Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что почти все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности находится в центре философских, психологических, социологических; это касается этики, педагогики и других наук. В этих науках существуют разные подходы к определению личности.
Итак, в философском словаре личность определяется как человек как социальный индивид, индивид как член общества. Каждый индивид есть индивид, поскольку социальное стало собственностью этого индивида. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретенное им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
В психологической литературе понятие личности часто включает в себя самые разнообразные характеристики человека, от динамических характеристик нервной системы - темперамента до мировоззрения и жизненных принципов/
Кон считает, что понятие личности обозначает человеческую личность как члена общества и обобщает заложенные в ней общественно значимые характеристики. Каждый человек напрямую зависит от общества, в котором он живет. Итак, социально значимые черты – это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем. Л.И. Божович считал, что человек, являющийся личностью, способен управлять своим поведением и деятельностью и в известной степени своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру.
Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой существует иерархия в определенном смысле, а именно: если человек способен преодолеть собственные непосредственные мотивации к чему-то другому, то субъект способен на опосредованное поведение. Основные мотивации социально значимы, то есть имеют социальное происхождение и значение.
Они даны обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотиваций, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая в конечном итоге характеризует мировоззрение личности.
Объект исследования- социально значимые качества личности
Предмет исследования- представления участников образовательного процесса о социально значимых качествах личности
Цель исследования- изучить представления участников образовательного процесса о социально значимых качествах личности
Задачи исследования:
- провести характеристику социально-значимых качеств личности
- раскрыть социально-значимые качества личности студентов в Вузах
- изучить социально- значимые качества личности глазами педагогов
- рассмотреть роль групповой деятельности в формировании социально-значимых качеств личности
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
1.1. Характеристика социально-значимых качеств личности
Для современного общества, столкнувшегося с экономическим кризисом и внешними угрозами национальной безопасности, особенно важно объединение людей на основе ценностей, объединяющих поколения, формирование общественно ценных качеств личности, таких как нравственность, гражданственность, патриотизм. и активная жизненная позиция.[6]
Формирование общественно ценных качеств личности начинается с детства, когда ребенок открыт воспитательному воздействию, когда он особенно восприимчив к окружающему миру. Младший школьный возраст – благоприятный период для формирования этих качеств.
Эти качества формируются как в процессе обучения, так и во внеклассной деятельности, в процессе межличностного общения на уроке, в течение длительного времени либо развиваясь и совершенствуясь, либо подавляясь - в зависимости от различных условий жизни человека, воздействий окружающей среды, содержания, пути и средства воспитания.
Одной из задач теоретической части исследования было определение психолого-педагогической сущности понятия «социально ценные качества личности». Чтобы понять, что такое общественно ценные качества личности, мы выделили три понятия: «личность», «качества личности» и «социально ценные качества личности».
А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский в психологическом словаре определяют личность как «субъект общественных отношений и сознательной деятельности; системное качество личности, определяемое вовлеченностью в социальные отношения, складывающиеся в совместной деятельности и общении».
Л.И. Божович рассматривает личностные качества как устойчивые внутренние характеристики человека, его черты характера, знания и умения.
Следовательно, социальные качества человека – это те качества, которые проявляются в личной вовлеченности во все, что происходит в обществе, в стране и в мире.
Следовательно, социально ценные качества личности можно определить как внутренние характеристики человека, его черты характера, знания, умения, умения, качества, высоко ценимые людьми, которые формируются в обществе и необходимы человеку для его проживания.
В чем заключаются основные общественно ценные качества человека? Как указывает И.Ф. Харламова, важнейшим из них является гражданство.
И.П. Подласый характеризует гражданственность как формирование системы общественных отношений с обществом, органами власти, общественным порядком, патриотизмом, порядочностью, ответственностью [1].
Б.Т. Лихачев среди общественно ценных качеств личности выделяет нравственные качества личности, которые связаны с соблюдением норм социального поведения и моральных требований [2].
К моральным качествам человека относятся честь, совесть, порядочность, доброта, отзывчивость, милосердие, порядочность и чувство собственного достоинства.[3]
Харламов считает, что о формировании нравственных качеств свидетельствует глубина нравственного чувства, способность испытывать эмоции, муки совести, сочувствие и сопереживание.
Оно характеризуется зрелостью нравственного сознания: нравственной воспитанностью, способностью анализировать, судить о жизненных явлениях с точки зрения нравственного идеала, давать им независимую оценку. Нравственное воспитание – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культуры взаимоотношений и общения в группе детей.