Фрагмент для ознакомления
2
Введенные коллективным Западом санкции были направлены в первую очередь против, не совсем совершенного на тот момент, финансового рынка, поскольку не было в 2014 году даже собственной платежной системы, она работала в тестовом режиме. Надо отдать должное оперативным действиям Правительства РФ и Банка России, которые своими действиями смогли разработать и реализовать комплекс антисанкционных мер. Поэтому, когда после начала специальной военной операции, были введены более десяти пакетов санкций, наш финансовый рынок не только устоял, но и претерпел значительную реструктуризацию и был стабилизирован.
Однако в изменившихся условиях в целях развития российской экономики и финансового рынка необходимо выработать системные решения, которые дадут импульс развития финансовых услуг, в том числе и в регионах.
В результате полномасштабных санкций произошла изоляция нашей страны от традиционных рынков и платежных систем, источников инвестиционных ресурсов, как прямых, так и портфельных. Несмотря на то, что наша страна за неполные два года переориентировала свой вектор на оставшиеся дружественными страны, есть понимание того, что надо развивать и модернизировать внутренний финансовый рынок. В этих непростых условиях, основой такого развития на наш взгляд, является сохранение доверия к финансовому рынку, как граждан, так и бизнеса. Чтобы достичь поставленной цели необходимо работать над повышением финансовой грамотности, вопросами защиты прав потребителей финансовых услуг и конечно инвесторов.
Кроме того, Банком России была проведена огромная работа по сохранению и расширению инструментов финансового рынка, и наиболее актуальным инструментом такого развития является цифровизация финансовых услуг, перечень которых за последние два года значительно вырос. Однако самой актуальной проблемой является разработка инструментов долгосрочного инвестирования, привлечение долгосрочных сбережений на внутреннем рынке. Опыт преодоления вызовов санкционного давления помог разработать Банку России совместно с Правительством РФ Стратегии развития финансового рынка Российской федерации до 2030 года.
Актуальность изучаемой проблематики подтверждается рядом отечественных исследований. Вопросы, связанные с выявлением и нивелированием экономических рисков, в своих научных трудах рассматривали Афанасьев А.А. [12], Векилов С., Амангелдиева Г. [3], Гузенко С.С., Нренгу Н.У. [5]. Невозможно рассматривать риски российского рынка отдельно от анализа факторов безопасности государства, отраженные в трудах Глазьева С.Ю. [4], Коробейниковой Л.С. [10]. Сфере анализа вариантов
направления ведения внешнеэкономической деятельности посвящены труды Карачева И. А., Виноградовой Д. Е. [7], Коноваленко С.А., Гаджиева Н.Г., Карпуниной Е.В., Карпунина А.Ю. [9] и других отечественных экономистов .
Цель исследования: рассмотреть финансовые риски в условиях перехода к рыночной экономики
Объект исследования: финансовые риски.
Предмет исследования: финансовые риски в рыночной экономике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть стратегию защиты финансовой системы России и обеспечение ее финансовой стабильности в условиях разрушения глобальных цепочек стоимости
2. Выделить рациональное финансовое поведение в условиях финансовых рисков.
3. Изучить финансовый рынок и финансовые услуги в условиях финансовых рисков: региональный аспект.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
Глава 1. Особенности финансовых рисков в условиях перехода к рыночной экономики
1.1. Стратегии защиты финансовой системы России и обеспечение ее финансовой стабильности в условиях разрушения глобальных цепочек стоимости.
По данным на 22 ноября 2022 года Россия имеет 12 879 санкций. [11].
Под недружественными государствами Правительство понимает те государства, которые совершили какие-либо недружественные действия в отношении России, а также физические и юридические лица, которые напрямую связаны с такими государствами.
Что касается финансового сектора, то основные санкции были связаны с банковской деятельностью. Самым сильным ударом была заморозка золотовалютных резервов Центрального Банка России в западных странах. Под запретом оказалось около 300 млрд долларов, что составляет примерно половину резервов. Такие ограничения уже были осуществлены в Иране, Афганистане и Венесуэле, но российская экономика в разы больше, при всем при этом Банк России был включен в Банк международных расчетов (с марта 2022 года членство ЦБ приостановили).
Решением ЕС многие банки России были отключены от системы быстрых международных переводов SWIFT, а в остальных увеличилось время проверки переводов. В связи с этим некоторые кредитные организации в добровольном порядке перестали использовать данную системы или же ввели ограничения на суммы переводов. Так, например, Тинькофф Банк 6 июля 2022 года остановил переводы SWIFT и ввел невыгодные условия, такие как комиссия в 200 долларов за недошедший до получателя перевод, а после еще 200 долларов за возврат. [4] Также США заблокировали активы российских банков, то есть добавили Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, «ФК Открытие», Промсвязьбанк и многие другие в SDN-лист, после чего стало запрещено проводить сделки с американскими гражданами [8]. Но стоит сказать, что Банк России еще в 2014 году разработал отечественный аналог - систему передачи финансовых сообщений. Она в каком-то смысле гарантирует бесперебойную передачу финансовых сообщений, как внутри России, так и за границей. [7]
Итак, как же ответила Россия на данные санкции. Были введены ограничения на торговлю акциями и валютой. Для счетов, которые были открыты до 8 марта 2022 года, был установлен лимит на снятие валюты, а именно 10 000 долларов США. С 11 апреля был доступен к снятию эквивалент в евро. Все суммы, что выше, Банк России выдавал в рублях по рыночному курсу. А для счетов, которые были открыты уже после 8 марта, снятие валюты было запрещено вовсе (можно было снимать деньги в рублях по рыночному курсу). Что касается банков, то 9 марта 2022 года ЦБ запретил продавать гражданам наличную валюту, но уже с 9 сентября до 9 марта 2023 года им было разрешено продавать только ту валюту, которая поступила к ним после 9 апреля 2022 года. [13]
Указ Президента РФ №79 обязал резидентов продавать иностранную валюту в размере 80%, которая была зачислена на счета с 1 января 2022 года. Разрешалось продавать такую выручку частями в течение 3 рабочих дней. 26 апреля данное решение изменило условия. Такая продажа стала необязательной. Нерезиденты должны соблюдать ряд условий, а именно, резидент должен выступать стороной как по экспортному контракту, так и по импортному, который заключен с одним и тем же нерезидентом; такой контракт должен быть поставлен на учет, а расчеты осуществляться через счета уполномоченного банка; списание валюты должно происходить в пользу нерезидента с транзитного валютного счета резидента. Такие меры были направлены на сохранение возможности у участников ВЭД исполнять свои обязательства перед нерезидентами по оплате внешнеторговых сделок без требования соблюдать введенные ограничение, так как в данной ситуации осуществлялось только лишь транзитное движение денежных средств.
До 1 сентября нерезидентам было запрещено переводить средства с российского на зарубежные счета, осуществлять трансграничные переводы без открытия счета в банке, а также переводить деньги со счетов российских брокеров. 1 сентября 2022 года Банк России направил брокерам предписание: «Брокеры с 1 октября 2022 года не будут исполнять поручения неквалифицированных инвесторов по приобретению ценных бумаг эмитентов из недружественных стран, если в результате сделки доля таких бумаг в портфеле инвестора превысит 15%». С 01.01.2023 исполнение приостановлено полностью. Данное решение направлено на минимизацию инфраструктурных рисков для неквалифицированных инвесторов, потому как иностранные финансовые институты по мнению Банка России могут без предупреждения заблокировать приобретенные активы и возможность ими распоряжаться. По их данным около пяти миллионов инвесторов уже пострадали. [12]
Санкции в финансах снизили потребление импорта из-за трудностей их оплаты, ограничили доступ к иностранному капиталу и уменьшили возможности для финансирования инвестиций, снизили инфляцию посредством укрепления рубля после сброса валютных активов, безусловно сократили подушку безопасности бюджета, увеличили волатильность курса из-за узкого рынка и т.д.
Что касается энергетики, то США запретили ввоз российских энергоносителей - это уголь, нефть и газ, так как они имели небольшую долю в структуре их импорта. А Евросоюз не смог полностью отказаться от российских энергоносителей, так как они играют важную роль в их деятельности. На данный момент запрещен импорт угля и нефти. [16].
А Германия еще в феврале 2022 года остановила сертификацию трубопровода Nord Steam 2. В след за ними многие страны по сей день пытаются снизить потребление пока что разрешенных энергоносителей России, строя при этом планы по полному отказу от них. В ответ на это президент РФ 31 марта 2022 года подписал указ, который обязывал компании проводить расчеты за газ в рублях. Схема была выстроена так: сначала покупатели недружественных стран должны отправить доллар или евро на расчетные счета, которые необходимо открыть в Газпроме, далее Банк самостоятельно переводит валюту в рубли на Мосбирже, после этого Банк отправляет сконвертированную сумму на счет компании, по итогу компания платит за газ этими рублями. По данным Банка России в 2021 году Газпром продал иностранным компаниям газ на 54,2 миллиарда рублей. На дружественные страны приходится около 11 миллиардов рублей. Таким образом, РБК посчитал, что объем выручки от продажи газа в недружественные страны составил около 34 миллиарда рублей, то есть около 80%. [5]. В связи с данными ограничениями были прекращены поставки в Польшу, Болгарию и
Финляндию. Санкции в отношении энергетики замедлили инвестиционную активность нефтегазовых компаний, ослабили курс рубля, а также сократили нефтегазовый доход бюджета.
Также к контрсанкциям можно отнести возникшую сложность с поставкой турбин для газопровода «Северный поток - 1». По техническим причинам прогон газа снизился, в результате чего в Европе повысились цены на газ. После аварии на Северном потоке биржевые цены также подскочили вверх.
Еще одной из мер уменьшения влияния введенных Западом мер является установление Правительством РФ нового порядка корпоративного управления в акционерных обществах и порядка ведения торговой деятельности в течение 2022 и 2023 годов.
Особенности корпоративного управления в АО и ведения коммерческой деятельности определены до конца 2022 года ФЗ №292 и ФЗ №341.
Принятые законы предусматривают следующие реформы:
• Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению порядка выпуска неподписанных товаров.
- Действует до 01.07.2023:
• Устанавливает особенности реструктуризации банков, находящихся под санкциями;
• Смягчает требования к активам для всех кредитных учреждений.
- До 01.12.2023:
• Организации с ограниченным доступом не могут иметь выборные советы директоров;
• Российским банкам разрешено взимать комиссию за ведение валютных счетов юридических лиц.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. URL: www.consultant.ru. (дата обращения 27.05.2024).
2. Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». URL: www.consultant.ru. (дата обращения 27.05.2024).
3. Стратегия развития финансового рынка РФ до 2030 года. Одобрена решением Света директоров Банка России от 28.11.2022, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2022 № 4355-р. URL: https://cbr.ru. (дата обращения 27.05.2024).
4. Банк России ограничивает продажу неквалифицированным инвесторам ценных бумаг недружественных стран // Банк России [сайт]: - 2022. - URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14135 - Текст электронный. (дата обращения 27.05.2024).
5. Афанасьев А.А. Прогноз значений основных показателей внешней торговли в условиях формирования ограниченно открытой экономики России // Экономические отношения, 2022, т. 12, no. 4, с. 635-650.
6. Афанасьев А.А. Сравнительный анализ моделей внешнеэкономической интеграции позднего СССР, постсоветского периода и современного этапа развития России // Экономические отношения, 2023, т. 13, no. 1, с. 159-180.
7. Векилов С., Амангелдиева Г. Управление и определение финансовых рисков в экономике // Интернаука, 2022, no. 12-4 (235), с. 43-44.
8. Глазьев С.Ю. Проблемы и перспективы российского финансового рынка в условиях структурных изменений мировой экономики // Финансы: теория и практика, 2020, т. 24, no. 3, с. 6-29.
9. Гузенко С.С., Нренгу Н.У. Риски в управлении экономикой // Молодежная наука в развитии регионов, 2022, т. 1, с. 209-211.
10. Казьмина И.В., Чернышева Г.Н., Ткачева М.В. Адаптация и развитие системы управления высокотехнологичными предприятиями в условиях волатильности цифровой среды // Современная экономика: проблемы и решения, 2022, no. 4 (148), с. 33-41.
11. Карачев И.А., Виноградова Д.Е. Экспортная конкурентоспособность регионов Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник, 2020, no. 6, с. 7-19.
12. Ковалев В.Е., Антинескул Е.А. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях санкционных ограничений и реализации политики импортозамещения в отечественном ритейле // Современная экономика: проблемы и решения, 2022, no. 12 (156), с. 43-55.
13. Коноваленко С.А., Гаджиев Н.Г., Карпунина Е.В., Карпунин А.Ю. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономическая безопасность, 2022, т. 5, no. 1, с. 151-270.
14. Казанцев С.В. Глобальная экономическая агрессия. Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ»; 2019. 100 с.
15. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике // Вестник Академии знаний. - 2021. - №5 (46). - С. 233-238.
16. Санкции, контрсанкции и меры поддержки бизнеса 2022 // Коллегия адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» [сайт]: https://ktaplaw.ru/ (дата обращения 28.11.2022). - Текст электронный.
17. Список банков под санкциями 2022 // Сравни [сайт]: - 2022. - https://www.sravni.ru/text/spisok-bankov-pod-sankcziyami- 2022/?ysclid=lazdflqwi7683451063 (дата обращения 27.05.2024). - Текст электронный.
18. Басовский, Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская. - М.: Инфра-М, 2020. - 479 c.;
19. Данилин, В.Ф. Теоретические основы диагностики и экономического анализа деятельности предприятий: учебное пособие. - М, 2016. - 55 с.;
20. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: учебник / В.В. Ковалев. - М.: Изд. Проспект, 2020. - 985 с.;
21. Финансы организаций: учебник / Под ред. Н.В. Колчиной, О.В. Португалово. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 399 c.;
22. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А. Д. Шеремет. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 374 с.
23. Банк России. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.
24. Банк России. Индикаторы финансовой доступности за 2022 год (по результатам замера 2023 года): Аналитическая справка, Москва, сентябрь 2023 г. URL: https://cbr.ru.
25. Банк России. Деятельность территориальных учреждений Банка России по повышению финансовой доступности в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях: итоги 2022 года. Москва, 2023 год. URL: https://cbr.ru.
26. Банк России. Аналитическая справка об индикаторах финансовой доступности за 2020 год (по результатам замера 2021 год). Москва, 2021 год. URL: https://cbr.ru.
27. Банк России. Инфраструктура точек доступа к финансовым услугам на территории России в условиях перехода к облегченным форматам и дистанционным каналам. Москва, 2023 год. URL: https://cbr.ru.
28. Кулумбегова Л. В., Кулумбекова Т. Е. Национальная платежная система России. Система регулирования и надзора. Владикавказ, 2021.
29. Кулумбекова Т. Е., Икаев А. Э. Финансовый рынок России: проблемы и перспективы развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 3. № 12 (132). С. 79-85.
30. Сугарова И. В., Кулумбекова Т. Е. Влияние доступности финансовых услуг на экономическое развитие региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 5 (108). С. 94-97.
31. Токаев Н. Х., Кулумбекова Т. Е., Цгоев С. К. Денежно-кредитное обеспечение экономического роста: факторы, тенденции, преимущества и недостатки. Владикавказ, 2017.