Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня в научной среде принято три основных подхода к изучению политических режимов. Это институциональный, социологический и си-стемны подходы. Каждый из них носит свои характерные особенности и отличия, и направлен на изучения различных аспектов такого явления, как политический режим.
По мнению американского политолога Роя Макридиса, «политиче-ский режим открывает себя в работе политических институтов, в путях и способах реализации нормативных установлений политической системы» . Данный подход называется институциональным (юридическим, право-вым).
Этот подход уделяет внимание процедурным и формально юридиче-ским характеристикам функционирования политической системы. При ис-пользовании данного подхода понятие политического режима зачастую сливается с понятиями формы правления и государственного строя, тер-мин становится частью категориального аппарата конституционного пра-ва.
Американский политолог Лассуэл , которого можно считать одним из основателей неоинституционального подхода, со своими последовате-лями рассматривал политический режим как способ легитимации полити-ческой системы . По их мнению, политический режим представляет собой образец политической формы, существующей для сведения к минимуму элементов принуждения в политическом процессе. Стоит отметить, что Лассуэл разделял и противопоставлял понятия «режим» и «правление». При «правлении» по его мнению, осуществлялись распределение и кон-трольные функции политики. И так как режим связывается с конституци-онной формой, то неконституционные формы не вправе считаться полити-ческими режимами.
Таким образом, можно сказать, что, с точки зрения правового под-хода под политическим режимом подразумевается методы управления, способы функционирования политической системы, закреплённые в кон-ституции и законах страны, а также степень политической свободы и от-крытости государства.
По мнению французского учёного Мориса Дюверже (который одним из первых дал определение режиму) «политический режим представляет собой механизм и форму воздействия управляющих и управляемых. Ре-жим сочетает в себе партийную систему и её избирательную формулу, ти-пы принятия решений, а также взаимодействия групп давления. Дюверже рассматривал режим как структуру правления или тип человеческого об-щества, который отличает одну социальную общность от другой» .
Последователь Мориса Жан-Луи Кермонн , уточняя определение Дюверже, давал более широкую трактовку политического режима в рам-ках социологического подхода: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социоло-гического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период» .
Как отмечают американские учёные Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер, ре-жим - это совокупность явных и скрытых структур, «которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики [конкретных] деятелей, ...используемые ими ресурсы и стратегии...». Говоря таким образом о политическом режиме следует иметь ввиду не нормативные и идеальные, а реальные средства и методы осу-ществления политики в конкретно взятом обществе .
В отличие от правового, сторонники социологического подхода не связывают так жёстко понятия системы и режима, расширяя область суще-ствования последнего посредством «элементов социологического поряд-ка», т.е. отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений кон-курирующих социальных групп.
Как показывает практический опыт, именно второй подход является наиболее адекватным способом отображения политического режима. Он даёт возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов политики, показывает действительное состояние дел в области прав и свобод. Как отмечает Н.В. Авралев «социологический подход вы-ясняет, какие социальные группы контролируют принятие решений, в ка-честве агентов власти рассматривает не только правительство и официаль-ные структуры, но и не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений, учитывает деятельность оппозиции и антисистемные компоненты политики» .
Понятие политического режима - одно из ключевых понятий теории государства и права. Именно поэтому учеными даются различные опреде-ления политического режима.
Л. И. Спиридонов отмечает: «Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей полити-ческой системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие со-держание политического режима, разворачиваются именно в сфере поли-тической системы. Поскольку последняя является одним из уровней граж-данского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режи-ма как содержании политической системы» .2
Наиболее удобное и емкое определение политического режима дано М.Н. Марченко, который определяет политический (государственный) ре-жим как «способ взаимосвязи государства с населением страны, выража-ющийся в общем характере применяемых им методов управления обще-ством».
Понятие «политический режим» включает в себя функциональную характеристику политической системы, совокупность элементов, форми-рующих облик политической власти, к которым можно отнести идеологи-ческие и социальные начала. Именно политический режим придает каче-ственную определенность политической системе .
Если политический режим представляет собой совокупность методов осуществления публичной власти государственными органами, а также порядок их реализации, то политическая система рассматривается как со-вокупность политических партий, политических и общественных органи-заций, действующих на территории соответствующего государства на ос-нове существующих правовых норм и принимающих участие в управление делами государства.
Что касается вопроса о соотношении понятий «политический режим» и «государственный режим», о том, являются ли они синонимами, то есть категориями, характеризующими одно и то же явление в области управле-ния государством, то по данному поводу среди ученых и юристов ведутся дискуссии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
3. Авралев Н. В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с.
4. Акопян О.С. Проблемы и перспективы построения демократического государства в России // В сборнике: Будущее науки - 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12-14.
5. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 452 с.
6. Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении // Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – 432 с.
7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
8. Березкина О. С. «Тоталитарные режимы»: некоторые аспекты сопоставления // Россия и Германия: история и современность сборник научных статей международного круглого стола. ГОУ ВО МО «Государственный социально–гуманитарный университет». – 2018. – С. 22–32.
9. Боголюбова И. Ю.. Формирование региональных политических режимов в России : Дис. ... канд. полит. наук. – Ставрополь, 2004. – 186 c.
10. Вирясова Н.В., Левченко К.В. Понятие и история развития умысла как формы вины // В сборнике: Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике. Материалы I Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2023. С. 291-293.
11. Иванов А.О. Развитие доктринальных подходов к понятиям «тоталитаризм» и «авторитаризм» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2020. № 2 (38). – С. 119–126.
12. Иванова К.В., Павлов Е.В. Современные государственные (политические) режимы // В сборнике: Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность. Сборник трудов XIX Международной Открытой научной конференции молодежи и студентов. – Чебоксары, 2022. – С. 472–475.
13. Калужина М.А., Краева Е.В. Политический режим как элемент формы государства // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 3. – С. 18–20.
14. Кожухов К.В., Мамышева Н.Г. Государственный режим: понятие и виды // В сборнике: Инновационный дискурс развития современной науки. Сборник статей Х Международной научно–практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 80–85.
15. Кондрашев А. А. Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность //Исследование Российской государственности. – Москва : Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. – №3 (124). – С. 74– 88.
16. Краснов М. А. Конституционно–правовой смысл понятия «демократическое государство» // Судьбы конституционализма в России и современном мире : сборник статей / [Под ред. М. А. Краснова]. – Вып. 7. – Москва : Юрист, 2012. – С. 4– 38.
17. Линц Х.Тоталитарные и авторитарные режимы // Неприкосновенный запас. – 2018. – № 4. – С. 16–62.
18. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004. – 529 с.
19. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83– 93.
20. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
21. Озерский М.С. Политические режимы: теоретические и историко–правовые аспекты // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХХIII национальной научной конференции (с международным участием). – Таганрог, 2022. – С. 583–585.
22. Политика. Толковый словарь ; под ред. А. Маклина. – М., 2001. – 562 с.
23. Попов Е.В. Авторитарный политический режим // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 13–15.
24. Саидова К.В. Россия - демократическое правовое федеративное государство // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2019. – С. 254-255.
25. Слинько А.А. Политические особенности кризисного этапа мирового развития: проблемы и противоречия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – №2 – С. 184–186.
26. Степанов В.Е. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности авторитарных политических режимов // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте. Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – 2020. – С. 293–299.
27. Хазов A.M. Переходные состояния политического режима в современной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит, наук. – М., 2011. – С.45.
28. Хамаганов А.Н. Политический режим государства // В сборнике: Развитие науки, образования и технологий: механизм отбора и реализация приоритетов. Сборник статей по результатам Международная научно–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.
29. Хелд. Д. Модели демократии. Третье издание/ Дэвид Хелд; перевод с англ. М. Рудакова. – М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 544 с.
30. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, 2008. –365 с.
31. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.
32. Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. – М., 2000. – 278 с.
33. Ekman Joakim. Political participation and regime stability: A framework for analyzing hybrid regimes. International Political Science Review 30 (1). – 2009. – Р. 7–31
34. Levitsky S., Way L. The Rise of Competitive Authoritarianism // Journal of Democracy. – 2002. – Vol. 13. – № 2. P.
35. Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International Social Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993.
36. Schedler A. The logic of Electoral Electoral Authoritarianism// Authoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition / еd. by Andreas Schedler. Boulder, CO, und London, UK: Lynne Rienner Publishers, 2006. – P. 3.