Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нельзя недооценить значение банковской сферы в современных условиях в любой стране нашего мира. В рамках экономики страны сфера банковского обслуживания играет важную роль в формировании высоких показателей эффективности экономического развития. В условиях жесткой конкуренции, сфера банковского обслуживания постоянно совершенствуется, происходит наращивание потребительского спроса, формируются потребительские предпочтения, совершенствуется и расширяется спектр предлагаемых банковских услуг.
Существующее в современных условиях активного развития сети интернет, которая стала частью нашей жизни, ни один человек в мире уже не может представить себе жизнь без интернета. Отсюда данная площадка становится эффективным методом реализации банковских услуг, а также и перспективным направлениям развития существующих продуктов и максимизации эффективности предоставляемых услуг. Интернет позволяет управлять счетами клиентов круглосуточно в режиме онлайн.
Интернет-банкинг сегодня развивается достаточно быстрыми темпами, его развитие начиналось в западных странах и после активного и её применения там, он глубоко вошёл в жизнь и быт россиян.
Интернет-банкинг имеет большое преимущество не только для граждан нашей страны и потребителей услуг российских банков, но и для зарубежных инвесторов, которым становится возможным ведение бизнеса на территории России и организации финансовых операций с помощью интернет-банкинга.
Актуальность исследования данной работы заключается в том, что на сегодняшний день интернет-банкинг является одним из наиболее эффективных и прогрессивных сервисов ведения финансовых операций методом онлайн. Данный сервис позволяет с использованием официального сайта кредитного учреждения осуществлять с ним виртуальное общение и получать всю необходимую актуальную информацию по счетам клиентов, а также выполнять различные финансовые операции в любое время суток и из любой точки мира (где есть доступ к интернету). Такие возможности позволяют не посещать отделения банка для осуществления каких-либо операций и получения услуг, а просто достаточно иметь гаджет, поддерживающий сеть Интернет.
Предметом исследования курсовой работы выступают услуги, предоставляемые в рамках Интернет-банкинга.
Объектом данной работы является рынок Интернет-банкинга России.
Цель написания курсовой работы: исследование современного состояния рынка Интернет-банкинга в России, выявление основных проблем и направлений дальнейшего развития.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
1. Изучить сущность и особенности интернет-банкинга как вида электронной банковской услуги, а также его классификацию.
2. Провести исследование динамики и современного состояния рынка интернет-банкинга в России.
3. Выявить проблемы рынка банковских услуг, предоставляемых с удаленным доступом, и направления его дальнейшего развития.
Информационной базой послужили законодательные акты РФ, нормативно-правовые документы Банка России, учебная и профессиональная литература, статьи специализированных периодических изданий.
Глава 1 Теоретические аспекты интернет-банкинга
1.1 Понятие и сущность интернет-банкинга
Дистанционное банковское обслуживание является эффективной мерой ведения банковского бизнеса, так как проведение операций уделенным методом является выгодным для обеих сторон системы банковского обслуживания, как населению, так и кредитному учреждению.
Для населения дистанционный способ оказания услуг открывает возможности осуществлять широкий спектр банковских операций в любое удобное время и любом удобном месте с использованием доступных для них средств с возможностью выхода в сеть Интернет. В свою очередь, кредитные организации выигрывают в том, что экономят на издержках, возникающих при традиционном способе банковского обслуживания, путем личного посещения клиентом офиса банка, а также, с помощью дистанционного банковского обслуживания достигается повышение лояльности клиентов и их количество, следовательно, растет и конкурентоспособность кредитора.
Наиболее интерактивным видом дистанционного банковского обслуживания является интернет-банкинг, который позволяет кредитному учреждению устанавливать обратную связь со своим клиентом в режиме онлайн и обеспечить бесперебойную работу в любое удобное время. Режим предоставления информации клиенту банком может быть как общедоступной, так и в виде персональной информации.
В настоящее время Россия имеет высокий потенциал развития Интернет-банкинга. Это обуславливается активным охватом все большего количества регионов нашей страны точками доступа высокоскоростного Интернета, благодаря чему происходит рост числа активных пользователей сети, в том числе и различных Интернет-услуг.
Развитие Интернет-банкинга происходит с участием банков в частности использования льготной политики по отношению к пользователям Интернет-банкинга. Для большинства населения сегодня использование Интернет-банкинга является важной составляющей их жизни. Множество финансовых операций происходит в качестве переводов денежных средств с одного счета на другой. Гораздо удобнее производить оплаты в режиме онлайн, особенно это актуально на сегодняшний день в существующих условиях быстрого темпа жизни городского населения.
Активное развитие сети интернет диктует банкам необходимость содержания и развития функционирования услуг банковских учреждений в соответствии с существующими современными информационными технологиями.
Автоматизация банковских операций является необходимым в условиях активного использования интернет-банкинга и других форм дистанционного банковского обслуживания, которые позволяют усилит0 конкурентоспособность кредитных учреждений, является инструментом для привлечения новых клиентов и заболевания и завоевания новых рынков, а также сохранения уже существующих позиций в сфере банковских услуг.
Использования дистанционных банковских услуг можно отнести к новому уровню сервиса, которая обеспечивает максимальное удобство при минимальных затратах времени на осуществление банковских операций любые другие взаимодействия с банком. увеличение показателей эффективности работы напрямую зависит от качества предоставляемых услуг учреждением, в частности важно поддерживать высокое качество и удобство существующих услуг сфере интернет-банкинга.
Важно отметить что использование интернет-банкинга и других удалённых каналов реализации банковских услуг является взаимовыгодным условия взаимодействия. с одной стороны клиенты могут воспользоваться широким ассортиментом банковских услуг, которые могут быть осуществлены в любое время и вне зависимости от места, с учётом наличия компьютера или мобильного телефона с выходом в Интернет, при этом, банк гарантирует высокую степень безопасности, которые обусловлены наличием различных кодов подтверждения, паролей, оповещений и так далее.
С другой стороны, кредитные учреждения с помощью использования удалённых каналов реализации услуг могут экономить на издержках, которые возникает при традиционном способе обслуживания, в частности, снижается нагрузка на работников кредитного учреждения, нет необходимости использовать большие площади для организации рабочего пространства, также интернет-банкинг позволяет охватывать гораздо большие объём рынка, чем если бы клиенты должны были посещать ближайшие офисы лично.
Электронные банковские услуги электронный банкинг является самостоятельным видом банковских услуг, осуществляемое с помощью электронных систем, таким образом нельзя говорить о том что он является каким-то дополнительным направлениям банковской деятельности или финансовым инструментам.
В работах Худяковой Т. А. и Пономарева Т. Е. интернет-банкинг является каналом удаленной связи между банком и клиентом С помощью которого могут осуществляться банковские услуги, включая как традиционные так и новые банковские услуги, Например это может быть перевод денежных средств со счетов на другие счета, открытие новых счетов, оплата электронных счетов и их выставления и другое .
Экономист Папба Э. Р. В своих работах описывает интернет-банкинг как осуществляемая банком деятельность по предоставлению целого комплекса банковских услуг клиентам с помощью использования интернета, либо это возможность клиента самостоятельно осуществлять нужные операции в сфере банковских услуг с использованием сети интернет. данные возможности предоставляют кредитные учреждения и обеспечивают полный комплекс необходимых действий для того чтобы система работала корректно и с высокой эффективностью .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова, О. М. Коммерческие банки России: формирование условий устойчивого развития / О. М. Богданова. – М. : Финстатинформ, 2016. – С. 341.
2. Бурулина, Т. А. Дистанционное банковское обслуживание / Т. А. Бурулина, Ю. Н. Юденко // Символ науки. – 2021. - № 4. – С. 1–14.
3. Быковская, Е. Н. Анализ источников и механизмов финансирования инновационной деятельности в условиях цифровой экономики / Е. Н. Быковская, Ю. Н. Кафиятуллина, Г. П. Харчилава // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. – № 2. – С. 36–41.
4. Васильева, А. С. Национальные особенности интернет-банкинга / А. С. Васильева // Финансы и кредит. – 2019. – № 40. – С. 40–45.
5. Игнатова, Т.В. Институты и технологии цифровой экономики как факторы инновационного роста России / Т. В. Игнатова, Т. П. Черкасова // Друкеровский вестник. – 2022. – № 2. – С. 5-14.
6. Иоселиани, А. Д. Глобальное цифровое общество и социальная адаптация к онлайн-повседневности / А. Д. Иоселиани // Век глобализации. – 2022. – № 2. – С. 62–71.
7. Иоселиани, А. Д. Особенности повседневной жизни человека в цифровом мире / А. Д. Иоселиани // Манускрипт. – 2022. – № 4. – С. 115–119.
8. Ипатова, А. В. О направлениях неоиндустриализации в условиях цифровой экономики: контекстно-содержательный аспект / А. В. Ипатова // Вопросы регулирования экономики. – 2021. – № 2. – С. 28-40.
9. Мусина, А. А. Цифровизация банковской деятельности - путь к созданию «банка будущего» / А. А. Мусина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 6. – С. 10–15.
10. Папба, Э. Р. Развитие интернет-банкинга и современных банковских услуг / Э. Р. Папба // Вестник науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 12–19.
11. Цхададзе, Н. В. Трансформация социально-экономической жизни человека в условиях дистанционного банковского обслуживания / Н. В. Цхададзе // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. – 2022. – № 1. – С. 448–457.
12. Аналитическая справка в отношении инфраструктурной обеспеченности территории России точками доступа к финансовым услугам в условиях развития дистанционных каналов обслуживания // Официальный сайт «Банк России» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru.
13. Большинство россиян плохо осведомлены о системе быстрых платежей // «Аналитический центр НАФИ» [Электронный ресурс]. – URL: https://nafi.ru.
14. В Markswebb назвали лучшие интернет-банки для бизнеса в 2023 году // Официальный сайт «Banki.ru» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.banki.ru.
15. Еще больше цифровых технологий. Основные тренды банковской системы РФ на 2023 год // Информационно-аналитическое финансовое издание «Банки Сегодня» [Электронный ресурс]. – URL: https://bankstoday.ne.
16. Названы лучшие мобильные банки для частных лиц в 2023 году / Официальный сайт «Banki.ru» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.banki.ru
17. Слабая треть: банковская система и коронакризисные риски // Аналитическое агентство «Эконс» [Электронный ресурс]. – URL: https://econs.online
18. Статистика // Официальный сайт «Банк России». – URL: http://cbr.ru/statistics/?PrtId=sors