Фрагмент для ознакомления
2
Современный быстро меняющийся мир ставит перед человечеством все новые вызовы, решение которых требует эффективности, того же динамизма, с помощью которого оно само развивается. Основными движущими силами динамизма современного мира являются тотальная цифровизация всех сфер жизни, всеобщая глобализация, жесткая конкуренция экономик развитых стран и научно-технический прогресс.
Как известно, научно-технический прогресс – это поступательное развитие науки и техники, результатом которого является последовательная модернизация оборудования, технологий и производственных организаций, повышение их эффективности. Перестройка общества и промышленности под влиянием инноваций в технике и технологиях, сопровождающаяся скачком производительности труда, называется промышленной революцией [1].
Благодаря экспоненциальному развитию цифровых технологий, позволяющих мгновенно получать, передавать и обрабатывать огромное количество информации (знаний), в соответствии с развивающимся научно-техническим прогрессом, а также конкуренцией (которая работает по принципу «постоянно быть» на шаг вперед»), смена поколений в результате промышленных революций также ускоряется.
Исследования В.П.Шумана, А.Г.Асмолова, Ю.В.Лебедева, С.А.Старченко, Б.М.Кедрова и других посвящены общетеоретическим вопросам организации в обучении обучающихся межпредметных и внеакадемических связей на современном этапе развития педагогики. Представленный в работах анализ системы понятий, относящихся к проблеме исследования, показывает ее сложный, междисциплинарный характер.
Международные исследования (PISA) выявляют проблемы с естественнонаучной грамотностью учащихся, под которой понимается способность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях [7].
Поэтому формирование функциональной грамотности, развитие критического мышления в процессе обучения и воспитания актуальны как никогда. Одним из способов решения проблемы низкого уровня сформированности естественнонаучной грамотности является образовательная технология STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), суть которой заключается в комплексном подходе к изучению определенной проблемы или явления в процессе обучения. Как известно, аббревиатура «STEM» была впервые предложена американским бактериологом Р. Колвеллом в 1990-х годах, но активно используется с 2011 года и связана с именем биолога Джудит А. Рамали, которая, будучи руководителем Институт естественных наук США отвечал за разработку новых образовательных программ [1].
В широком смысле STEM-подход – это широкий набор инструментов, включающий набор действий, подходов, практик и методик, которые направлены на обеспечение готовности как общества, так и личности к будущему. Использование STEM-подхода в образовательном процессе приводит к тому, что обучающиеся идут на осознанный риск, участвуют в экспериментальной учебной и творческой деятельности, решают жизненные кейсы.
Цель работы: теоретическая оценка влияния STEM образования на развитие математических навыков учащихся в школе.
Объект исследования - STEM образование.
Предмет исследования - STEM подход в математическом образовании.
Задачи исследования:
- изучить особенности STEM образования;
- рассмотреть цели и принципы STEM обучения;
- изучить методы обучения в рамках STEM программы;
- рассмотреть обучение математике на основе STEM подхода;
- выявить потенциальные трудности при внедрении STEM образования;
- изучить оценку результатов обучения по математике;
- разработать рекомендации по внедрению STEM подхода в математическое образование.
Методологической основой исследования являются: фундаментальные исследования в области современной педагогики и психологии; теория личности и деятельности; теория содержания образования; концепция развивающего обучения и компетентностный подход; теоретические положения в области педагогики и психологии по вопросам проектирования педагогических систем и внедрения результатов педагогических исследований в педагогическую практику.
Для решения рассматриваемой дидактической задачи были использованы следующие методы исследования: изучение научно-педагогической литературы; теоретический анализ разработки рассматриваемых проблем; сравнительный педагогический анализ государственных стандартов, учебных программ и учебной литературы; научно-методический анализ содержания школьного образования с точки зрения рассматриваемой проблемы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы STEM образования
1.1 Особенности STEM образования
1.1.1 Цели и принципы STEM обучения
Аббревиатура STEM была предложена в 2001 году для обозначения тенденции в образовательной и профессиональной сферах учеными Национального научного фонда США. Это означает науку, технологию, инженерию, математику. Это означает, что в данную категорию входит специальность, представляющая собой синтез науки, техники, техники и математики. По сути, концепция объединяет более широкий спектр дисциплин, при этом будучи неразрывно связанными друг с другом.
Глубокие знания в этих областях позволяют нам разрабатывать инновационные программные продукты, проектировать современные устройства, которые, в свою очередь, являются двигателем прогресса. Приоритетом для США является увеличение количества STEM-профессий, поскольку привлечение 1% населения к STEM-профессиям приносит экономике США рост ВВП на 50 миллиардов долларов. Формирование и развитие мышления, необходимого для обучения STEM-профессиям, начинается с детского сада и школы.
В России STEM появился относительно недавно и приобрел другую форму. Таким образом, применение STEM-образования в общеобразовательных школах может базироваться на использовании дорогостоящего различного оборудования, предлагаемого современным бизнесом, или адаптироваться к существующей материально-технической оснащенности мастерских от преподавателей-энтузиастов. Во втором варианте образование базируется на основных педагогических принципах, к которым можно добавить сформулированные в следующем виде:
1. Проектирование и изготовление обучающимися общественно и личностно значимых предметов труда (изделий, изделия);
2. Наличие межпредметных и/или метапредметных связей при проектировании и изготовлении предметов труда;
3. Применение научных исследований при проектировании и изготовлении предметов труда;
4. Демонстрация учителем в процессе обучения и при проектировании и изготовлении предметов труда школьников практического применения знаний и умений из предметов естественнонаучного цикла;
5. Активизация учителем проектно-исследовательской деятельности школьников по конструированию и изготовлению предметов труда.
Модель STEM-образования предполагает объединение основных областей знаний – естественных наук, технологий, инженерии и математики – в единую систему. Основная цель – обеспечить комплексную подготовку, которая поможет обучающимся понять взаимосвязь между различными дисциплинами и применить полученные знания на практике [2].
Для эффективного STEM-образования важно учитывать принципы преемственности и преемственности обучения. Это предполагает систематическое обучение детей с дошкольного возраста и младших общеобразовательных классов, последовательный переход от одной ступени образования к другой без потери качества и пропусков в образовании.
На этапе средней школы важно поддерживать интерес учащихся к предметам STEM и обеспечивать им глубокое понимание основных концепций. Предметы следует преподавать в контексте их взаимосвязи и практического применения. Выполнение проектов и исследовательских работ позволяет обучающимся активно использовать свои знания, развивать навыки командной работы и анализа данных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Т.И. Тенденции в образовании: STEM, STEAM, STREAM/ Т.И. Авдеева, М.И. Высокос, С.И. Зыкова // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции "Педагогическая наука и педагогическая практика", г. Москва, 25 апреля 2021 г. / Н.А. Краснова [гл.ред.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://scipro.ru/conf/proceedings_25042021.pdfВолошена В.В. Математическое моделирование в структуре STEM-обучения / В.В. Волошена // Европейский журнал гуманитарных и общественных наук. – 2020. - № 3. - С. 88-91. DOI: https://doi.org/10.29013/EJHSS-20-3-88-91
2. Бейсембаев Г., Караев Ж., Актуальные проблемы трансформации системы среднего образования на основе STEM-похода, Білім-Образование, –№3, –2021г, стр. –33-61
3. Богданова А.Н. Stem-образование в школе в условиях Индустрия 4.0 // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. - № 6 (9). - С.14-16.
4. Ганичева А.В. Учебник как обучающая система / А.В. Ганичева // Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем». – Т. 8. – № 4. – 2011. – С. 32 – 48.
5. Ганичева А.В. Интеллектуальная информационная система оптимального контроля знаний / А.В. Ганичева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №07(101). – IDA [article ID]: 1011407019. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/19.pdf
6. Ганичева А.В. Матрично – вероятностное моделирование обучения / А.В. Ганичева // Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем». – Т. 7. – № 3. – 2011. – С. 23 – 31. (ВАК)
7. Ганичева А.В. Математическая модель оценки качества обучения / А.В. Ганичева // Научный журнал «В мире научных открытий», серия «Физико-математические науки». – 2015 - № 6.1. - С. 313-326.
8. Дмитриева, Н. Н. STEM образование как способ подготовки учащихся начальных классов к урокам информатики и математики / Н. Н. Дмитриева, Т. С. Селецкая // Новые решения в образовании в эпоху перемен : Материалы III научно-практической студенческой конференции, Москва, 25 ноября 2022 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2022. – С. 201-205. – EDN NXUAYL.
9. Как преподавать STEM – все что нужно для начала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// mystemclassroom.com/how-to-teach-stem/
10. Каримова, Б.Т. STEM-обучение – инновационный подход в современном образовании / Innovation Management And Technology In The Era Of Globalization: Materials of the Intern. Conf., Egypt, 8–11 Jan. 2018 y. – Р. 107–110.
11. Рождественская, Л.В. STEM — STEAM — STREAM на смену предметам и предметникам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://novator.team/post/142
12. Сурьева, Ю. В. Внедрение stem-оборудования на уроках математики и информатики / Ю. В. Сурьева, А. Д. Кинчак // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста : материалы исследовательских работ преподавателей и студентов педагогического вуза, учителей общеобразовательной школы. – Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2022. – С. 59-63. – EDN ZHQGTS.
13. Татаринов, Д. Л. Об использовании межпредметных связей математика – физика в дополнительном образовании школьников / Вестн. Адыгейс. гос. унта. Сер. 3, Педагогика и психология. – 2012. – № 2. – С. 141–145.
14. Юганова, Н.А. От теории к практике: методические рекомендации по внедрению STEM-подхода в учебный процесс / Н.А. Юганова, М.Н. Шелюховская. — Санкт-Петербург: ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга, 2020. — 36 с
15. A look at the history of STEM(And why we love it). //[электронный ресурс] / Режим доступа: http://marickgroup.com
16. Bell C. J. Proofs without words: A visual application of reasoning and proof // The Mathematics Teacher. 2011. V. 104. №9. P. 690-695. https://doi.org/10.5951/MT.104.9.0690 14. Ball D. L. et al. The teaching of proof //arXiv preprint math/0305021. 2003. https://arxiv.org/abs/math/0305021v1
17. Dostal H. M., Robinson R. Doing mathematics with purpose: Mathematical text types // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2018. V. 91. №1. P. 21- 28. https://doi.org/10.1080/00098655.2017.1357409
18. Ostler E. 21st century STEM education: A tactical model for long-range success // International Journal of Applied Science and Technology. 2012. V. 2. №1. P. 28-33.
19. Wang H. H. A new era of science education: science teachers ‘perceptions and classroom practices of science, technology, engineering and mathematics (STEM) integration. 2012. https://hdl.handle.net/11299/120980
20. White D. W. What is STEM education and why is it important // Florida Association of Teacher Educators Journal. 2014. V. 1. №14. P. 1-9.
21. Miller R. L. On proofs without words //Whitman College, Washington. 2012
22. Pedersen S. A., Mancosu P., Jorgensen K. F. Visualization, explanation and reasoning styles in mathematics. Springer, 2005.
23. Petropoulou G. et al. Undergraduate mathematics teaching in first year lectures: can it be responsive to student learning needs? // International Journal of Research in Undergraduate Mathematics Education. 2020. V. 6. №3. P. 347-374. https://doi.org/10.1007/s40753-020-00111-y
24. Smith J., Karr-Kidwell P. J. The Interdisciplinary Curriculum: A Literary Review and a Manual for Administrators and Teachers. 2000.
25. Takemura K. Method of and system for image processing, method of and system for image reproduction and image confirmation system for use in the methods. 2003.
26. Thomasian J. Building a science, technology, engineering, and math education agenda: an update of state actions // NGA Center for Best Practices. 2011.
27. Hanna G., Sidoli N. Visualisation and proof: a brief survey of philosophical perspectives // ZDM. 2007. V. 39. №1-2. P. 73-78.
28. Jones K. The student experience of mathematical proof at university level // International journal of mathematical education in science and technology. 2000. V. 31. №1. P. 53-60. https://doi.org/10.1080/002073900287381