Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время возрастает потребность в скорейшем формировании социально компетентной, социально активной, уверенной в себе личности, способной эффективно функционировать в современных условиях. Условия современного общества характеризуется высоким уровнем нестабильности, высоким темпом жизни, наличием всевозможных угроз и катаклизмов. Соответственно отмечается рост требований к системе образования, уровню и качеству подготовки школьников.
Подростковый возраст с точки зрения становления и развития характера личности является самым трудным, это период интенсивного формирования ценностных ориентаций личности и создания предпосылок для появления смысла жизни, в это время активизируются процессы оформления личности и формирования мировоззрения.
Перемены в психических особенностях ребенка возникают не самостоятельно, а под воздействием ведущей деятельности, которой на данном возрастном этапе является общение со сверстниками. В подростковом возрасте закладывается основа межличностных отношений, которая в дальнейшем будет определять поведение человека в отношениях с окружающими его людьми.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Общение со сверстниками и положение в системе личных отношений в подростковом возрасте зависит от множества факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. На особенности общения подростка со сверстниками влияют такие личные факторы, как потребность в общении, коммуникативные навыки, самооценка, уровень адаптированности, что напрямую может быть связано с проблемами в общении.
Многие исследователи отмечают, что общение зачастую сопровождается различными коммуникативными трудностями. В условиях перехода общества в эпоху цифровых технологий человек меньше внимания уделяет непосредственному взаимодействию с окружающими, ограничен вербальный контакт, снижена коммуникативная активность (А.Г. Самохвалова, В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, Г.Н. Иксанова и др.) (Захарова, 2009).
Однако в подростковом возрасте общение со сверстниками является ведущей деятельностью и субъективные переживания подростков по поводу положения в группе сверстников могут влиять не только на их коммуникативное поведение, но и на развитие смысловой сферы и всей личности.
Цель исследования – выявить психологические особенности личности подростка в малой группе.
Объект исследования – психологические особенности личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования – психологические особенности личности подростка в малой группе.
Гипотеза исследования: предполагается, что психологические особенности личности подростков взаимосвязаны с их статусом в малой группе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты исследования психологических особенностей личности подростка в малой группе.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование психологических особенностей личности подростка в малой группе.
3. Проанализировать результаты и сделать выводы по исследованию.
4. Разработать практические рекомендации для педагогов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научной литературы);
- методы сбора эмпирической информации: опрос, тестовый метод;
- методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей личности подростка в малой группе
1.1. Характеристика психологических особенностей личности
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Личность (personaliti; от лат. persona –маска актера; роль, положение; лицо) – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения (Современный…, 2009).
К основным зарубежным теориям личности относятся теории З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Р. Кеттела, Г. Олпорта, Б. Скинера, Дж. Келли, К. Левина, А. Бандуры.
По мнению З. Фрейда, структуру личности можно представить в виде: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Cупер-эго). Оно, Я и Сверх-Я они находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, болезням. Чтобы снять напряжение этих конфликтов, личность вырабатывает защитный механизм, который функционирует бессознательно и скрывает истинное содержание мотивов поведения (Фрейд, 2019).
Структура личности по Г. Юнгу, состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания (Jung, 2013).
По концепции Э. Берна, личность - персона – это способ представлять себя, это оболочка, обращенная к другим людям (Берн, 2022).
Многие психологи рассматривают личность как центральное психическое образование. Например, К. Роджерс описывает личность в терминах "я": как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, которая составляет саму суть нашего опыта (Роджерс, 2001).
Г. Оллпорт определил личность как то, что индивид на самом деле представляет собой – нечто внутреннее, определяющее характер человеческого взаимодействия (Олпорт, 2002). Аналогичной точки зрения придерживаются многие психологи, в том числе А.Ф. Лазурский, А. Маслоу, В. Джеймс, Я. Щепанский.
А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений и выделил три аспекта личности: внутрииндивидуальный (свойства, присущие самому субъекту); межиндивидуальный (взаимодействие личности с другими людьми); и метаиндивидуальный (влияние этой личности на других людей) (Петровский, 1996).
В.С. Мерлин под структурой личности понимал взаимную связь и организацию свойств личности. Свойства личности являются неразложимыми далее ее компонентами. В то же время каждое свойство личности является выражением ее направленности, характера и способностей. Оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных факторов (Мерлин, 1988).
Б.Г. Ананьев рассматривал личность как современницу определенной эпохи, что наделяет ее множеством социально-психологических свойств. Он разделил свойства человека на индивидуальные, личностные и субъективные. Человек становится личностью в процессе своей социализации, постепенно проявляя и развивая определенные качества. По определению, личность - это человек, взятый в системе его социально обусловленных психологических характеристик, проявляющихся в социальных связях и взаимоотношениях от природы. Эти психологические характеристики устойчивы, определяют нравственные поступки человека, которые существенны как для самого человека, так и для других (Ананьев, 2001).
Б.Г. Ананьев утверждал, что личность всегда конкретно - исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны. Как не существует внесоциальной личности, так и нет вне исторической личности, не относящейся к определенной эпохе, формации, классу. Личность всегда конкретна (Ананьев, 2001).
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что личность - это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития (Рубинштейн, 2017).
Психологические особенности личности - это глубокие, устойчивые психологические характеристики, которые влияют на поведение и деятельность человека. К ним относятся свойства личности (пол, возраст, особенности протекания психических процессов) и свойства индивидуальности (мотивы и установки, характер, способности).
Важнейшим качеством личности, ее стержнем, является мировоззрение, определяющее характер и направленность всех социально значимых действий и решений человека во всех сферах его жизни.
Способности являются важными составляющими человека как субъекта деятельности. Способности - это индивидуальное свойство человека, от которого зависит приобретение знаний, навыков и умений, успешность выполнения различных видов деятельности. Для проявления способностей необходимы особые задатки и их развитие. Задатки - это органические, наследственно закрепленные предпосылки для развития способностей (Сосновский, 2020).
Т.И. Артемьева делит способности на потенциальные и актуальные, что, по её словам, дает возможность рассмотреть способности в их динамике. Потенциальные способности – возможности развития индивида, которые используются каждый раз, когда перед ним ставятся новые задачи, возникают новые проблемы, требующие оригинального решения. Они характеризуют индивида как бы в его потенциальных возможностях, ввиду его психологических свойств и особенностей. Актуальные способности реализуются и развиваются в данных конкретных условиях в зависимости от требований конкретного вида деятельности (Сосновский, 2020).
Одним из компонентов личности является ее характер, предпосылкой которого является темперамент. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Физиологической основой темперамента является нейродинамика головного мозга. Темперамент состоит из двух основных составляющих – активности и эмоциональности. Активность поведения характеризует степень быстроты и энергии или, наоборот, медлительности и инертности. Эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак и модальность. Трансформируясь в процессе формирования характера, свойства темперамента отражаются в чертах характера, содержание которых связано с направленностью личности.
Характер - это совокупность индивидуальных психических свойств, которые развиваются в деятельности и проявляются в типичных для конкретного индивида способах деятельности и формах поведения (Сосновский, 2020).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.
2. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2022. – 592с.
3. Занюк С.С. Психология мотивации. – Киев: Эльга-Н, 2001. – 280с.
4. Захарова С.Е. Социометрический метод в классных коллективах / С.Е. Захарова, А.Е. Холопова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 82 – 93.
5. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.
6. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.
7. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2017. – 992 с.
8. Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
9. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318с.
10. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций под-ростков // Вестник ОГУ. – 2011. – №2 (121). – С. 198-204.
11. Кузьменко Т.Р. Когнитивные особенности подростка в условиях разви-тия цифровой образовательной среды. В сборнике: Современное состо-яние и перспективы развития науки и образования: проблемы и реше-ния. сборник научных трудов по материалам IV Международной науч-но-практической конференции. – Анапа, 2022. – С. 102-109.
12. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2015. – 416 с.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Пи-тер, 2009. – 318 с.
14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.
15. Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками. // В сборнике: Наука - образованию, произ-водству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – 2015. – С. 41-42.
16. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 80с.
17. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 300с.
18. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.
19. Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
20. Попов Л.М. Нравственно-этическая психология личности / Л.М. Попов, П.Н. Устин // Бехтеревские психологические традиции в казанском университете. – Казань: Отечество, 2010. – С.112-168.
21. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: учебное посо-бие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – Спб.: Изд-во «Альфа», 2010. – 74 с.
22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб: Питер, 2012. – 812с.
23. Рендакова А.В. Анализ фундаментальных основ концепции эмоцио-нальной направленности личности Б.И. Додонова с применением мето-да философской герменевтики // Современная наука: актуальные про-блемы теории и практики. – 2022. – №2. – С. 50-58.
24. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
26. Рычкова Ж.Э. Взаимосвязь особенностей самосознания и социометри-ческого статуса в старшем подростковом возрасте и в ранней юности. Материалы международного молодежного форума – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. – С. 166 – 170.
27. Самородова П.В. Взаимосвязь уровня самооценки личности подростка с его социометрическим статусом / П.В. Самородова, С.В. Котовская. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзив-ного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2020. – С. 104-112.
28. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2009. – 486с.
29. Соловьева Е.А. Психология человека и группы / Е.А. Соловьева, Е.С. Ермак, Л.В. Осипова. – СПб.: СПбГАСУ, 2018. – 86 с.
30. Сосновский Б.А., Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Соснов-ский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под редакцией Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 342с.
31. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания. Психология самосозна-ния: хрестоматия по социальной психологии личности / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. – 671с.
32. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
33. Штроо В.А. Целостность организации и уровни ее анализа // Вестник МГО: Серия «Психологические науки». – 2009. – № 4. – С. 50 – 60.
34. Jung C.G. The Gnostic Jung: Including. – Hoboken: Taylor and Francis, 2013. – 284 р.
35. Paradis K.F. Group Dynamics and Managing Interactions. In book: Manag-ing and Developing Sports Officials, 2024. – Р.188-199.