Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе 5
1.1 Понятие «народные культурные традиции» 5
1.2 Особенности изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе 7
Выводы по главе 1 10
Глава 2. Методические особенности изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе 12
2.1 Анализ программ по технологии в начальной школе на предмет изучения народных культурных традиций 12
2.2 Методы и приемы изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе 15
Выводы по главе 2 20
Заключение 22
Список использованных источников 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Важным стабилизирующим фактором в многонациональном государстве является национальная культура. Народные культурные традиции занимают особое место в этой культуре, отражая самобытность и художественный талант народа, его поэтичность, воображение и образное мышление. Народ стремится выразить своё отношение к жизни, любовь к природе и понимание красоты через искусство. Дети, видя культурные традиции, открывают для себя богатство культуры своего народа, усваивают традиции, учатся понимать и любить прекрасное, приобщаются к созидательному труду.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 говорится, что необходимы «…защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) описывает метапредметные результаты уроков технологии, которые должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества [1]. Народные традиции изучаются во всех программах по технологии для начальной школы.
В современном обществе всё больше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию и образованию молодого поколения. В связи с этим возникает необходимость приобщения младших школьников к народным культурным традициям на уроках технологии.
Актуальность изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе обусловлена необходимостью приобщения школьников к культуре своего народа, формирования у них интереса к народным традициям, искусству и воспитанию лучших человеческих качеств.
Объект исследования: народные культурные традиции.
Предмет исследования: изучение изучения народных культурных традиций на уроках технологии.
Гипотеза исследования: использование традиций народных ремёсел на уроках технологии в начальной школе способствует формированию мировоззрения и культуры учащихся, а также воспитанию эстетического, трудового и патриотического сознания.
Цель исследования: рассмотреть особенности изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие «народные культурные традиции».
2.Рассмотреть особенности изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе.
3.Провести анализ программ по технологии в начальной школе на предмет изучения народных культурных традиций.
4.Выделить методы и приемы изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Глава 1. Теоретические основы изучения народных культурных традиций на уроках технологии в начальной школе
1.1 Понятие «народные культурные традиции»
Традиции — это наследие наших предков, которое помогает нам жить эффективнее и избегать ошибок. Они включают в себя обряды, ритуалы и правила поведения. Эти правила не принадлежат кому-то одному, их можно соблюдать или игнорировать. Хотя мы часто считаем их привычками, на самом деле это мудрость предков, запечатлённая в нашей исторической памяти. Не стоит забывать об этом [4, с. 90].
В современном мире человек живёт одновременно в двух мирах: природном, подчиняющемся физическим, химическим и биологическим законам, и неприродном, созданном культурой. В обществе уровень развития и образованности человека оценивается по социально-культурным качествам, таким как логическое мышление и уровень образованности, что отличает его от животных и делает личностью.
В современной культуре есть много разных традиций. Мы часто сталкиваемся с ними в разных сферах жизни, но не обращаем на них внимания.
Благодаря традициям люди создают уют, справляются с потерями и готовятся к светлому будущему. Кроме того, они поддерживают связь между разными поколениями. Но самое важное — традиции помогают сохранять индивидуальность и правильно воспитывать новые поколения.
Традиции бывают трёх видов:
- жёсткие, долго существующие и не допускающие отклонений от норм;
- меняющиеся вместе с обстоятельствами жизни и дополняющиеся новыми правилами;
- исчезающие и забываемые [6, с. 90].
Каждая культура имеет свои традиции, которые затрагивают все аспекты жизни человека. Они делятся на следующие виды:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 373 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 09.06.2024).
2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. думой 12 декабря 2012г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 09.06.2024).
3.Федеральная образовательная программа начального общего образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/ (дата обращения 09.06.2024).
4.Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства//Проблемы народного искусства. М.: Изобразит. искусство, 1982. 455 с.
5.Григорьева Е.И. Народная художественная культура: основные понятия и концептуальные аспекты: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2020. – 566 с.
6.Казакевич В.М. Основы методики трудового обучения/Под ред. В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 2023. 192 с.
7.Кашекова И.Э. Специфика приобщения детей к ценностям народной культуры по программе «Мир художественных образов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/specifika-priobshcheniya-detey-k-cennostyam-narodnoy-kultury-po-programme-mir (дата обращения 05.06.2024).
8.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dou-17.unosmirnih.ru/files/obr_prog/obr_pr_knyzeva.pdf (дата обращения 05.06.2024).
9.Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Просвещение, 1983. 302с.
10. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2021. – 56 с.
11. Константинова Т. Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Часть 1. М.: Издательские решения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://7books.ru/narodnoe-dekorativno-prikladnoe-isk/ (дата обращения 04.06.2024).
12. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизны//Проблемы народного искусства. М.: Изобразит. искусство, 2019 – 566 с.
13. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Изобразит. искусство, 2020. 343 с.
14. Нефёдова Е.А. Программа, тематическое планирование, методические рекомендации. – М.: Астрель, 2014. – 94 с.
15. Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.: ЦГЛ, 2023. 138 с.
16. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2022. 512 с.
17. Проблемы народного искусства: [сб. ст.]/под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. М.: Изобразит. искусство, 1982. 136 с.
18. Роговцева Н.И. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014. 205 с.
19. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984. 144 с.
20. Рождественская С.Б. Народные художественные традиции и формирование личности. В сборнике: Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/085/rojdest.htm (дата обращения 07.06.2024).
21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. 209 с.
22. Технология. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.М. Конышевой «Технология: Наш рукотворный мир»/авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. 260 с.
23. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 14 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. 2-e изд. М.: Просвещение, 2015. 254 с.
24. Словарь «Академик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aesthetics.academic.ru/300/%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%98%D0%A1%D0%9A%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E (дата обращения 02.06.2024).
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М: Азбуковник, 2019 – 56 с.