Фрагмент для ознакомления
2
Ускорение темпа жизни и увеличение информационной нагрузки создают ряд новых проблем и задач, решение которых требует больших интеллектуальных усилий. Это имеет отношение к каждому человеку.
В настоящее время общество проявляет особый интерес к людям, имеющим нестандартное мышление и мыслящим нелинейно. Такие люди всегда проявляют признаки образованной и креативной личности с высоким уровнем развития интеллекта и активной социальной позицией. Именно на такую личность сегодня нацелена воспитательная работа с детьми в системе современного дополнительного образования [11].
Под дополнительным образованием сегодня понимают такой вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании. Этот вид образования не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей. Он призвано удовлетворять их индивидуальные потребности, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье и организовывать свободное время.
Законодательство РФ определяет дополнительное образование, как направление образовательной деятельности, дополняющей основное общее образование. Реализуется дополнительное образование с помощью специальных образовательных программ, методов и средств. Дополнительное образование не может заменить обязательное общее. Оно реализуется строго в свободное время субъекта. Формы проведения мероприятий в рамках дополнительного образования могут быть использованы самые разнообразные. Это могут быть семинары, тренинги, компьютерные курсы, всевозможные мастер – классы и др.
Некоторые программы, реализуемые в системе дополнительного образования, могут быть доступны только детям. Это может быть балетная или хореографическая студия, школа гимнастики и др. К примеру, лепкой, рисованием, вышивкой, уроками компьютерной грамотности, вокала или танца может заняться каждый желающий. Дополнительное образование представлено рядом направлений. Основными из них считаются следующие:
-художественно-эстетическое;
-научно-техническое;
-спортивно-техническое;
-эколого-биологическое;
-физкультурно-оздоровительное;
-туристско-краеведческое;
-военно-патриотическое;
-социально-педагогическое;
-культурологическое;
-экономико-правовое.
Форму обучения самостоятельно устанавливает каждая организация, которая предоставляет дополнительное образование. Дополнительные общеобразовательные программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов [19]:
-дошкольные образовательные организации;
-общеобразовательные организации;
-профессиональные образовательные организации;
-образовательные организации высшего образования;
-организации дополнительного образования;
-организации дополнительного профессионального образования.
Обучение в основном осуществляется на основе следующих видов программ:
1. Типовая (примерная) программа.
2. Модифицированная (адаптированная) программа.
3. Экспериментальная программа.
4. Авторская программа.
Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок. Дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга.
По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но он может рассматриваться как самостоятельная образовательная система. Все больший масштаб приобретает образовательная деятельность, связанная с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим интеграции общего и дополнительного образования [2].
Дополнительное образование детей рассматривается как процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей. Это процесс добровольно избранного ребенком освоения некоторого вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного образования, направленного на удовлетворение его интересов.
Ученые и исследователи видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении.
Основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, которая проводится по специально разработанным образовательным программам. Дополнительное образование имеет свои собственные методики и технологии и предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат.
Под дополнительным образованием также понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится тем не менее, в роли второстепенного. Механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально-технической базы. Это возможно лишь при тесном сотрудничестве двух разных систем образования, а также только после изменения подходов и взглядов всю систему дополнительного образования в целом [10].
Тем не менее, система дополнительного образования в России непрерывно развивается. В современной образовательной среде большую роль при работе с детьми играют учреждения дополнительного образования детей. В этих организациях имеется возможность компенсации недостатка учебной нагрузки в различных творческих мастерских.
Можно говорить, что одна из главных целей дополнительного образования - это выявление, развитие и поддержка одарённых и способных детей. Такие дети проявляют особые умственные, творческие и физические возможности, и должны своевременно получать углублённое образование, либо как можно раньше включаться в творческую жизнь. Уже в дошкольных организациях используют такие формы деятельности, как анализ особых успехов и достижений ребёнка. Создаётся банк данных по таким детям. Это происходит на основе итогов конкурсов, соревновательных мероприятий, выставок и др.
В системе дополнительного образования выделяют следующие формы работы с одарёнными детьми:
-система творческих конкурсов и выставок;
-творческие лаборатории;
-обучение в малых группах;
- индивидуальное обучение на основе программы творческого развития, в определённой области;
-работа по творческим и исследовательским проектам;
-соревновательные мероприятия.
Организации дополнительного образования детей работают над психологическим сопровождением родителей. В этом направлении предусмотрена совместная практическая деятельность ребёнка, родителя, наставника и поддержка родителей. При работе с детьми в организации дополнительного образования выделяют следующие этапы:
1. Разработка индивидуального маршрута для ребёнка с учётом личностно ориентированного подхода.
2. Разработка индивидуальной образовательной программы.
3. Разработка диагностических и контрольно – оценочных материалов для выявления динамики развития ребёнка.
Важной задачей педагоги в системе дополнительного образования считают необходимость создания устойчивой мотивации к развитию и обучению детей. Важно каждого из детей учить ставить соответствующие учебные цели и задачи. Также важно развивать в детях самостоятельность и активность в процессе выполнения действий [23].
Индивидуальный подход сегодня должен быть гарантирован любому ребёнку. Педагоги практики отмечают, что именно способные дети наиболее нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах. Программа для ребёнка может отличаться по многим параметрам. В ней может быть предусмотрено иное содержание, к примеру, более глубокое, чем для остальных детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - N 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2016. – 205 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2015. – 173 с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 10.06.2024).
8. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная и дополнительная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 249 с.
10. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - N 3. - с.222-229.
11. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. – N 4. – с.15-21.
12. Жданова, С.В. Роль деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 10.06.2024).
13. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2012. – 98 с.
14. Ковалько В.И. Школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017. – 334 с.
15. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - N 5. - С. 59-62.
16. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105 с.
18. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ - педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 10.06.2024).
19. Мухомедеева, Е.Ф. Программа деятельности в системе дополнительного образования: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - N 1. - С.8-15.
20. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 10.06.2024).
21. Попова, И.Н. Организация деятельности школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - N 1. - С. 219-226.
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - N 3. - с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - N 5. с.6-12.
24. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37 с.
25. Ярошевская И.Х. Новые формы и методы работы с детьми в системе дополнительного образования [Текст] / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. – N 9. - с.13-17.