Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время логопедия уделяет особое внимание проблеме сложного дефекта, при котором нарушения психического развития сопровождаются проблемами с речью. В связи с этим одна из ключевых задач логопедии связана с изучением и коррекцией речевых нарушений у детей с интеллектуальными трудностями, особенно у тех, кто страдает задержкой психического развития (ЗПР).
У детей с ЗПР наблюдается существенное замедление темпов психического развития и его специфические особенности по сравнению с нормой. Это выражается в проблемах со зрительным восприятием, памятью, мышлением, вниманием и моторикой.
Особенности психического и моторного развития детей с ЗПР влияют на формирование речи. У таких детей часто возникают системные нарушения речи, проявляющиеся в импрессивной и экспрессивной речи, устной и письменной.
Словообразование является ключевым элементом в развитии речи и познавательных способностей детей. Особое внимание в этом процессе заслуживают дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, поскольку для них освоение языковых норм и формирование лексического запаса представляют собой значительные трудности. Имена прилагательные играют важную роль в структуре речи, помогая ребенку точнее и полнее описывать окружающий мир и выражать свои мысли.
Ряд исследований раскрывает особенности развития речи у детей с задержкой психического развития. Авторы работ, таких как И. Ю. Борякова, Ю. Р. Демьянов, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и И. А. Симинова, отмечают проблемы с речью, позднее развитие детского творчества, длительное использование неологизмов, низкую речевую активность и ограниченный словарный запас у таких детей.
У детей с ЗПР процесс формирования лексического строя языка серьёзно нарушен. Словарный запас таких детей ограничен, им сложно подбирать прилагательные к определённым словам, классифицировать слова по общему признаку, использовать родственные слова (например, кувшин и графин) и заменять слова действиями (спать вместо «кровать»).Исследователи, такие как Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, , Р. И. Лалаева, Е. В. Мальцева и Е. С. Слепович, также указывают на бедность словаря у детей с ЗПР.
Исследование имеет важное, значение для педагогики и психологии, так как позволяет разработать эффективные методы обучения и коррекции речи, способствующие более успешной социализации детей с задержкой психического развития и их адаптации в обществе.
Особенности освоения грамматики речи детьми с ЗПР заключаются в замедленном темпе обучения, дисбалансе развития морфологии и синтаксиса, проблемах с семантическими и формально-языковыми компонентами, а также в искажении общей картины речевого развития.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена такими факторами, как: значимость словообразования имен прилагательных в речевом развитии детей; наличие у дошкольников с ЗПР нарушений при словообразовании имен прилагательных, которые отягощают речевой дефект; необходимость совершенствования методов логопедической работы, направленных на полноценное развитие у дошкольников с ЗПР всех сторон речевой сферы.
Объектом исследования является состояние словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучение особенностей формирования словообразования имен прилагательных у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать методику по изучению особенностей словообразования имен прилагательных у детей изучаемой категории.
3. Выявить нарушения словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста с ЗПР.
4. Предложить методические рекомендации по формированию словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования - учитывая тесную связь в развитии всех речевых процессов, а также сложную структуру дефекта при ЗПР, можно предположить, что у детей с ЗПР будет иметь место замедленный темп и качественное своеобразие формирования процесса словообразования имен прилагательных.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Словообразование имен прилагательных с лингвистической точки зрения
Лингвистический подход к словообразованию позволяет определить его сущность. В рамках лингвистики словообразование представляет собой процесс создания производных слов, а также раздел языкознания, изучающий производность, способы и средства образования слов [41, с. 90]. Этот раздел языкознания помогает решать следующие задачи:
1. Определение происхождения слова в современном языке (наличие производной основы).
2. Выявление механизмов образования производных слов.
Р. Л. Лихтман определяет ключевые аспекты словообразования:
- производная основа — основа слова, образованная от других основ;
- производящая основа — общая основа для нескольких слов, используемая для создания новых слов;
- средство словообразования — морфемы и другие элементы, участвующие в образовании новых слов;
- способ словообразования — использование приставок, суффиксов и других методов;
- процессы, связанные со словообразованием — чередование гласных и согласных, усечение производящей основы [42, с. 78].
Лингвистические особенности словообразования в разговорной речи изучались Е. А. Земской. Она отмечала, что словообразование в разговорной речи имеет свою специфику, связанную с существованием особых способов словообразования, специфических суффиксов и деривационных значений. Этот тип словообразования определяется основными характеристиками разговорной речи, такими как непринуждённость, тесная связь с контекстом и экспрессивность. Свобода разговорной речи от различных ограничений выражается в активном индивидуальном словотворчестве [27, с. 99].
Словообразование прилагательных включает создание новых слов этой части речи. Например, «веселиться — весёлый». В современном русском языке существуют различные способы образования прилагательных:
- приставочный, когда прилагательные создаются на основе других прилагательных (например, неаккуратный);
суффиксальный, при котором прилагательные формируются от разных частей речи (например, весенний от существительного «весна»);
- приставочно-суффиксальный, когда прилагательные образуются от других частей речи с использованием приставок и суффиксов (например, настенный от существительного «стена»).
Также есть приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных (например, «дом — надомный»), сложение (русский + английский — русско-английский) и сложение с суффиксацией (например, «кривой + бок — кривобокий»).
Имя прилагательное образуется от различных частей речи, таких как глаголы, существительные, наречия и числительные.
В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных или от слов других частей речи, таких как существительные, глаголы, наречия и числительные [12, с. 87]. Существует три основных способа образования прилагательных:
Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
Неаффиксальный способ (примеры: сине-зелёный, кофеварочный, русско-немецкий).
Смешанный способ включает образование прилагательных путём сложения основ слов с использованием суффиксов (обычно -н-). Примеры таких прилагательных: железнодорожный и сельскохозяйственный.
Аффиксальное образование прилагательных происходит путём добавления одного или нескольких аффиксов (приставок или суффиксов) к основе слова, что приводит к изменению значения слова частично или полностью. Существуют три аффиксальных способа образования прилагательных:
Приставочный — образование прилагательных от других прилагательных с помощью префиксов, таких как не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер-.Суффиксальный — образование прилагательных от разных частей речи:
прилагательных с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-, -енн-, -ущ-, -ющ-, -оват-, -еват- и других;
существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив-;глаголов с помощью суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л-;наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн-.
Приставочно-суффиксальный способ — это метод образования прилагательных от других частей речи, таких как прилагательные, существительные и глаголы. Этот способ включает использование приставок и суффиксов для создания новых слов [13, с. 7].
Примеры образования прилагательных приставочно-суффиксальным способом:
- от прилагательных: наитончайший (тонкий), наимилейший (милый), наикрасивейший (красивый);
- от существительных: напольный (пол), внутрисуставный (суставы), противовирусный (вирус), дообеденный (обед), бездомный (дом);
- от глаголов: негасимый (гасить), заплаканный (плакать), безотлагательный (отлагать) [10, с. 67].
Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных включают сложение или сращение основ слов, а также использование суффиксов. Неаффиксальный способ предполагает образование прилагательных путём сложения или сращения основ (например, лироэпический, звукобуквенный, умалишённый, мореплаватель). Смешанный способ основан на сложении основ с применением суффиксов, преимущественно -н- (например, сердечнососудистый, кривобокий).
Таким образом, словообразование имён прилагательных в русском языке происходит тремя основными способами: аффиксальным, неаффиксальным и смешанным. Аффиксальные способы включают приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный. Неаффиксальные способы включают сложение основ и сращение основ. Смешанный способ предполагает использование суффиксов для образования прилагательных.