Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире влияние неформальных объединений на формирование школьников очень велико. Существует множество различных направлений, направлений и культур, которые так или иначе пагубно влияют на формирование детей школьного возраста от одиннадцати до двадцати лет.
Современное общество неоднородно. Каждый человек – это особый микрокосмос со своими интересами, проблемами и заботами. Но в то же время у многих из нас схожие интересы и запросы. Иногда, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достичь цели. Это социальный механизм формирования субкультур – объединений людей, интересы которых не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. И молодежные субкультуры не являются исключением.
Социологи впервые обратились к этому вопросу в 60-х годах XX века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным.
Существует много типов неформальных групп, и со временем некоторые из них исчезают или появляются новые. Таким образом, возникает одна из задач нашего исследования – выяснить, какие неформальные группы сегодня наиболее популярны и интересны для детей и подростков. Школьные учителя также должны владеть такой информацией и уметь общаться с представителями неформальных объединений.
Выбранная тема актуальна, поскольку подрастающее поколение находится под большим влиянием различных неформальных объединений и основная задача родителей, педагогов и общества – показать, рассказать и научить подростков, какие последствия влекут за собой различного рода направления.
Цель работы – рассмотреть неформальные молодежные объединения, влияющие на формирование школьников.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
История развития неформальных объединений;
Виды неформальных объединений в современном мире;
Рассмотрение видов неформальных объединений и их влияние на формирование школьников;
Выводы и рекомендации для родителей, учителей и школьников о влиянии различных неформальных объединений.
Объектом исследования являются школьники в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет на примере школы № 1 г.Рязани.
Глава 1. Характеристика молодежных неформальных объединений
1.1. Характеристика молодежных неформальных объединений
В современном мире проблема распространения различных субкультур является более чем актуальной. Именно благодаря разнообразным субкультурам подросток может себя реализовать и найти единомышленников. Такие подростки со своими амбициями, склонностью к максимализму, пытаются разрушить стереотипы и получить больше свободы. Поэтому, формируя свое отношение к жизни, собственные ценности и нормы, которые, конечно, отличаются от приоритетов старшего поколения, молодежь ищет свое уникальное место в социуме и поле для реализации своих амбицый. Представители различных субкультур пытаются показать свою индивидуальность.
Подростков в субкультурах привлекает также внешняя атрибутика, которая дает возможность демонстрировать свою позицию в социуме. Молодежные субкультуры, с одной стороны, культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, а с другой - призваны способствовать адаптации молодежи к этому в взрослом обществе. Непонимание взрослых заставляет молодежь удаляться, объединяться и создавать собственный мир. Прежде всего это и обусловливает формирование неформальных молодежных объединений и молодежной субкультуры в целом.
Основные функции субкультур:
1. Эмансипация – повышение статуса и уход от родительского контроля. Обычно оно сопровождается конфликтами с родителями и проходит фазу гипертрофированного неприятия как детских, так и взрослых норм поведения. Это создает условия для возникновения у подростков собственных субкультур.
2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным результатом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении составляет 3 года. В субкультурах 4-го уровня (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры) срок пребывания не ограничен.
3. Структурирование времени – организация собственного досуга. Подростковые и молодежные субкультуры обычно существуют и развиваются в относительно либеральном обществе. В других случаях либо создаются национальные формы социализации и инициации подростков (как в СССР – пионерские, комсомольские организации), либо происходит жесткая социализация детей во взрослую жизнь под диктатом семьи-общины.
Нормы поведения, свойственные ребенку, легко отбрасываются, когда подросток сам хочет поскорее перестать быть ребенком. Таким образом, во многих субкультурах практикуется «взрывной» характер отбрасывания детских норм поведения и ориентации на раскрепощение и вседозволенность. Вседозволенность обычно ограничивается нарушениями общепринятых норм поведения, находясь при этом в рамках закона. Чаще всего это выражается в форме возмущения и сексуальной раскрепощенности. В криминальных и экстремистских субкультурах это может быть противоправной деятельностью. Таким образом, все неформальные молодежные субкультуры имеют элемент протестного содержания. Это переходный период от детства к взрослости, отказ от детских норм и одновременное неприятие взрослых норм: короткий период, когда подросток может позволить себе «висеть» между ними. Период взросления, когда взрослые для подростка еще не «свои».
Осознание групповой солидарности предоставляет молодому человеку чувство уверенности в себе, лишает ее неуверенности перед взрослым миром. Поэтому, утверждал Т. Парсонс, «peer group» выполняет важную функцию социализации, поскольку она как особая форма организации молодежи помогает ей освоить новые социальные роли, способствует дальнейшей интеграции в сложную систему современного общества [15, с. 97-123].
Последователи Т. Парсонса широко использовали понятие «peer group» для определения гомогенных возрастных групп молодежи, в частности тех, что живут в одном районе города и совместно проводят свое свободное время. Возникновение таких групп они связывали с изменениями, которые происходили в западном послевоенном обществе. Развитие «общества изобилия» с новой (потребительской) культурой, продвижением средств массовой информации и массового искусства, а также доступностью к среднего и высшего образования стали условиями, которые позволяли молодежи формировать собственный стиль жизни [2].
По мнению Ш. Эйзенштадт [1], для компенсации социального опыта молодые люди сосредотачиваются на своей возрастной группе. Так, в своих трудах «От поколения к поколению» и «Возрастные группы и социальная структура» ученый отмечал, что в современных «универсальных» высокоразвитых обществах, в отличие от примитивных «партикулярных», наблюдается «структурный разрыв» между семьей, в которой воспитываются дети, и социально-экономической системой, в которой в будущем они займут свое место. Поскольку семья имеет свои ценности, а также определенные запреты, она не может в полной мере удовлетворять молодого человека в вопросах общественной ориентации. Это приводит к тому, что подросток вынужден искать ее за пределами семьи, то есть в «peer group».
Таким образом, в процессе социализации, переходя из одной возрастной категории в другую, он становится «переходным звеном» между семьей, малыми группами, с одной стороны, и макроструктурами общества - с другой. При этом Ш. Эйзенштадт, как и Т. Парсонс, обращает внимание на маргинальный статус молодежи - «уже не дети, но еще и не взрослые», а также на то, что, стремясь солидарности в своих малых группах, подростки выбирают не только специфические формы поведения, но и формируют при этом присущую им культуру [1, с. 470-479].
Британские социологи утверждают, что девиантные субкультурные стиле является не только неосознанным отражением имеющихся для рабочего класса норм, но и основой «сопротивления доминирующим представлениям» среднего класса о принадлежащих формы поведения, учебы, отдыха и труда. Таким образом, символическая субкультурная поведение, по мнению представителей «теории субкультур», формой классового сопротивления. Используя «теорию наименование», британские социологи утверждают, что те, кто влияет на формирование доминирующей системы ценностей через государственные институты, являются носителями «чужих ценностей». При этом представители этих институтов исповедуют ценности, присущие «иному обществу». С этой точки зрения молодежные девиантные субкультурные стиле следует рассматривать как проявление классовой борьбы на идеологическом уровне (отрицание приемлемых в обществе норм, ценностей, стилей, а также выработки собственных образцов поведения). Сформулирован британской субкультурной теории подход является основным направлением британской социологии по молодежи. Критики отмечают, что этот подход драматизирует моменты субкультурного «сопротивления», поскольку в поле зрения исследователей попадают только самые «зрелищные аспекты» молодежной культуры, которые со временем теряют свою остроту и становятся вполне обыденными. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на существенные различия в теоретических подходах к изучению молодежных субкультур, в современной науке сложилось в целом вполне приемлемое понимание сути данного социального явления. Так, согласно определению английского социолога С. Фриса, субкультура — это социальная, этническая или экономическая группа с присущими ей особенностями в рамках общей общественной культуры. Именно в этом смысле социологи впервые использовали это понятие с целью определения культурных образцов поведения и ценностей в различных молодежных меньшинствах в пределах плюралистических обществ (например, одними из первых были исследованы субкультуры мормонов в США и китайской субкультуры в Англии) [6].
В ряде работ, посвященных социологии, молодежные субкультуры определялись как системы значений, способов выражения, стилей жизни, созданных молодежными группами, которые противоречили имеющимся системам ценностей [6]. Социально-антропологическая концепция М. Мид предполагает рассмотрение молодежных субкультурных объединений в контексте проблематики поколений. По ее мнению, существует три типа таких культур: постфигуративная, конфигуративная, префигуративная. Отличие между ними заключается в разных взглядах молодого поколения на опыт старшего поколения и знания, присущие ему, а также отрицание традиций и ценностей предыдущих поколений. Кроме того, исследовательница дала определение терминов «молодежная субкультура» и «контркультура», характеризуя их как формы префигуративной культуры [3].
К особенностям отечественной молодежной субкультуры относят:
- различия по региональным, национальным и имущественным признакам;
- отсутствие интереса к политической жизни (политическая апатия) - ориентацию на досуг как символ общей удовлетворенности жизнью;
- рост криминализации молодежной сознания [9].
По мнению С. Сикевич, наиболее характерной чертой молодежной субкультуры является эмоционально-чувственное самоутверждения молодежи, поиски развлечений, происходящие под влиянием групповых стереотипов, отношений, установок и интересов [9]. С одной стороны, молодежная субкультура — это зеркало культуры общества с присущими ему ценностями, мировоззрением, социокультурными установками, а с другой - отрицание общепринятых норм.
Таким образом, молодым людям свойственно эмоционально-чувственное отношение к культуре, в том числе и художественной. Это проявляется через глубоко личное восприятие культурной информации, сопереживание, отождествление себя с героями произведений, подражания непризнанных обществом кумиров. В рамках молодежной субкультуры могут происходить явления, которые являются своеобразным вызовом обществу, например, различные формы стихийного протеста против общественных процессов, неудовлетворенности жизнью, а также с целью поиска новых идеалов.
На примере длительных наблюдений за молодежной сообществом под названием «Система» Т. Щепанськая раскрывает механизм создания молодежных субкультур. В основу исследования положен преобразования этими молодежными группами символики «антинорм» в личностные нормативные представления. В системе постоянно происходит перегруппировка: каждые два-три года появляется новая молодая когорта, которой присущ собственный символ «антинорм» как код межгруппового барьера. «Появление нового символа (например, музыки, цвета, одежды и т.п.) становится началом процесса самоорганизации сообщества, в частности его коммуникативной структуры» [12, с. 295].
Исследовательница считает, что выбор символа представляет собой внутреннюю «пружину», от которой зависит формирование системных группировок, впоследствии перерастают в субкультурные сообщества с присущими им типу внутренних отношений и принципами функционирования в обществе. Внутренние связи в них формируются по иерархическому трехслойному членению: лидеры («олдового»); основная масса посвященных («пиплы»); новенькие, которые присоединились к сообществу («пионеры»).
Ярким примером действия вышеуказанных типов социальных отношений в среде молодежных культурных сообществ, по нашему мнению, можно считать изменчивость в существовании в стране за последние 30 лет рок-культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абашина, А. Д. Экстремизм в молодежной среде: пути решения проблемы / А. Д. Абашина // Социальная педагогика. – 2017. – № 4/5. – С. 70–90.
2. Абдулагатов, З. М. О влиянии религиозного фактора на экстремистское поведение дагестанской молодежи / З. М. Абдулагатов // Социологические исследования. – 2012. – № 1. – С. 106–113. – (Социология молодежи). – Библиогр.: с. 113.
3. Аминов, Д. И. Молодежный экстремизм / Д. И. Аминов, Р. Э. Оганян ; под науч. ред. Р. А. Адельханяна. – Москва : Триада, 2005. – 195 с. : ил. – Библиогр.: с. 184–193 и в подстроч. примеч. – ISBN 5-86344-185-0.
4. Андрианова, Р. Как преодолеть экстремизм в молодежной среде / Р. Андрианова // Сельская школа. – 2015. – № 3. – С. 34–40. – (Развитие личности: воспитание и самовоспитание школьников). – Библиогр. в сносках.
5. Аникудимова, Е. А. Реализация молодежной политики в Ульяновской области : (аспект социальной работы) / Е. А. Аникудимова // Отечественный журнал социальной работы. – 2013. – № 3. – С. 75–79. – (Кафедра: научная презентация). – Библиогр. в сносках.
6. Бедарев, К. В. Профилактика экстремизма в молодежной среде / К. В. Бедарев // Право и образование. – 2013. – № 8. – С. 89–95. – (Обсуждаем проблему). – Библиогр.: с. 94–95 (5 назв.).
7. Борисов, С. В. Надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в молодёжной среде / С. В. Борисов, Д. В. Вагурин // Законность. – 2013. – № 4. – С. 9–14. – (Теория и практика прокурорского надзора).
8. Бушмарина, Н. Н. Молодежный экстремизм: профилактика в условиях современного пространства образования / Н. Н. Бушмарина. // Новое в психолого–педагогических исследованиях. – 2014. – № 3. – С. 48–55. – (Теория и практика обучения).
9. Бушмарина, Н. Н. Социальные риски молодежи: профилактика экстремизма в условиях образовательной среды школы / Н. Н. Бушмарина, Н. А. Степанов // Личность. Культура. Общество. – 2014. – Т. 16, № 81/82, вып. 1/2. – С. 242–248 : 2 фот., 1 табл., 1 рис. – (Научные доклады) (Психология и педагогика). – Библиогр.: с. 248 (8 назв.).
10. Верстова, М. В. Экстремизм и конфликтность в межэтнической среде / М. В. Верстова, В. В. Верстов // Социальная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 101–108. – Библиогр.: с. 108 (15 назв.).
11. Гаджимурадова, З. М. Трансформации религиозного самосознания молодежи Дагестана и Чечни под влиянием идей радикального Ислама / З. М. Гаджимурадова, Ж. Т. Курбанова, О. А. Омаров // Педагогика. – 2017. – № 2. – С. 69–75. – (Вопросы обучения и воспитания). – Библиогр.: с. 75 (7 назв.).
12. Галахов, С. С. Проблемы профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи / С. С. Галахов, Л. Л. Тузов // Наука и школа. – 2015. – № 5. – С. 22–30. – (Экономико-правовое пространство образования) (Правовое обеспечение социокультурного развития). – Библиогр.: с. 29–30 (10 назв.).
13. Галузина, О. Наркомания и молодежный экстремизм – угрозы безопасности / Ольга Галузина // Не будь зависим – скажи «Нет!»: наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2015. – № 7/8 (43). – С. 16–19. – (Профилактика экстремизма).
14. Гафнер, В. В. Экстремизм и его профилактика в молодежной среде / В. В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2014. – № 11. – С. 43–47. – (Социальные опасности).
15. Гречкина, Е. Н. Молодежный политический экстремизм в условиях глобализирующейся российской действительности : монография / Е. Н. Гречкина. – Невинномысск : НГГТИ, 2012. – 178 с. – Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. – ISBN 978-5-9644-0219-0. – URL: http://www.iprbookshop.ru/21924.
16. Давыдов, Д. Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде / Д. Г. Давыдов // Социология образования. – 2013. – № 10. – С. 4–18 : 2 рис. – (Образовательная среда). – Библиогр.: с. 17–18 (17 назв.).
17. Донцова, Г. Г. Националистические и протестные идеологемы глазами молодёжи полиэтнического региона: опыт исследования / Г. Г. Донцова // Социальная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 32–43.
18. Дубовик, И. М. Особенности организации профилактики экстремизма в образовательной среде / И. М. Дубовик, Е. А. Морозова // Внешкольник. – 2015. – № 6. – С. 36–38 : 2 фот. – (Методическая копилка педагога дополнительного образования). – Библиогр.: с. 38 (3 назв.).
19. Зеленов, Ю. Н. Педагогические аспекты предупреждения экстремистских проявлений в студенческой среде / Ю. Н. Зеленов // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 6. – С. 143–148. – (Регион крупным планом: Урал).
20. Зеленов, Ю. Н. Студенческая среда как специфический объект профилактики экстремистских проявлений / Ю. Н. Зеленов // Право и образование. – 2014. – № 5. – С. 93–101. – (Обсуждаем проблему). – Библиогр.: с. 100 (7 назв.).
21. Зеленов, Ю. Н. Органы внутренних дел как субъект профилактики экстремизма в студенческой среде / Ю. Н. Зеленов // Право и образование. – 2014. – № 4. – С. 70–76. – (Современное образование). – Библиогр.: с. 75–76 (7 назв.).
22. Зеленов, Ю. Н. Особенности педагогической профилактики молодежного экстремизма среди учащихся учреждений различных уровней профессионального образования / Ю. Н. Зеленов, Л. П. Пачикова // Право и образование. – 2014. – № 10. – С. 53–59 : 1 табл. – (Современное образование). – Библиогр.: с. 58 (7 назв.).
23. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы : [учебное пособие] / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – Москва [и др.] : Питер, 2011. – 351 с. – (Учебное пособие) (Стандарт третьего поколения). – Библиогр. в конце разделов. – ISBN 978-5-4237-0235-9.