Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается деятельность Н. Махно в годы Гражданской войны в России. Движение анархизма, связанное с Н. Махно, до сих пор подвергается неоднозначным оценкам со стороны историков.
Актуальность темы: Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что события Гражданской войны в России стали подлинно трагической страницей. Кроме того, анархистское движение имеет связь с общей активизацией идей анархизма в русской общественной мысли начала 20 столетия. Движение Н. Махно позволяет понять – каковы были уровни реализации идеи анархизма в годы Гражданской войны.
Проблема: несмотря на то, что вопрос о Гражданской войне является хорошо изученным в научной литературе, все же, анархистское движение Н. Махно подчас не подвергается детальным оценкам и изучению.
Гипотеза: идеология анархизма пронизывала все уровни организации махновского движения.
Цель: изучение специфики развития анархистского движения под руководством Н. Махно.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы для разработки учебных материалов по истории Гражданской войны и анархистского движения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме идеологии анархизма
2. Исследовать особенности анархистского движения под руководством Н. Махно.
3. Определить, какое значение имела деятельность анархистского движения Н. Махно.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение.
1. ИДЕОЛОГИЯ АНАРХИЗМА
1.1. Истоки идеологии анархизма
Учение П. Прудона относится к такому направлению, как анархизм. Следует более подробно рассмотреть условия появления экономического учения Прудона в рамках идеологии анархизма.
Анархизм появляется почти одновременно с государственно-правовыми и экономическими теориями социализма и коммунизма в первой половине 19 века. Анархизм провозглашает отказ от государства и законодательства, замену права договорами, а государства – общественным самоуправлением. Для анархистов основная цель состояла в достижении максимальной свободы индивидов. И эта задача выполнима только при условии исключения из общественной жизни всех форм насилия человека над человеком – политического, экономического, идеологического характера. Государство с его экономической системой – это отрицание свободы, символ эксплуатации .
Учение Прудона появляется в тесной связи с появлением и развитием идеологии анархизма .
Анархизм появляется в том числе и как ответ на решение проблемы собственности. Анархизм формируется в недрах общественных отношений, которые сложились в середине XIX в. во Франции, Германии и России.
Таким образом, главное условие появление анархизма и учения Прудона – это нарастание кризисных явлений в государственно-экономической жизни.
Несомненно то, что на формирование учения Прудона оказали идеи Руссо, его произведения «Рассуждение о происхождении неравенства», «Об общественном договоре» .
Следует выделить и другого предшественника идей Прудона. А именно, речь идет о В. Годвине, которым был написан трактат под названием «Исследование о справедливости в области политики и ее влиянии на добродетель и благополучие» .
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что анархизм в эпоху Прудона обретает статус сформировавшейся теоретической доктрины. Его появление было связано с интересами и опасениями представителей мелкой буржуазии, которая тогда оказалась в крайне невыгодных для себя условиях. Анархисты, в числе них был и Прудон, стремились найти ответ на вопрос о том, как сделать государственное и экономическое устройство более справедливым и совершенным. Появление учения Прудона было обусловлено не только усилением позиций анархизма, но также и изысканиями Руссо и Годвина. У этих мыслителей Прудон заимствует и последовательно развивает многие идеи .
Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности, свободного договора и самоуправления. Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти» . Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства - на собственность.
Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и без децентрализации управления. Как противник рыночной экономики и неограниченной конкуренции, Прудон, тем не менее, считал не меньшим злом их замену на государственно-социалистическую казарму, тотальную регламентацию в экономической и политической жизни общества .
1.2. Идеология анархизма в трудах отечественных мыслителей
Идеи анархизма развивалась П. Кропоткиным. С позиций анархизма П.А. Кропоткин с резкой критикой обрушивался на дореволюционное законодательство в России. Он признавал, что анархизм, начиная с У. Годвина, отрицал писаные законы - законы, установленные государством. Причем, анархизм лишь продолжил традиции народных движений прошлого с их стихийным анархизмом. Народные восстания «провозглашали народные права человека. Они отрицали все писаные законы и утверждали, что каждый должен повиноваться лишь голосу своей собственной совести. Они стремились создать, таким образом, общество, основанное на принципах равенства, полной свободы и труда». Co временем противоречивость закона только усугубляется. Интересы меньшинства все больше сужали сферу законодательного выражения интересов народа, которому лишь в борьбе удавалось отстоять и восстановить свои права. П.А. Кропоткин отмечал, что закон происходит «из права сильного». Его основу составил «народный договор», заключенный на всенародном вече, хотя этот договор не был полностью свободным и добровольным, т.к. «сильный и богатый уже тогда мог навязать отчасти свою волю». Постепенно народ все больше оттеснялся от процесса принятия законов, и привилегированное меньшинство монополизировало эту деятельность. Позднее закон стал «орудием для поддержки эксплуатации одних людей другими, для утверждения власти эксплуататоров над трудовыми массами». В покровительстве эксплуатации и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов, Г. А. Общественно-политические и исторические взгляды М. А. Бакунина / Г. А. Баранов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 216-217. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63999/
2. Волковинский В. Н. Махно и его крах. — М.: Изд-во ВЗПИ, 1991. — 247 с.
3. Елизаров М. А. Революционные матросы и анархистское движение Н. Махно. // Военно-исторический журнал. — 2007. — № 6. — С.36-41.
4. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений - М.: Экономика, 1995.
5. История государства и права зарубежных стран // Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1998.
6. Комин В. В. Нестор Махно. Мифы и реальность. Глава «Рождение батьки». М., 1990
7. Кубанин М. И., Махно Н. И. Махновщина. Крестьянское движение в степной Украине в годы Гражданской войны. — ЗАО «Центрполиграф», 2017. — 320 с.
8. Прудон П. Что такое собственность? - М., 1998.
9. Щенникова О.Н. П.А. Кропоткин в контексте истории русского анархизма :диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. – Режим доступа: https://www.dissforall.com/profile/
10. Шмарловская Г.А. История экономических учений. - М.: Новое знание, 2010. – 388 с.
11. Шубин А.В. Социализм. Золотой век теории.// https://history.wikireading.ru/65440
12. Ядгаров Я.С.. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000.// http://economuch.com/ekonomicheskih-ucheniy-istoriya/ekonomicheskoe-uchenie-prudona-9424.htm