Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей российской экономики. От состояния ЖКХ во многом зависит качество жизни населения, экологическая обстановка и экономическая безопасность страны. В последние годы в сфере ЖКХ происходят значительные изменения, связанные с переходом на рыночные отношения и привлечением частного капитала. Это требует новых подходов к управлению инвестиционной деятельностью и бизнес-планированию в данной отрасли.
В условиях современной экономики и урбанизации управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) становится все более сложным и требует инновационных подходов. Эффективное управление в этой сфере непосредственно влияет на качество жизни населения, экономическую стабильность и устойчивое развитие городских территорий. Создание и оптимизация бизнес-плана для управляющей компании в сфере ЖКХ позволяет повысить эффективность управления ресурсами, улучшить финансовые показатели и повысить удовлетворенность жителей.
Цель курсового проекта: формирование умений и навыков разработки мероприятий повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства
Объектом исследования является процесс создания и функционирования управляющей компании в сфере ЖКХ.
Предметом исследования выступает расчет и оптимизация бизнес-плана для управляющей компании в сфере ЖКХ, включающая анализ финансовых, организационных и операционных аспектов деятельности.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:
1 Провести комплексный анализ внешней и внутренней среды, характеризующейся влиянием на создаваемый бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2 Выполнить расчет финансового плана и оценить эффективность инвестиций, направленных на развитие управляющей компании.
3 Провести анализ инвестиционной привлекательности разработанного бизнес-плана, учитывая финансовые и рыночные аспекты.
4 Разработать стратегии и мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности бизнес-плана в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Методы исследования включают анализ документов и литературных источников, что позволяет глубоко изучить нормативно-правовые акты и научные труды, регулирующие и освещающие деятельность в сфере ЖКХ. SWOT-анализ применяется для оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, связанных с внутренней и внешней средой создаваемого бизнеса. Финансовое моделирование, включающее прогнозирование доходов и расходов, анализ денежных потоков и оценку эффективности инвестиций с использованием методов NPV (чистая приведенная стоимость), IRR (внутренняя норма доходности) и периода окупаемости, обеспечивает всестороннюю оценку финансового плана. Инвестиционный анализ позволяет оценить привлекательность бизнес-плана, анализируя риски и доходность, а также сопоставляя его с аналогичными проектами в сфере ЖКХ. Сравнительный анализ предоставляет возможность сопоставить разработанный бизнес-план с существующими успешными примерами в сфере ЖКХ и оценить его конкурентоспособность. Завершающим этапом является разработка стратегий и мероприятий, направленных на определение конкретных шагов по повышению инвестиционной привлекательности и эффективности управления компанией в сфере ЖКХ.
1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА СОЗДАВАЕМОГО БИЗНЕСА В ЖКХ
1.1. Маркетинговый план
Маркетинговый план является основой для дальнейших действий и включает три основных блока: анализ ситуации в отрасли, обоснование потребительских характеристик услуг, обоснование объёмов продаж и рекламной кампании. Анализ ситуации в отрасли включает в себя описание рынка, конкурентов, потребителей, классификацию услуг и технологий, сегментирование рынка и оценку ёмкости ниш. Пользуясь информационными ресурсами, можно провести анализ конкурентов и потребителей, выделить основные виды услуг и технологии отрасли, разделить рынок на сегменты и оценить их потенциал. Полученные данные позволяют разработать эффективную стратегию продвижения услуг (рис. 1).
Рисунок 1 - Состав жилищно-коммунального хозяйства
Рассмотрим таблицу 1, в ней отображено количество обслуживающих организаций по регионам России.
Таблица 1 – Количество обслуживающих организаций по регионам России
№ п/п Наименование региона Количество обслуживающих организаций
1 г. Санкт-Петербург 9150
2 г. Москва 7728
3 Краснодарский край 1794
4 Свердловская область 1769
5 Ростовская область 1753
6 Московская область 1695
7 Нижегородская область 1553
8 Самарская область 1404
9 Новосибирская область 1325
10 Республика Татарстан 1300
Таким образом, по таблице можно сказать, что лидирующие позиции занимают два крупнейших города страны: Санкт-Петербург с 9150 обслуживающими организациями и Москва с 7728 организациями. За ними следуют регионы с более низким количеством организаций, такие как Краснодарский край (1794), Свердловская область (1769), Ростовская область (1753), Московская область (1695), Нижегородская область (1553), Самарская область (1404), Новосибирская область (1325) и Республика Татарстан (1300). Эти данные иллюстрируют разнообразие уровня развития и организационной структуры сферы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства в различных регионах России.
В таблице 2 отображены управляющие компании в Новосибирской области по количеству обслуживаемых домов ул. Лесосечная, 7.
Таблица 2 - Управляющие компании в Новосибирской области по количеству обслуживаемых домов
№ п/п Наименование компании Количество обслуживаемых домов
1 ФГБУ " Академия комфорта 382
2 ООО Академсодействие 9
3 ООО УК Совесткая 1
4 ООО ПД Восток» 84
Таким образом, на рынке жилищно-коммунальных услуг функционируют несколько управляющих компаний, каждая из которых обслуживает различное количество домов. Так, ФГБУ "Академия комфорта" является одной из крупнейших компаний в этой сфере, управляя 382 домами. Следующей по размеру является ООО "ПД Восток", которая обслуживает 84 дома. Значительно меньший масштаб деятельности имеет ООО "Академсодействие", управляющая всего 9 домами. Наименьшее количество обслуживаемых домов, всего один, приходится на ООО "УК Совесткая".
Основой методического подхода к анализу конкурентной ситуации является концепция рыночной доли, определяемой как доля ресурсов, используемых на рынке. Величина этой доли отражает потенциальное влияние предприятия на рынок и его конкурентов. Чем выше доля, тем шире доступ к ресурсам, более выгодные условия размещения и большая свобода действий предприятия. Динамика изменения рыночной доли достоверно характеризует:
1 Состав конкурентов, чьи интересы затрагивают деятельность предприятия;
2 Реалистичные цели, которые могут быть поставлены и достигнуты на анализируемом рынке.
В таблице 3 отображен расчет рыночных долей фирм, находящихся на рассматриваемом рынке.
Таблица 3 - Расчет рыночных долей фирм, находящихся на рассматриваемом рынке
Наименование организации Базисный период Анализируемый период Темпы роста,%
Выручка, тыс. руб. Рыночная доля Выручка,
тыс. руб. Рыночная доля
А 1 2 3 4 5
ЗАО "Управляющая компания "Наш дом", (К1) 20 399 0,115 23 791 0,061 116,3
ООО "ЮГАН", (К2) 11 462 0,064 18 380 0,048 160,3
ООО Управляющая компания "Березка", (К3) 18 645 0,105 21 366 0,055 114,6
ООО Управляющая компания "Солнечный дом", (К4) 3832 0,021 17 249 0,045 450,1
ООО Управляющая Компания "СК-СЕРВИС", (К5) 89 0,001 2184 0,006 2600,0
ООО "ЛИДЕР-ЖКХ", (К6) 804 0,004 3307 0,009 411,3
ООО УК "ДОМСЕРВИС", (К7) 4403 0,025 25 282 0,066 574,2
АО Управляющая компания "Перспектива", (К8) 43034 0,242 200 263 0,521 465,4
ООО «КМС-Уют», (К9) 64 701 0,364 61 489 0,16 95,0
ТСЖ Чапаевский, (К10) 10136 0,05 11101 0,029 109,5
Итого: 177505 1,0 384412 1,0 -
В результате анализа можно отметить следующее:
1 ЗАО "Управляющая компания "Наш дом" (К1) и ООО "ЮГАН" (К2) продемонстрировали значительный рост выручки с базисного периода до анализируемого, увеличив выручку соответственно на 116,3% и 160,3%. Однако, рыночная доля этих компаний снизилась.
2 ООО Управляющая компания "Солнечный дом" (К4) и ООО УК "ДОМСЕРВИС" (К7) также значительно увеличили свою выручку в разы (450,1% и 574,2% соответственно), что сопровождалось ростом их рыночных долей.
3 АО Управляющая компания "Перспектива" (К8) и ООО «КМС-Уют» (К9) обладают наибольшими рыночными долями среди всех исследуемых компаний, что свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности их услуг в рыночных условиях.
Исследование показывает динамику развития и конкурентные позиции управляющих компаний в ЖКХ на основе финансовых показателей и изменения рыночных долей за определённый период времени.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ивашенцева, Т. А. Анализ эффективности реальных инве-стиций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. А. Ива-шенцева, А. Б. Коган. - Новосибирск : Новосибирский госу-дарственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2013. - Электрон. текст. - ISBN 978-5-7795-0664-9. (http://www.iprbookshop.ru/68745.html)
2. Кабанова, О. В. Инвестиции и инвестиционные решения [Электронный ресурс] : Учебное пособие / О. В. Кабанова, Ю. А. Коноплева ; О. В. Кабанова, Ю. А. Коноплева. - Став-рополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. - 201 c. (http://www.iprbookshop.ru/75638.html)
3. Коган, А. Б. (канд. экон. наук, доц. ; НГАСУ (Сибстрин), каф. Экономика строительства и инвестиций). Методология оценки внутренней и общественной эффективности реаль-ных инвестиций [Электронный ресурс] : монография / А. Б. Коган ; М-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. архи-тектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2014. - Электрон. текст + 1 электрон. опт. диск (CD-R). - ISBN 978-5-7795-0723-3 : б.ц.
4. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве, Федеральный центр ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, Москва, 2003);
5. Методические рекомендации по нормированию труда работников аварийно-ремонтной службы жилищного хозяйства (Центр муниципальной экономики и права, Москва, 2008);