Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В спортивной психологии и психологии труда проблемой выгорания профессионального тренера считается негативное влияние на результативность спортсмена или команды с утилитарной точки зрения. Выгоревшие тренера, как правило, приводит к утрате части их коммуникативных навыков, авторитета со спортсменами, уровня участия в образовательном процессе и уровня профессиональной мотивации. Есть исследования, которые связывают мотивацию тренера с его личными качествами, с другой стороны, с внешними условиями работы - нагрузкой, режимом, адекватностью заработной платы и т. д. Однако в спортивной психологии, как области науки, изучающей внутренний мир всех субъектов соревновательного процесса, в последние десятилетия наметилась четкая тенденция общего подхода, где работоспособность, субъективное благополучие и психическое здоровье считаются взаимодополняющими компонентами - важными факторами успеха в спорте.
В настоящее время спортивный тренер не считается «инструментом» развития спортсмена. Его профессиональная деятельность и самосознание гораздо шире. Вообще тренер играет ключевую роль в жизни спортсмена. Он обладает знаниями и интуицией, может быть жестким или мягким, но всегда чутким и внимательным, видит уровень утомления и ресурсов организма ученика, выявляет способности и постепенно исправляет недостатки. Он вдохновляет на победу, утешает поражение, делится жизненной мудростью и при необходимости защищает своих учеников, когда с ними обращаются несправедливо. Такое полномасштабное участие требует значительных ресурсов и знаний и зачастую приводит к психическому выгоранию.
В настоящее время политика государства акцентирована на популяризации спорта в детском возрасте. А это значит, что тренера детского футбола должны уметь работать с детьми и удовлетворять их потребности в спортивных достижениях. В сложившихся ситуациях многие тренера испытывают дефицит профессиональных знаний, достойной оплаты труда, сложности в работе. Все это является предпосылками для смены работы, а, в противном случае – ненависти к профессии.
Актуальность исследования определяется поиском эффективных методов профилактики профессионального психического выгорания в деятельности детского футбольного тренера.
Цель исследования – разработать программу профилактики профессионального психического выгорания в деятельности детского футбольного тренера.
Объект исследование – профессиональное психическое выгорание в деятельности детского футбольного тренера.
Предмет исследование – профилактика профессионального психического выгорания в деятельности детского футбольного тренера.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности деятельности детского футбольного тренера;
2. Рассмотреть понятие о профессиональном психическом выгорании детского футбольного тренера;
3. Выделить методы профилактики профессионального психического выгорания в деятельности детского футбольного тренера;
4. Провести диагностику профессионального психического выгорания в деятельности детского футбольного тренера;
5. Разработать программу профилактики профессионального психического выгорания в деятельности детского футбольного тренера.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, сравнение литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент, тестирование, анализ результатов исследования.
База исследования:
Практическая значимость: разработанная в работе программа профилактики профессионального психического выгорания детский футбольных тренеров может быть использована на практике.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ФУТБОЛЬНОГО ТРЕНЕРА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
1.1 Описание профессиональной деятельности детского футбольного тренера
Тренерская работа – одна из главных тем в физическом воспитании и футболе в целом. Очевидно, что квалификация и профессионализм тренера в детско-юношеском футболе играет важную роль в совершенствовании спортивного мастерства юных футболистов. Следует отметить, что тренер детского футбола при подготовке юных футболистов должен владеть основами педагогики и психологических наук, а также знать особенности детской психологии.
Согласно п.24 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. 32 9 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – «Закон о спорте») тренером признается лицо, получившее среднее профессиональное или высшее образование, осуществляющий проведение со спортсменами тренировочные занятия, также ведет. управление соревновательной деятельностью для достижения спортивных результатов [2].
Статья 348.1 ТК РФ определяет тренеров как лиц, которые проводят тренировки со спортсменами для достижения спортивных результатов и руководят соревновательной деятельностью спортсменов [1].
К специальной трудовой функции тренеров, работающих в ДЮСШ, относятся педагогические и воспитательные функции. В связи с этим профессиональную компетентность тренера ДЮСШ можно определить как тренер-преподаватель.
Требования к компетенции тренера и его квалификации на каждом из этапов спортивной подготовки, установлены Приказом Минтруда России от 07.04.2014 № 193н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 № 33035 (далее - «Профессиональный стандарт») [4].
Профессиональный стандарт на этапах спортивной подготовки предъявляет разные требования к уровню образования и опыту тренера. Например, на начальном этапе подготовки тренер должен получить среднее профессиональное образование в области физического воспитания и спорта или среднее профессиональное образование, а также пройти профессиональную переподготовку в области физического воспитания и спорта. На более старших этапах – этапе совершенствования спортивного мастерства - тренер должен иметь высшее образование – программы бакалавриата в области физического воспитания и спорта, а также опыт работы не менее трех лет: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель или разряд не менее кандидат в мастера футбола.
К тренерам на всех этапах спортивной подготовки предъявляются особые требования:
- в соответствии с законодательством РФ запрета на участие в образовательной деятельности нет;
- обязательные начальные (после трудоустройства) и промежуточные. медицинские осмотры (осмотры) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [10].
Если тренер проводит занятия с детьми дошкольного возраста (4-6 лет), на начальном этапе обучения, помимо вышеперечисленных требований к разрешению на работу, рекомендуется проведение специальных курсов повышения квалификации для проведения таких занятий.
Должностная функция тренера дифференцируется на разных этапах спортивной подготовки. Можно выделить наиболее распространенные должностные функции тренеров на всех этапах спортивной подготовки:
1. Отбор воспитанников;
2. Физическая подготовка футболистов, включая техническую подготовку футболистов;
3. Теоретическая подготовка футболистов;
4. Статистический учет и сбор данных о результатах тренировочного процесса.
5. Планирование учебно-тренировочного процесса [11].
Профессиональный стандарт также определяет квалификацию тренера и необходимые знания для реализации трудовых функций тренера на различных этапах спорта. Перечисленные требования отражены в профессиональной программе. Профессиограмма - система профессионально-важных качеств (Таблица 1).
Таблица 1
Профессиограмма профессии «детский футбольный тренер»
Общая характеристика профессии Спортивный тренер руководит тренировками спортсменов, готовит их к соревнованиям
Содержание труда Основные задачи тренера: изучить и максимально использовать индивидуальные физические и психологические ресурсы спортсмена, грамотно распределить нагрузки, интенсивность и режим тренировок, чтобы спортсмен успевал восстановиться, подобрать самые эффективные средства и методы физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки для достижения лучших результатов.
Личные качества Здоровое честолюбие, желание добиться результатов, воспитать чемпиона, целеустремленность, самоконтроль, готовность повышать квалификацию, самосовершенствоваться, справедливость.
Требования профессии к человеку Открытий, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно управлять спортсменов и контролировать соревновательную ситуацию. У тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе.
Еще одним нормативным актом, регламентирующим квалификационные требования к тренерам детских спортивных школ, является приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010. № 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - "Приказ Минздравсоцразвития") [5].
Приказом Минздравсоцразвития утверждены квалификационные требования к тренеру-преподавателю, которые применяются в части, не урегулированной профессиональным стандартом. Эти требования связаны, прежде всего, с обучающей функцией тренера. В частности, тренер-педагог должен знать приоритетные направления развития системы образования РФ; законы об образовании, физическом воспитании, спорте, отдыхе и иные нормативные правовые акты. Особое внимание следует обратить на требования к образовательному уровню тренера-преподавателя, определенные приказом Минздравсоцразвития: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по специальности, опыт работы не обязателен. Требования к образовательному уровню тренера-преподавателя, определенные в профессиональном стандарте, различны и ограничиваются средним образованием.
Также согласно приказу Минздравсоцразвития на соответствующие должности могут быть назначены специалисты, претендовавшие на должность тренера-педагога и не имеющие специальной подготовки, но обладающие практическим опытом и компетенцией по результатам аттестации, проводимой Национальной комиссией или Всероссийской спортивной федерацией по видам спорта или видам спорта. Наконец, следует отметить, что российское законодательство устанавливает квалификационные требования к тренерам ДЮСШ, а локальные нормативные акты, в свою очередь, устанавливают отдельные самостоятельные требования к тренерам ДЮСШ [5]..
Еще одним из важных аспектов в профессии «детский футбольный тренер» является требования к психической подготовки кандидатов.
Психограмма - это требования к психическим процессам, психическим состояниям и свойствам личности (Таблица 2).
Таблица 2
Психограмма личности детского футбольного тренера
Психические познавательные качества Концентрированность внимания
Развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
Способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
Аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации), мышление;
Способность глобально мыслить;
Стретагическое мышление;
Мнемические способности (свойства памяти).
Схема описания профессиональной деятельности по Е. А. Климову [11].
I. Цель труда.
1. Гностическая. Тренер- способствует развитию физических способностей и задатков, оценивает, анализирует уровень развития физических качеств и работоспособности для дальнейшего их улучшения и совершенствования.
2. Преобразующая. Любой продукт, продукт, человеческие отношения, здоровье, информация и т. д. с целью его модификации, улучшения или совершенствования.
(б) Влияние. Способствует развитию межличностных отношений - физическое воспитание влияет на формирование личностных и коллективных, коммуникативных и других качеств спортсменов (школьников, студентов); Улучшает здоровье посредством различных физических упражнений.
II. Орудия и средства труда.
1. Внешние:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультан-тПлюс;
4. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» // СПС КонсультантПлюс;
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» // СПС КонсультантПлюс.
6. Алешичева А.В. Психологическое здоровье личности: монография / А.В. Алешичева, Н.Г. Самойлов. - Москва: Когито-Центр, 2019. - 216 с.
7. Вяхирев Д.А. Особенности подготовки тренеров национальных сборных команд по футболу в разных странах мира // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-trenerov-natsionalnyh-sbornyh-komand-po-futbolu-v-raznyh-stranah-mira (дата обращения: 19.06.2024).
8. Гринь Е.И. Психическое выгорание в спорте: теоретические модели и причины феномена // Южно-российский журнал социальных наук. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskoe-vygoranie-v-sporte-teoreticheskie-modeli-i-prichiny-fenomena (дата обращения: 19.06.2024).
9. Дементьева Е. В. Взаимосвязь профессионального выгорания и личностных особенностей спортсменов / Е. В. Дементьева, Р. В. Корнишина // Модернизационный вектор развития науки
10. Кучмин А. Ю. Квалификационные требования к тренерам в детско-юношеском футболе // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvalifikatsionnye-trebovaniya-k-treneram-v-detsko-yunosheskom-futbole (дата обращения: 18.06.2024).
11. Лапшин В. Е. Психологические основы профессиональной деятельности : учеб. пособие / В. Е. Лапшин, Н. В. Шаманин ; Владим. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. – 159 с.
12. Попова Т.А. ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Т.А. Попова, Г.Б. Горская // Вестник науки. 2022. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-vygoraniya-v-sportivnoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.06.2024).
13. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004.
14. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Олимпийская литература, 2001.
15. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 608 с.
16. Debois N., Ledon A. Coping with facilitative and restricting factors during long successful career in Top sport // 12th European Congress of Sport Psychology. Sport and Exercise psychology: Bridges between disciplines and cultures. Halkidiki, 2007.