Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросы повышения социальной ответственности предприятий различных направлений деятельности приобретают особенную значимость в связи с осложнившейся ситуацией в сфере социально-экономического развития региона. Государственные программы и проекты, которые направлены на повышение уровня жизни граждан очень часто не обеспечены финансированием на должном уровне, в этой связи вопрос социальной ответственности региональных коммерческих предприятий является весьма актуальным.
Актуальность настоящего исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие региона. Государственные органы власти постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Использовать данную тенденцию для обеспечения регионального развития можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития регионов.
В настоящее время предприятия разной формы собственности повышенное внимание помимо обеспечения своей основной деятельности уделять внимание реализации социальных программ.
Успех бизнеса во многом зависит от уровня профессионализма и степени самоотдачи сотрудников, поэтому ситуационный целевой подход приобретает все большую популярность - чем лучше сотрудник, тем значительнее его социальный пакет. Работодатели понимают, что обеды за счет компании, перспектива дополнительных пенсий, оплата транспортных расходов и т.д. Помогают работнику экономить энергию и здоровье и более тесно связывать его с предприятием. Не случайно в развитых странах распространилась концепция социальной ответственности, согласно которой основной задачей менеджеров промышленных предприятий является выявление потребностей различных групп людей, заинтересованных в успешном развитии компании (в первую очередь ее сотрудников) и попытаться полностью удовлетворить их в рамках общей корпоративной стратегии организации. Как следствие, успешная организация бизнеса в части социального обеспечения сотрудников является инструментом повышения степени удовлетворенности текущими социально-экономическими условиями в том регионе, где этот бизнес функционирует. Кроме того, коммерческие предприятия, которые успешны в своей деятельности для улучшения собственного имиджа часто помогают в реализации социальных проектов регионального масштаба исполнительным органам власти субъектов РФ.
С учетом изложенного выше, настоящая работа ставит своей основной целью рассмотреть ключевые особенности и роль реализации социальной ответственности предприятий на уровне региона.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать теоретические положения корпоративной социальной ответственности и социальной политики предприятий;
- рассмотреть основные направления и задачи реализации социальной ответственности предприятий;
- изучить практические аспекты по реализации социальных мероприятий в республике Крым.
В соответствии с данной целью и задачами работы, определена структура исследования, которая состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Сущность и понятие социальной ответственности предприятий
Л.М. Никитина разъясняет термин Корпоративной социальной ответственности таким образом «КСО - это система экономических и социальных отношений предприятия, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), и направлены на долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации, рост капитализации и устойчивое развитие предприятия» [7].
Глобализация рынка, превращение его из национального в мировой, определяет для хозяйствующего субъекта необходимость внедрения нововведений в области техники, технологий, организации труда и управления, основанных на использовании и применении достижений науки и передового опыта. В центре всех этих явлений лежит интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и мотивации работников. Недостаток комплексных научных разработок в области современных управленческих, социальных технологий усложняет процесс взаимодействия отечественных предприятий, государственной власти и общества [8]. В процессе реализации социально-ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей предприятия. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечивать благоприятные социально-психологические условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами, своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности. Социальная ответственность проявляется и в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством [8]. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев результативности должна соответствовать нормам и принципам государственных законов. Одним из способов формирования объективной информации о социальной результативности компании является оценка эффективности управления нефинансовыми рисками, в том числе – социальными. Актуальна разработка общих подходов к оценке эффективности управления при осуществлении социально-ответственной политики. Оценка качества управления влияет на положение компании на финансовых рынках, поддержание бесконфликтного существования общества, обеспечение устойчивого развития.
Таблица 1 – Подходы к определению «Социальная политика предприятия»
Теоретик Понятие Примечание
Кузнецов Г. Г. Комплекс мероприятий, направленных на соединение организационных и личных целей работников. «Социальная политика предприятия. Необходимость создания и механизмы контроля эффективности»
/ Г.Г. Кузнецов - доклад
Маслов Е. В. Цели и мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера. «Управление персоналом предприятия: Учебное пособие» / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с.
Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных
социальных групп населения. «Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности» / Т.М. Апостолова, Н.Р. Косевич.: ВЛАДОС; Москва; 2008
Успех бизнеса во многом зависит от уровня профессионализма и степени самоотдачи сотрудников, поэтому ситуационный целевой подход приобретает все большую популярность - чем лучше сотрудник, тем значительнее его социальный пакет. Работодатели понимают, что обеды за счет компании, перспектива дополнительных пенсий, оплата транспортных расходов и т.д. Помогают работнику экономить энергию и здоровье и более тесно связывать его с предприятием. Не случайно в развитых странах распространилась концепция социальной ответственности, согласно которой основной задачей менеджеров промышленных предприятий является выявление потребностей различных групп людей, заинтересованных в успешном развитии компании (в первую очередь ее сотрудников) и попытаться полностью удовлетворить их в рамках общей корпоративной стратегии организации.
Л.М. Никитина разъясняет термин Корпоративной социальной ответственности таким образом «КСО - это система экономических и социальных отношений предприятия, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), и направлены на долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации, рост капитализации и устойчивое развитие предприятия».
Важно понимать, что социальная ответственность бизнеса возможна только при ряде условий:
- главное - это возможность бизнеса принимать самостоятельные решения, ответственность не может быть обязанностью;
- ответственность - это и понимание последствий самостоятельно принятых решений - следствий и результатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;
- способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;
- желание принимать решения, способствующие развитию общества.
- Авторы «Доклада о социальных инвестициях в России – 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества» отмечают, что в спектре используемых коммуникационных механизмов, по сравнению с 2008 г., произошли определённые позитивные изменения. С одной стороны, самыми освоенными и распространёнными формами по-прежнему являются различные варианты преимущественно одностороннего доведения информации до разных групп заинтересованных сторон. По этим позициям с 2008 г. значительных изменений не произошло. С другой стороны, существенно возросла, хотя и не стала определяющей, доля механизмов двусторонних и многосторонних коммуникаций, содержащих более очевидные элементы диалога: совместная экспертная работа, участие в работе общественных палат, участие в гражданских экспертизах и общественных слушаниях . Результаты опроса представлены в таблице 3.