Фрагмент для ознакомления
2
Русский язык играет важную роль в системе школьных предметов,. Он является средством обучения, поскольку на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые навыки и умения, благодаря которым школьники могут изучать другие предметы.
Систематическое изучение языка создает условия для усвоения его особенностей и поддерживает целенаправленную работу по расширению словарного запаса учащихся. Программа обучения русскому языку включает разделы «Лексика» и «Фразеология».
Лексический состав состоит из различных лексических единиц, образующих общую систему, которые имеют важное значение и этот раздел следует изучать самостоятельно.
Наличие большого словарного запаса позволяет детям лучше понимать материал, который они читают, а также более свободно общаться и бросать вызов различным группам людей. Поощрение детей к расширению словарного запаса требует поддержки со стороны учителя. В то же время лексика изучается в школе как отрасль науки о языке с точки зрения знаний и познания и обеспечивает системный подход к развитию словарных понятий, позволяя учащимся знакомиться со словами.
В Федеральном государственном стандарте начального образования (далее ФГОС НОО) отмечается, что в результате обучения у школьников должно сформироваться положительное отношение к правильной устной и письменной речи и нормам русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические) [12, c. 11].
Практика показывает, что освоение теоретического материала курса русского языка создает у школьников некоторые трудности. Одна из причин – материал представлен в большом количестве. Кроме того, необходимо не только учиться, но и практиковаться. Данные требования определяется федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС НОО).
Актуальность работы заключается в том, что знание лексики помогает формировать правильную и грамотную устную и письменную речь, развивать коммуникативную компетентность и обогащать словарный запас учащихся. Также, учитывая потребности современного экономического, политического и социального развития нашего общества, с увеличением количества детей-мигрантов в школах, возрастает важность изучения наиболее подвижной и необходимой раздела языка – лексике.
Цель исследования – рассмотреть особенности методики преподавания лексики в школьном курсе русского языка.
Объект исследования – процесс преподавания лексики в школьном курсе русского языка.
Предмет исследования – особенности методики преподавания лексики в школьном курсе русского языка в 5 классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные характеристики и особенности раздела «Лексика»;
2. Описать особенности изучения лексике в школьном курсе русского языка;
3. Представить анализа учебно-методического комплекса по русскому языку за 5 класс на предмет изучения лексике;
4. Разработать комплекс упражнений по обучению лексике в 5 классе.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ УМК, разработка упражнений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные упражнений по обучению лексике в 5 классе могут быть использованы учителем русского языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения лексике в школьном курсе русского языка основной школы
1.1 Понятие о лексике
Содержательная сторона речи передается и принимается через лексику, то есть совокупность слов и подобных связей в функциях. А. Н. Леонтьев рассматривает лексику как «систему систем». Системность лексики проявляется в том, что все единицы, основанные на ее свойствах, входят в состав определенных взаимосвязанных объединений (семантических полей, лексико-семантических и тематических групп). Другими словами, лексические единицы напрямую связаны друг с другом в форме определенных словарных групп [5].
Лексика является важной частью языка. В ее понятие входит вся совокупность лексических единиц.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения:
- их смыслового значения,
- места в общей системе лексики,
- происхождения,
- употребляемости,
- сферы применения в процессе общения,
- их экспрессивно-стилистического характера [13].
Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).
В основе лексики лежит слово, а именно словарный запас.
Словарь – это то количество слов, которые использует субъект в процессе своего общения.
В педагогической науке словарь может быть как активным, так и пассивным.
Активный словарь состоит из слов, которые наиболее часто используются в речи и понимание которых субъектов происходит на подсознательном уровне. Об объеме активного словаря можно судить в процесс речевого и письменного общения.
Пассивный словарь состоит из слов, которые субъект знает, но редко используется в процессе речи и письма [4].
В процессе общения субъект на основе своего речевого опыта и знаний языка трансформирует лексику согласно лексико-грамматическим особенностям языка и использует их для передачи информации. Все это содержится в понятии «лексическая компетенция», которая позволяет судить об уровне развития лексики обучающихся.
Значение развития лексики у обучающихся начальной школы сложно преувеличить. Младшие школьники ещё не постигли азы родного языка.
Изменение характера деятельности в младшем школьном возрасте: умственное развитие, повышение осведомленности и концептуальности, способность запоминать и воспроизводить не только механическое, но и логическое, способность к направленной концентрации внимания, выделению ключевых характеристик и связей между явлениями, способность действовать в соответствии с шаблоном, правилом, способностью овладеть слуховой разговорной речью на своем родном языке, с помощью правил способность сравнивать, обобщать, анализировать и делать независимые выводы позволяет по-новому взглянуть на цели, содержание и методы обучения русскому языку.
Учащиеся сталкиваются с ограниченным набором слов и фраз, что затрудняет их способность выразить свои мысли и идеи точно и разнообразно. Это может быть вызвано недостаточным количеством практики и повторения слов и выражений в различных контекстах. Также существует проблема неправильного ударения и произношения слов. Некорректное ударение и произношение может затруднять понимание и восприятие речи, а также приводить к недостаточной четкости и выразительности в общении. Эта проблема может возникать из-за недостаточного обращения к фонетическим аспектам при обучении лексике.
В настоящее время методика лексики является самостоятельной областью преподавания русского языка, она имеет свои цели и задачи, имеет предмет и объект обучения, содержит свои методы обучения и методы научного исследования изучения лексикологических понятий. Также она имеет прямую соотнесенность со школьным разделом лексики и фразеологии, включённым в современные учебники русского языка согласно новым ФГОС.
Таким образом, рассмотрение раздела «Лексика» и Фразеология» подразумевает формирование у детей научного образа мысли; четкое представление строения и функционирования лексических и фразеологических единиц языка; подразумевает систематизацию полученных знаний о данных разделах.
Важнейшими целями на занятиях по русскому языку в школе являются не только учебные, но и практические цели, которые, в свою очередь, направлены на развитие учебно-лингвистических лексикологических и фразеологических навыков. Они создают правильные условия для эффективной работы на всех уровнях языка, влияют на взаимодействие таких частей, как орфография или грамматика, помогают обогащать словарный запас учащихся.
Раздел «Лексика» играет важную роль в развитии языкового чувства учащихся и способствует развитию умений правильно употреблять слова с точки зрения их значения, стилистических особенностей и контекста.
Работа по обогащению словарного запаса учащихся заключается в осмыслении теоретической информации о слове как лексической единице, что также способствует развитию разговорных навыков. Изучение лексики с этой точки зрения помогает лучше понять грамматические явления, раскрыть основные принципы формирования лексических единиц в предложении, а также создает условия для постоянного повторения лексических понятий и приобретения соответствующих навыков при работе с грамматикой. В то же время без целенаправленного изучения лексики как самостоятельной отрасли науки о языке становится очень сложно показать учащимся взаимосвязь грамматики и лексики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, И. А. Лексикографическая компетенция в структуре лингвистического образования / И. А. Абрамова // Вестник социальногуманного образования и науки. − 2011. − №1. − С. 82-86.
2. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова // Начальная школа , 2019. - №1.- С. 24.
3. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
4. Баранов, М.Т. Обогащение словарного за¬паса учащихся / / Методика преподавания рус¬ского языка / Под ред. М. Т. Баранова. - М., 1990.
5. Белоконь, Н.А. Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы / Н.А. Белоконь // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2017 – №3(1). – С. 3-9.
6. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 537 с.
7. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). / В.В. Виноградов. – М., 2015. – 318 с.
8. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие / Б.Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1980. – 335 с.
9. Граник, Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. – 1995. – № 3 – С. 35.
10. Евтюгина, А.А. Русский язык и культура речи: курс лекций: учебное пособие / А.А. Евтюгина. 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 269 с.
11. Ивашко, Л. А. Лексикография русского языка: хрестоматия и учебные задания/ сост. Л. А. Ивашко, И. С. Лутовинова, Д. М. Поцепня и др. / Учебно-методический комплекс по курсу Лексикография русского языка. − СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. − 432 с.
12. Крысин, Л. П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике / Л. П. Крысин. − М.: Языки славянской культуры, 2004. − 888 с.
13. Крысин, Л. П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике / Л. П. Крысин. − М.: Языки славянской культуры, 2004. − 888 с.
14. Матвеева, М.Д. Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы / М.Д. Матвеева // Школьная педагогика. – 2017. – № 1 (8). – С. 74-77.
15. Методика обучения русскому языку в школе детей. / Под ред. Л. М. Быковой – М.: Просвещение, 1991.
16. Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов Ладыженской Т.А. – М.: Дрофа, 2015. 190 с.
17. Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов Бабайцевой В.В. – М.: Дрофа, 2016. 173 с.
18. Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов Разумовской М.М. – М.: Дрофа, 2016. 185 с.
19. Прудникова, А.В. Лексика в школьном курсе русского языка / А. В. Прудникова. - М.: Просвещение, 2014. - 144с.
20. Рождественская, Р. Л. Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования информационной культуры школьников / Р. Л. Рождественская // Начальная школа. − 2017. − №4. − С. 43-45.
21. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. / Т.П. Сальникова. - Воронеж. НПО «МОДЭК», 2015. - 320с.
22. Сиротинина, О.Б. Всё, что нужно знать о русской речи: пособие для эффективного общения / О.Б. Сиротинина. - Изд. 3-е. – М.: URSS: ЛЕНАНД, 2016. - 218 с.
23. Скворцов, Л.И. Теоретические основы культуры речи / Л.И. Скворцов. – М.: Наука, 1980. – 352 с.
24. Соболевская, Н.А. Содержание работы по изучению лексике в школе /Н. А. Соболевская // Экономика и социум. 2022. №3-2 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-raboty-po-izucheniyu-leksiki-v-shkole (дата обращения: 09.06.2024).
25. Текучев, А. В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: Пособие для учителей / Сост. А. В. Текучев, Рец.: Ю. И. Леденев, Э. П. Хворостухина, В. В. Осокин. − М.: Просвещение, 1982. − 272 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2019. - 29 с.
27. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. − М.: Просвещение, 2011. − 66 с.
28. Шанский, Н. М. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов в 3 ч. Ч. 1. / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. − 2-е изд., испр. и доп. − М.: Просвещение, 1987. − 192 с.
29. Цыкунова, И.М. Виды упражнений по лексике / И.М. Цыкунова // Научный вестник Крыма. - 2020. - №6 (29). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-uprazhneniy-po-leksike (дата обращения: 05.06.2024).
30. Юсупова, З. Ф. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе / З. Ф. Юсупова – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 68 с.