Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………...........................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы как учебной дисциплины………………...........................................................……7
1.1. Теория и методология социальной работы как учебной дисциплины ................................................................................................7
1.2. Современные технологии и методики социальной работы…........9
Глава 2. Практические аспекты социальной работы как учебной дисциплины……………………………………………………………………16
2.1. Организационные условия реализации социальной работы в условиях современных технологий и методик …………..……………16
2.2. Методические рекомендации по реализации социальной работы в условиях современных технологий и методик...………………………20
Заключение……………………………………………….………....................24
Библиографический список ......................…………........................................25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности позволяет оказывать государственное и негосударственное содействие человеку, или группе людей, с целью предоставления им той помощи, в которой они нуждаются. Это позволяет обеспечить необходимый культурный, социальный и материальный уровни жизни тому, кто в этом испытывает необходимость.
Методология социальной работы – это система принципов, методов и подходов, которые используют социальные работники для решения проблем и улучшения качества жизни клиентов. Социальная работа представляет собой основу для практической работы специалиста и помогает ему эффективно взаимодействовать с клиентами. Главным при этом является достижение поставленных целей.
Область социальной работы как учебная дисциплина представляет собой теорию и практику деятельности в рассматриваемой области, подразумевая систематизированное изложение содержания материала с соответствующими учебными целями. Овладение теоретико-методологическими основами области предмета социальная работа способствует изучению студентами теоретико-методологической базы исследования и оценки социальной реальности.
Это рассматривается в контексте проблем, которые составляют содержание социальной работы как академической дисциплины. Понимание методологии социальной работы как дисциплины позволяет специалистам эффективно решать практические задачи различных страт населения.
Социальная работа с населением – это вид профессиональной деятельности, который направлен на жизнеобеспечение и улучшение качества жизни отдельных слоёв населения страны. Социальная работа осуществляется государственными, региональными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями.
Социальная работа ведётся на диагностическом, коммуникативном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Чаще всего социальная работа имеет свои смежные сферы с научной и профессиональной деятельностью, к которым относят психологическую, социологическую, педагогическую, правовую сферы.
Состояние научной разработанности проблемы. Исследования в данной области позволяют определить сущность и реальную деятельность социальных работников с той, или иной группой населения. Такого же рода работа со стороны социальных служб проводится с людьми, которые имеют в этом потребность. Это могут быть граждане с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и др.
Подобного рода вопросы освещались в трудах исследователей, и учёных И.А. Григорьевой, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, С.В. Кадомцевой, В.М. Капицына и др. Л.В. Топчий, Е.И. Холостова и др., раскрывали, к примеру, различные аспекты социальной политики и поддержки семьи в российском обществе. Ю.М. Резник и И.М. Слепенков в своих исследованиях рассматривали вопросы социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Анализом проблем и характеристикой социально-структурных аспектов жизнедеятельности занимались учёные и исследователи А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, М.С. Мацковский и др. В настоящее время активно и продуктивно развиваются исследования по теории и практике социальной работы с субъектами. Этим занимаются А.И. Ляшенко, В.Н. Смирнова - Ярская, Л.В. Топчия, М.В. Фирсова и др.
В настоящее время существует серьёзная необходимость усиления внимания к проблемам субъектов и групп людей, имеющих различного рода проблемы со здоровьем, реабилитацией и др. Для решения подобного рода проблем, практически во всех государственных структурах функционируют различные программы социальной работы с населением.
Работа такого рода приобретает технологичный характер, поскольку запросы на социальную работу лишь возрастают с течением времени. Качество жизни и экономический прогресс также можно оценивать по степени благополучия членов общества и социума. В обществе часто возникают ситуации, когда люди нуждаются в поддержке государства.
Объект исследования: процесс изучения методологических аспектов социальной работы как учебной дисциплины.
Предмет исследования: Методологические аспекты социальной работы как учебной дисциплины
Цель исследования: изучить и обосновать необходимость изучения методологических аспектов социальной работы как учебной дисциплины.
В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить теорию и методологию социальной работы как учебной дисциплины.
2. Рассмотреть современные технологии и методики социальной работы.
3. Описать организационные условия реализации социальной работы в условиях современных технологий и методик.
4. Предложить методические рекомендации по реализации социальной работы в условиях современных технологий и методик.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что, используя различные методологические аспекты социальной работы как учебной дисциплины появится возможность повысить профессиональную компетентность будущих социальных работников.
Методы исследования – теоретические и практические, анализ научной и социально-психологической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура исследования: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов, П.В. Социология организаций [Текст] / П.В. Агапов // учеб. пособие. – М.: Альфа - М, 2016. – 296 с.
2. Акофф, Р. Планирование будущего [Текст] / Р. Акофф // М.: Прогресс, 2015. – 397 с.
3. Бондаренко, А.Г. Социологическое исследование. Методика опроса [Текст] / А.Г. Бондаренко // Учеб. пособие. ВолгГТУ, Волгоград, 2016. – 64 с
4. Бовин, А.А. Управление инновациями [Текст] / А.А. Бовин // учебное пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2019. – 415 с.
5. Всесоюзное исследование проблем образа жизни [Электронный ресурс] URL: http://sophist.hse.ru/survey_source/isran_91_life_style-3.pdf. (дата обращения: 09.06.2024).
6. Липатов, С.А. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов [Текст] / С.А. Липатов // Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 256 с.
7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
8. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки
специалистов. Учеб. пособие [Текст] /В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 236 с.
9. Ньюстром, Дж. Организационное поведение [Текст] / Дж. Ньюстром // Пер. с англ. – СПб, 2010 – 447 с.
10. Оганян, К.М. Социальные технологии и современное общество [Текст] / К.М. Оганян // СПб.: СПбГИЭУ, 2018. – 736 с.
11. Орлик, С.Б. Введение в программную инженерию и управление жизненным циклом (базируется на SWEBOK) / URL: http://constrf.ru/#constrf (дата обращения: 09.06.2024).
12. Павленок, П.Д., Основы социальной работы: Учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра – М. - 2009. - 560 с.
13. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие [Текст] / П.Д. Павленок. - 9-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 568 с.
14. Попова, Е.П. Социология организаций: некоторые аспекты становления и современная проблематика [Текст] / Е.П. Попова // Учебное пособие. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. – 68 с.
15. Социальная работа: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2013. С. 295 - 296.
16. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с.
17. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия [Текст] / Дж. Урри // М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 336 с.
18. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях государственной социальной политики» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70170950/(дата обращения: 09.06.2024).
19. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. [Текст] / М. В. Фирсов. - М.: Владос. - 2001. - С. 126.
20. Федотова, Н.И. Роль семьи как социального института в социализации детей / Н.И. Федотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34591/ (дата обращения: 09.06.2024).
21. Фирсов, М. В. Теория и методика социальной работы: учебник для среднего профессионального образования / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 359 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16611-8. — URL : https://urait.ru/bcode/531376
22. Холостова, Е. И. История социальной работы: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 137 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08377-4. — URL: https://urait.ru/bcode/511940
23. Холостова, Е. И. История социальной работы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 137 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10113-3. — URL: https://urait.ru/bcode/517582
24. Холостова, Е. И. Социальная работа: учебник для вузов / Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 755 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11998-5. — URL: https://urait.ru/bcode/518698
25. Шмелева, Н.Б. Методика преподавания социальных дисциплин: социальная работа: учебное пособие для вузов / Н. Б. Шмелева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 202 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10660-2. — URL: https://urait.ru/bcode/517825
26. Шмелева, Н. Б. Теория и методика социальной работы. Профессионально-личностное развитие социального работника: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Б. Шмелева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 202 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11489-8. — URL: https://urait.ru/bcode/517870