Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Агрессивное поведение детей на современном этапе развития общества – это одна из ведущих проблем. По мнению исследователей (И.В. Вачков, Е.В. Гребенкин, С.Н. Еникопонов, Т.Б. Миловидова, А.А. Peaн, Л.С. Славина, И.А. Фурманов, С.Ю. Чижова и др.), агрессивное поведение, которое у индивида сформировалось еще в детства, способно сохраняться у него на протяжении всей жизни.
Рост случаев агрессивного поведения может быть связан с увеличением необходимости человека защищаться от разного рода негатива со стороны отдельных лиц и общества в целом [14]. Это обуславливает необходимость изменения преставлений о сущности агрессивного поведения, оценивая его при этом, в первую очередь, как проблему, а не как естественный защитный механизм. При этом чем раньше будут выявлены и изучены проявления агрессивного поведения, тем более успешной может быть его коррекции. То есть такая работа должна начинаться уже с детьми младшего школьного возраста. Все это делает рассмотрение темы «Изучение агрессивного поведения у младших школьников» актуальным.
Цель исследования: выявлении особенности агрессивного поведения у учащихся начальной школы.
Объект исследования: агрессия и агрессивное повешение как психологическая проблема.
Предметом – особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников.
Гипотеза исследования: в большинстве своем для младших школьников не характерны ярко выраженные проявления агрессии. Однако на фоне высокого уровня ситуативной и личностной тревожности отдельные учащиеся начальной школы показывают физическую, вербальную, косвенную агрессию.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Изучить и подобрать методы и методики исследования агрессивного поведения младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование агрессивного поведения младших школьников и проанализировать полученные результаты.
В курсовой работе применялся следующий комплекс методов.
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирической информации: 1) методика диагностики агрессивности Басса – Дарки; 2) проективная методика Вагнера «Рука»; 3) шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретический анализ агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие и виды агрессивного поведения
На современном этапе по той причине, что агрессивное поведение стало встречаться все чаще, то со стороны исследователей к нему прослеживается особый интерес. При этом практически каждый исследователь, который изучает человеческую агрессию, выдвигает различные определения данного понятия. Подобное связано с весьма широким спектром поведенческих реакций, входящих в агрессию.
В общем агрессивное поведение представляет собой форму реакции индивида на разные неблагоприятные как в психическом, так и физическом отношении жизненные ситуации, которые у него вызывают фрустрацию, стресс и некоторые другие состояния [16]. Также агрессивное поведение являет собой базовый способ решения проблем, которые связаны напрямую с сохранением тождественности и индивидуальности, с некоторым ростом уровня притязаний, самооценки индивида, чувства собственной ценности, а также усилением и сохранением контроля над окружением.
По мнению большинству зарубежных исследователей под агрессией следует понимать практически любую форму поведения, которая ориентирована на оскорбление либо причинение того или иного вреда другому живому существу, которое такого обращения не желает [23].
В бихевиоризме агрессия неизменно связывается с фрустрацией [25]. В дальнейшем такого рода идеи свое развитие нашли во взглядах Л. Берковица. Последний помещал фрустрацией и агрессией промежуточное звено, в качестве которого выступали условия среды. Также он полагал, что напрямую фрустрация не приводит к агрессии, потому как она опосредована пробуждающимся в каждом индивиде состоянием эмоциональной активации либо же гневом [5].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Багатырова, М.Н. Педагогические условия снижения агрессивного поведения детей [Текст] / М.Н. Багатырова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6. – С. 246-252.
2.Баженова, В.В. Психология младшего школьного возраста [Текст]: учеб.-методич. пособие / В.В. Баженова. – Глазов, 2019. – 43 с.
3.Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Наука, 2000. – 508 с.
4.Бандура, А. Теория социального научения [Текст] /А. Бандура. – СПб.: Питер, 2010. – 318 с.
5.Берковиц, Л.В. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л.В. Беркавиц. – СПб.: Нева, 2001. – 510 с.
6.Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Питер, 2017. – 137 с.
7.Бэрон, Р.А. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон. – М.:АСТ, 2019. – 411 с.
8.Волков, Б.С. Задачи, упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Педагогика, 2011. – 156 с.
9.Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – М.: Академия, 2019. – 271 с.
10.Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте [Текст] / А.Г. Долгова. – М.: Академия, 2021. – 215 с.
11.Ермилова, М.В. Проблема агрессивности в современной психологии [Текст] / М.В. Ермилова // Общество - наука - инновации: сб. cт. В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. –С. 192 - 194.
12.Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова [Текст]. – СПб.: Питер, 2019. – 236 с.
13.Кочубей, Б. Как лечить тревожность [Текст] / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и шк. – 2008. – №8. – С.46-52.
14.Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии [Текст] / Б. Крэйхи. – М.: Наука, 2003. – 333 с.
15.Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг [Текст] / Г.И. Марасанов. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
16.Механизмы человеческой агрессии [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. М.К. Винина. - М.: Наука, 2015. – 168 с.
17.Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 03.06.2024).
18.Попов, Г.Н. Игра как средство коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов [Текст] / Г.Н. Попов, Н.В. Шевелёва // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 54-58.
19.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Просвещение, 2020. – 412 с.
20.Степанов, В.Г. Психология трудных школьников [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2014. – 553 с.
21.Строгонова, Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? [Текст] / Л. Строгонова // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – C. 21-24.
22.Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране [Текст]: монография / А.В. Федоров. – М., 2013. – 405 c.
23.Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы [Текст] / З. Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.
24.Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.
25Экман, П. Психология эмоций [Текст] / П. Экман. – М.: Владос, 2013. – 239 с.