциала в области образования и организации досуга [Текст] / О.Н. Кирюшина. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, N 2, 2009. – С. 195-201.
21. Кучеревская, М.О. Общественная значимость организации досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования [Текст] / М.О. Кучеревская. – М.: Новые технологии. – N 4, 2010. – 336 с.
22. Кузьмина, С.В. Проблема музыкально-творческой самореализации подростков в пространстве дополнительного образования [Текст] / С.В. Кузьмина. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No5 / том 14, 2018. – С. 113-117.
23. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Ю. Литвинцева. – М.: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, N 1, 2012. – С. 90-102.
24. Лысенко, Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / Л.И. Лысенко. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, N 2, 2019. – С. 212-217.
25. Файзрахманова, Г.К. Формирование досуговой активности личности в условиях социокультурной практики: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г.К. Файзрахманова. – М.: Историческая и социально - образовательная мысль, N 1 / том 7. - 2015. – С. 169-172.