Фрагмент для ознакомления
2
Исследование особенностей развития детей в младенческом возрасте имеет большую актуальность в современном мире. Младенчество является критическим периодом в развитии ребенка, во время которого происходят значительные изменения и формирование базовых навыков и способностей. Понимание особенностей развития детей в этом возрасте позволяет родителям, воспитателям, педиатрам и другим специалистам в области детского развития эффективно воздействовать на процессы формирования личности ребенка и обеспечить ему оптимальные условия для роста и развития.
Младенчество представляет собой период от рождения до 1 года, в котором происходит интенсивное физическое, эмоциональное, психическое и социальное развитие. На этом этапе ребенок активно учится воспринимать и взаимодействовать с внешним миром, развивает моторику, речь, социальные навыки. Исследование особенностей развития в этом возрасте позволяет как можно раньше выявить возможные задержки или отклонения в развитии, которые требуют коррекции.
Одной из ключевых особенностей развития в младенческом возрасте является физическое развитие. Ребенок быстро растет и развивается, формируются основные двигательные навыки, координация движений и моторика. Исследования показывают, что стимуляция физического развития в младенческом возрасте способствует формированию здорового организма и предотвращению возможных проблем в будущем.
Однако не менее важным является психическое и эмоциональное развитие младенца. В этот период формируются базовые навыки саморегуляции. Всестороннее исследование данной сферы позволяет выявить факторы, влияющие на формирование характера у младенцев, разработать методики и техники работы, способствующие формированию у них устойчивой, адекватной психики.
Одним из ключевых аспектов развития в младенческом возрасте является социальное развитие. В этот период у детей формируются базовые социальные навыки и способы взаимодействия с окружающим миром. Исследования в данной области позволяют выявить факторы, способствующие формированию социальных навыков у младенцев, и эффективно их развивать в дальнейшем.
Таким образом, исследование особенностей развития детей в младенческом возрасте имеет огромное значение для понимания процессов формирования и развития личности в целом. Оно позволяет выявить возможные задержки и отклонения в развитии, определить оптимальные условия для развития ребенка, при необходимости – разработать коррекционные методики и программы поддержки и стимуляции его развития. Все это в конечном итоге способствуют повышению качества жизни детей и их успешной адаптации к современному обществу.
Предмет исследования – ключевые особенности развития детей в младенческом возрасте.
Объект исследования – дети младенческого возраста (от рождения до 1 года)
Цель исследования – провести теоретическое исследование особенностей развития детей младенческого возраста.
Задачи исследования:
рассмотреть подходы к трактовке младенческого возраста, описанные в трудах различных исследователей;
проанализировать ключевые новообразования и особенности младенческого возраста, кризисы данного возрастного периода;
провести исследование возрастных особенностей ребенка младенческого возраста.
Глава 1.Общая характеристика младенческого возраста как периода онтогенеза человека
1.1. Младенческий возраст в трудах различных исследователей
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию младенческого возраста как периода развития человека. Ниже рассмотрим несколько наиболее популярных из них.
Первый подход - рефлексологическая теория. Согласно этой теории, в начальный период развития младенца он представляет собой существо, обладающее лишь безусловными рефлексами [11]. Весь процесс развития личности в раннем детстве, включая психические и социальные аспекты, сводится к формированию условных рефлексов, их дифференциации, сложному сочетанию и совмещению, а также к построению все более высоких суперрефлексов над базовыми условными рефлексами. Рефлексологическая теория объясняет процесс развития, стремясь охватить все аспекты сложности данного процесса. Развитие высшей нервной деятельности, включая формирование условных рефлексов, является одним из ключевых аспектов развития в младенческом возрасте, когда закладываются основы личного опыта ребенка. Однако этот процесс является промежуточным, так как он обусловлен более сложными процессами развития, выступающими в качестве предпосылок для развития условно-рефлекторной деятельности. Рефлексологическая теория подходит для объяснения этой промежуточной стадии развития, но не учитывает самостоятельных закономерностей высших процессов психического и социального развития. Она упрощает и игнорирует более сложные аспекты развития, что приводит к механическому пониманию процесса [11].
Другой подход - теория трех ступеней, предложенная К. Бюлером. Он предлагает схему, которая помогает классифицировать основные формы поведения животных и людей с генетической точки зрения. Бюлер придаёт универсальное значение своей схеме, применяя ее к животным, детям и взрослым. Он пытается сделать ее основой всей теории развития младенческого возраста. По его мнению, все смысловые способы действия животных и людей можно сгруппировать на три ступени - инстинкт, дрессировка и интеллект. Инстинкт является базовой ступенью, на которой строится все последующее. У человека нет области деятельности, не опирающейся на инстинкты [19].
По мнению исследователя, существует три ступени развития в младенческом возрасте, которые достоверно отражают реальность. На первой ступени поведение младенца характеризуется инстинктивной активностью. Оно отличается от поведения животных недостаточной сформированностью этих наследственных поведенческих паттернов. Неоконченность инстинктов у новорожденного явно имеет определенный генетический смысл. В отличие от инстинктов животных, человеческие инстинкты не включают в себя почти полностью сформированные и законченные механизмы поведения. Они представляют собой систему побуждений, предпосылок и отправных точек для последующего развития. Таким образом, удельный вес инстинктивного поведения у ребенка значительно меньше, чем у животных [19].
На второй ступени преобладает приобретенный, индивидуальный опыт, который выходит за пределы наследственности через обучение, тренировки и дрессировку. Первые полгода жизни ребенка, по сути, являются периодом овладения простыми навыками, такими как схватывание предметов, сидение, ползание и т.д. Все это является самообучением в игровой форме, достигаемым через постепенную тренировку [19].
Третья ступень развития поведения младенца характеризуется началом интеллектуальной деятельности. Суть интеллектуальных проявлений ребенка заключается в постепенном формировании разумных и целесообразных действий рук, которые возникают не врожденным или заученным образом, а развиваются в конкретной ситуации. Эти действия связаны с использованием обходных путей и инструментов [19].
Данная теория имеет один и тот же недостаток, что и предыдущая - она пытается объяснить развитие животных и человека одним общим законом. Фактически она представляет собой модифицированную и дополненную теорию рефлексологии, поскольку она рассматривает не только объективное поведение, но также вводит анализ внутренней психической деятельности, связанной с инстинктами и навыками. Более того, она добавляет третью ступень - интеллект, качественно отличную от стадии формирования навыков. Эта теория также адекватна только при рассмотрении узкой области развития реакций в младенческом возрасте. Ее тенденция к идентификации человеческого интеллекта с интеллектом животных проявляется в названии последней стадии младенчества «шимпанзеподобным возрастом». Ошибка заключается в игнорировании социальной природы человека.
Структурная теория исследует связь сенсорных и моторных процессов на первом году жизни. Для полного объяснения этой связи необходимо учесть два факта [5]:
сенсорные и моторные процессы имеют целостный, структурный характер, отличающий их друг от друга;
центральная связь между ними сложнее, чем в случае простой рефлекторной дуги.
Структурный, целостный характер сенсорных и моторных процессов позволяет объяснить их связь. Восприятие и действие первоначально представляют собой единый, нераздельный процесс, где действие является продолжением восприятия и объединено с ним в общую структуру. В восприятии и действии проявляются законы общего построения структуры. Между ними существует внутренняя, существенная, осознанная структурная связь [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. М.: Прометей. 2017. 708 с.
2. Бережковская Е. Л. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт. 2023. 358 с.
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Б. А. Сосновского. М.: Юрайт. 2024. 360 с.
4. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2022. 1008 с.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2014. 221 с.
6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт. 2024. 412 с.
7. Психология развития и возрастная психология / под ред. Л. А. Головей. М.: Юрайт. 2023. 416 с.
8. Самыгин С. И. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. М.: Феникс. 2024. 320 с.
9. Самыгин С. И., Бембеева Н. А., Бурмистров В. С. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2023. 317 с.
10. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. М.: Юрайт. 2023. 236 с.
11. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Учебник для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт. 2019. 384 с.
12. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. М.: Юрайт. 2023. 228 с.
13. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. М.: Юрайт. 2023. 203 с.
14. Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Базаева Г. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт. 2024. 368 с.
15. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт. 2024. 458 с.
16. Узнадзе Д. Н. Психология и педагогика. Теория развития ребёнка. М.: Амрита-Русь. 2023. 268 с.
17. Чекина Л. Ф. Психология развития. Учебное пособие. М.: Лань. 2018. 304 с.
18. Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. Возрастная психология и педагогика. М.: Юрайт. 2023. 219 с.
19. Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. Возрастная психология и педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт. 2018. 218 с.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2017. 390 с.