Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения синтаксических особенностей поэзии Уилья-ма Блейка обусловлена его значительным вкладом в развитие английской литературы и поэзии конца XVIII - начала XIX века. Уильям Блейк - один из ярчайших представителей романтической эпохи, чье творчество отме-чено уникальной стилистической и синтаксической организацией. Синтак-сис его поэзии отличается от традиционных норм, что делает его произве-дения объектом многочисленных филологических исследований.
Целью данного исследования является выявление и анализ синтакси-ческих особенностей поэзии Уильяма Блейка. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы изучения синтаксиса поэтического языка.
2. Проанализировать синтаксические средства, используемые У. Блейком в его поэзии.
3. Провести сравнительный анализ синтаксиса поэзии У. Блейка и его современников.
4. Определить влияние синтаксических особенностей поэзии У. Блейка на развитие английской поэзии.
Объектом исследования являются поэтические тексты Уильяма Блей-ка.
Предметом исследования выступают синтаксические особенности этих текстов.
Теоретическую основу исследования составили работы отечествен-ных и зарубежных лингвистов, таких как И.В. Арнольд, А. Вежбицкая, Т.А. Знаменская, Р. Якобсон, О.Е. Филимонова, J. Mee, D. Miller, K. Raine, E.P. Thompson, T. Pfau.
В работе используются следующие методы исследования:
• Контекстуальный анализ.
• Анализ и обобщение специальной литературы.
• Метод наблюдения и классификации.
• Описательный метод.
• Элементы метода квантитативного анализа.
Материалом для исследования послужили стихотворения Уильяма Блейка из сборников "Songs of Innocence and of Experience", а также дру-гие поэтические тексты автора.
Теоретическая ценность проводимого исследования состоит в опре-делении специфики синтаксических особенностей поэтического языка Уи-льяма Блейка и их роли в создании уникального стиля автора.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсах теоретической и практи-ческой грамматики английского языка на лингвистических отделениях ву-зов. Результаты работы могут быть использованы для написания выпуск-ных квалификационных и курсовых работ.
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использован-ной литературы.
Во введении формулируются цель, задачи, материал и методы ис-следования, теоретическая основа, теоретическая и практическая ценность.
В первой главе приводятся теоретические основы изучения синтак-сиса поэтического языка.
Во второй главе проводится анализ синтаксических особенностей поэзии Уильяма Блейка. В заключении подводятся итоги проведенного анализа и намечаются дальнейшие пути исследования поставленных про-блем.
Список использованной литературы включает как русскоязычные, так и англоязычные источники, среди которых работы ведущих лингви-стов и литературоведов.
Глава 1 Синтаксические особенности поэтического языка
1.1. Определение и основные характеристики синтаксиса в поэ-тическом языке
Синтаксис поэтического языка, являясь одной из ключевых состав-ляющих грамматической системы, обладает особыми характеристиками, отличающими его от синтаксиса прозы. В поэтическом языке синтаксис играет важную роль в создании художественного эффекта, эмоциональной насыщенности и экспрессивности текста. Эти особенности позволяют по-этам использовать синтаксис для достижения различных художественных целей.
В поэтическом языке, синтаксис представляет собой систему правил и принципов, регулирующих построение предложений и их компонентов в поэтическом тексте. В отличие от прозы, поэтический синтаксис характе-ризуется большей гибкостью и вариативностью, что позволяет поэтам ис-пользовать различные синтаксические конструкции для создания художе-ственного эффекта и эмоционального воздействия.
И.В. Арнольд определяет синтаксис как часть грамматической систе-мы, отвечающую за построение предложений и их компонентов, а также за связь между этими компонентами [Арнольд, 1990, с. 45]. В поэтическом языке синтаксис приобретает особую значимость, так как он используется для создания ритма, усиления акцента на ключевых словах и выражениях, а также для передачи эмоционального состояния.
А. Вежбицкая отмечает, что поэтический синтаксис часто отступает от стандартных грамматических правил, чтобы создать уникальные рит-мические и интонационные структуры [Вежбицкая, 1996, с. 78]. В поэзии синтаксис может быть использован для создания эффекта неожиданности, усиления драматизма или передачи тонких эмоциональных нюансов.
Основные характеристики синтаксиса в поэтическом языке включа-ют:
1. Инверсия: изменение стандартного порядка слов в предложе-нии. Этот прием используется для создания ритмического эф-фекта и усиления акцента на определенных словах и выражени-ях. Например, в строке из стихотворения Джона Милтона "Paradise Lost": "Him the Almighty Power Hurled headlong flaming from th’ ethereal sky" [Милтон, "Потерянный рай"]. В этом примере изменение порядка слов усиливает акцент на об-разе падения и могущества.
2. Эллипсис: пропуск слов или фраз, которые легко восстанавли-ваются из контекста. Эллипсис позволяет поэту создавать сжа-тые и динамичные выражения, подчеркивая важные элементы текста. В стихотворении Т. С. Элиота "The Waste Land" эллип-сис используется для создания эффекта сжатия и интенсифика-ции эмоций: "April is the cruellest month, breeding Lilacs out of the dead land, mixing Memory and desire, stirring Dull roots with spring rain" [Элиот, "Бесплодная земля"]. Пропуски глаголов и повторяющаяся структура подчеркивают обобщенность и уни-версальность описываемого состояния [Знаменская, 2004, с. 107].
3. Парцелляция: разделение предложения на несколько частей для создания паузы и усиления эмоционального эффекта. Этот прием помогает поэтам выделить ключевые моменты и усилить их значимость. Например, в стихотворении Роберта Фроста "Stopping by Woods on a Snowy Evening": "The woods are love-ly, dark and deep, But I have promises to keep, And miles to go before I sleep, And miles to go before I sleep" [Фрост, "Остановка у леса в снежный вечер"]. Разделение предложений усиливает драматизм описываемой ситуации/
4. Анафора: повторение начальных слов или фраз в смежных строках или предложениях, что усиливает выразительность и эмоциональное воздействие текста. В поэзии Т. С. Элиота ана-фора используется для создания ритма и акцентирования опре-деленных идей. Например, в его стихотворении "Ash Wednes-day": "Because I do not hope to turn again Because I do not hope Because I do not hope to turn..." [Элиот, "Пепельная среда"]. Повторение создает ритмическую структуру и усиливает ощу-щение безысходности.
5. Синтаксический параллелизм: использование одинаковых или схожих синтаксических структур в смежных строках или пред-ложениях. Этот прием помогает создать ритмическую и струк-турную гармонию в тексте. В стихотворении Милтона "Lycidas": "And now the sun had stretch'd out all the hills, And now was dropt into the western bay; At last he rose, and twitch'd his mantle blue: Tomorrow to fresh woods and pastures new" [Милтон, "Лицидас"]. Использование синтаксического парал-лелизма усиливает музыкальность и ритмичность произведений/
6. Апосиопеза: намеренное прерывание мысли для создания дра-матического эффекта. Этот прием часто встречается в поэзии, где прерывание мысли подчеркивает эмоциональное напряже-ние и интригу. Пример апосиопезы можно найти в стихотворе-нии Эмили Дикинсон "I heard a Fly buzz—when I died—": "I heard a Fly buzz—when I died— The Stillness in the Room Was like the Stillness in the Air— Between the Heaves of Storm—" [Дикинсон, "Я слышала жужжание мухи—когда я умирала—"]. Прерывание последней строки создает эффект неожиданности и вызывает размышления у читателя.
Таким образом, синтаксис поэтического языка обладает рядом уни-кальных характеристик, которые отличают его от синтаксиса прозы. Эти особенности позволяют поэтам создавать выразительные и эмоционально насыщенные тексты, подчеркивая важные элементы и усиливая художе-ственное воздействие на читателя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декоди-рования): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Ин. яз.». М.: Просвещение, 1990. – 300 с.
2. Бархударов, Л.С. Язык и перевод: Вопросы общей и частной теории перевода. М.: Международные отношения, 1975. – 264 с.
3. Браунинг, Роберт. My Last Duchess // Browning, R. The Poetical Works of Robert Browning, Volume VI: Men and Women. – Boston: Houghton, Mifflin and Co., 1884. – С. 93-94.
4. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая; пер. с англ.; отв. ред. М. А. Кронгауз; вступ. ст. Е. В. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. 416 с.
5. Знаменская, Т. А. Стилистика английского языка. Основы курса : учебное пособие / Т.А. Знаменская. – 2-е изд. – Москва : Едиториал УРСС, 2004. – 208 с.
6. Китс, Джон. Ode on a Grecian Urn // Keats, J. The Complete Poems. – London: Penguin Books, 1977. – С. 283-285.
7. Крылова, О.А. Лингвистическая стилистика: в 2 кн. Кн. 1. Теория: учеб. пособие. М., 2006. – 313 с.
8. Мурясов, Р. З. Избранные труды по германскому и сопоставительному языкозна-нию. Уфа: Изд-во БашГУ, 1998. – 310 с.
9. Полилов, Г.М. Поэтика и мифология Вильяма Блейка // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1987. Т. 46. № 3. С. 257-266.
10. Филимонова, О. Е. Язык эмоций в английском тексте. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 259 с.
11. Фрост, Роберт. Stopping by Woods on a Snowy Evening // Frost, R. The Poetry of Rob-ert Frost: The Collected Poems, Complete and Unabridged. – New York: Henry Holt and Com-pany, 1969. – С. 224.
12. Элиот, Т. С. The Waste Land // Eliot, T. S. The Complete Poems and Plays 1909-1950. – New York: Harcourt, Brace & World, Inc., 1971. – С. 37-55.
13. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. – с. 193-230.
14. Erdman, D. V. The Complete Poetry and Prose of William Blake. – Anchor, 1988. – p. 990
15. Gleckner, Robert F. The Piper and the Bard: A Study of William Blake. Wayne State University Press, 1959. P.
16. Mitchell, W.J.T. Blake's Composite Art: A Study of the Illuminated Poetry. Princeton University Press, 1978.
17. Mee, J. Blake's Politics in History // The Cambridge Companion to William Blake. Cam-bridge University Press, 2003.
18. Pfau, T. Prophetic Memory in Kant, Godwin, and Blake // Romantic Circles. July 2004.