Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Известно, что Россия – многонациональное и социальное государство. В настоящее время в условиях внешнеполитического давления, оказываемого на Российскую Федерацию со стороны недружественных государств, в условиях прекращения экономических связей со многими иностранными компаниями, освоение Арктического региона, обладающего значительным ресурсным и промышленным потенциалом, становится одной из задач приоритетов Правительства Российской Федерации.
Однако, говоря о территории, нельзя забывать о народах, населяющих эту часть страны и которым в силу традиционного образа жизни дальнейшая урбанизация может нанести серьезный вред как в экономическом, так и в социальном плане. Специфические условия Арктики требуют не шаблонного, а особого подхода к развитию макрорегиона.
Это связано прежде всего с тем, что прямой перенос институтов из давно освоенных территорий, например, из центральной России, редко бывает успешным в весьма специфической среде с низкой плотностью экономической деятельности. Например, основные идеи современного либерального экономического мейнстрима – прежде всего, идеи конкурентных рынков и творческой конкуренции – терпят неудачу в Арктике, которую все еще можно позиционировать как сплошную зону его тотальных провалов [11]. Таким образом для реализации социально-экономического развития арктических территорий на уровне государственных преобразований необходимо осуществлять комплексное планирование и взаимосвязь национальных, федеральных и региональных проектов в установленной сфере, учет интересов государства, бизнеса и местного населения [2]. В то же время исключительно централизованное планирование и реализация мер по развитию арктических территорий на основе «вертикали власти» контрпродуктивно, поскольку не направлено на учет и защиту интересов населения арктических территорий, поиск сбалансированных решений во взаимоотношениях власти, субъектов предпринимательства и населения.
В связи с этим разработка и формализация правовой базы, связанной с обеспечением национальных интересов Российского государства в Арктическом регионе, выступает фундаментальной задачей, решение которой позволит публично-правовому эффективному управлению арктическими территориями.
Данную тему исследовали следующие авторы:Аблякимова Э.Э., Решитов А.М. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Власова Е.Л., Устьянцева О.В. Дробышевский С.А., Красовская Н.С. Зезюлина Т.А. Махонько Н.И., Возик Н.Р. Новикова Н.И. Павлова М.Б. Сосин В.В. Старова Е.В. Степанова А.А. Ткачук Н.В. Хамидуллина С.Ю. Яковлев Н.М., Потапова Д.А. и др.
Цель – изучить правовое регулирование социальных гарантий малочисленным народам севера. Задачи:
- исследовать обеспечение прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации;
- провести анализ судебной практики.
Объект – общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права на социальные гарантии малочисленным народам севера.
Предмет – нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права на социальные гарантии малочисленным народам севера.
1. Обеспечение прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации
Права коренных народов в Российской Федерации обеспечиваются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Согласно Конституции, в совместную ответственность Российской Федерации и субъектов Федерации входят «защита прав национальных меньшинств» и «охрана естественной среды обитания и традиционного образа жизни малых этнических общностей» (пункты «б» и «м» части 1 статьи 72 Конституции) [1].
Особые права в отношении коренных малочисленных народов закреплены в статье 69 Конституции Российской Федерации. Далее по иерархии юридической силы следует основополагающий для исследуемого вопроса нормативный правовой акт - Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации» [2] (далее - Закон № 82-ФЗ). Министерством Федерации и по делам национальностей Российской Федерации также подготовлен Единый список коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином списке». Стоит отметить, что по запросу в справочно-правовой системе было обнаружено более 25 законодательных актов по вопросу регулирования прав коренных народов России, которые различаются лишь территорией своего распространения.
Если говорить о региональном уровне, то наименование Ханты-Мансийского автономного округа – Югра связано с самоназванием двух основных групп северных народов – хантов[12] и манси[13] (в ХМАО есть менее многочисленные группы и других народов Крайнего Севера и Среднего Приобья). В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре правила, учитывающие правовые особенности народов ханты и манси, содержат Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [2] и в настоящее время действуют 44 региональных закона. Из них 12 законодательных актов непосредственно посвящены регулированию вопросов коренных малочисленных народов Севера. Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является непосредственным участником законотворческого процесса, направленного на совершенствование законодательства о социальных гарантиях прав коренных народов.
В части охраны здоровья и социальной защиты населения коренных малочисленных народов исполнительные органы государственной власти автономного округа обеспечивают:
1) организация медицинской помощи лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, по месту их фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
2) развитие мобильных форм медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной экономической деятельности;
3) предоставление ежемесячных пособий. Также лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, оказывается бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством автономного округа.
Несмотря на обширный спектр гарантий прав, в процессе исследования данной темы была выявлена проблема. Проблема дальних лагерей КМНС (Коренные малочисленные народы Севера): «До жителей отдаленных лагерей сложно донести все законодательные новации. Даже несмотря на наличие у жителей спутниковых тарелок, телевизоров и электрогенераторов. Часто тех же ненцев, например, просто не интересует, что еще есть у депутатов. придумать, чтобы облегчить им жизнь.». Ассоциация «Потомки Ямала» была создана для решения этой проблемы. Основными целями Ассоциации «Потомки Ямала» являются защита прав и законных интересов, содействие решению проблем социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе:
- социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа;
- обеспечение прав малых народов Севера на землю и другие природные ресурсы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права;
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751630
3. Аблякимова Э.Э., Решитов А.М. Земельное право / Симферополь, 2020.
4. Актуальные проблемы гражданского права / Москва, 2023.
5. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Конституционное право: учебник для СПО / Саратов, Москва, 2023.
6. Власова Е.Л., Устьянцева О.В. Проблемы реализации права на использование морских биоресурсов коренными народами российского севера // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21. № 1. С. 92-99.
7. Дробышевский С.А., Красовская Н.С. Коренные малочисленные народы России: некоторые вопросы правового регулирования // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 2. С. 142-156.
8. Зезюлина Т.А. Правовой обычай и судебный прецедент как источники регулирования экологических отношений // Ученые записки. 2023. № 4 (48). С. 70-75.
9. Махонько Н.И., Возик Н.Р. Реализация права на культурную самобытность малых коренных народностей севера, Сибири и дальнего востока Российской Федерации // В сборнике: взаимодействие власти, бизнеса и общества в вопросах охраны культурного наследия России. Материалы XV Международной научно-практической конференции. Саратов, 2022. С. 100-104.
10. Новикова Н.И. Занятость коренного и местного населения севера в контексте корпоративной социальной ответственности // Россия и АТР. 2022. № 4 (118). С. 102-116.
11. Павлова М.Б. Современные подходы устойчивого развития коренных малочисленных народов в арктической зоне субъектов Российской Федерации // В сборнике: Арктический вектор: этнологическая экспертиза - вчера, сегодня, завтра. Материалы III региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия Закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), Государственное собрание Республики Саха (Якутия), Академия наук Республики Саха (Якутия). 2020. С. 104-115.
12. Политология прав человека: учебное пособие / Краснодар, 2020.
13. Сосин В.В. О совершенствовании законодательства республики Саха (Якутия) в сфере сохранения и поддержки кочевых семей // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021. № 3 (7). С. 19-28.
14. Старова Е.В. Анализ судебных споров касательно отдельных оснований увеличения экологических платежей // Вестник арбитражной практики. 2022. № 1 (98). С. 93-100.
15. Степанова А.А. К вопросу о реализации социально-экономических прав в арктических регионах России // В сборнике: Право в контексте устойчивого развития Арктики: вызовы времени и новые возможности. сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию доктора юридических наук, профессора Михаила Михайловича Федорова. Казань, 2021. С. 73-79.
16. Ткачук Н.В. Приоритетные направления социокультурного развития молодежи из числа коренных малочисленных народов Югры: региональный опыт // В сборнике: Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Отв. редактор В.А. Мансуров. 2020. С. 1893-1903.
17. Хамидуллина С.Ю. Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов севера в Ямало-Ненецком автономном округе // Вестник науки. 2019. Т. 4. № 5 (14). С. 91-97.
18. Юриспруденция как интегративный феномен современного российского общества и государства // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Юридического института НИУ «БелГУ» / 2018.
19. Яковлев Н.М., Потапова Д.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера в России и Финляндии // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 17-19.