Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья для ребенка - это самый близкий круг общения, благодаря которому формируется его дух и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей неоспоримо и многогранно, особенно в подростковом возрасте. По этой причине семейное воспитание играет решающую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления.
В психолого-педагогической литературе, изучающей типы отношения родителей к ребенку, в связи с влиянием на развитие его личности, личностных черт и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсворт и др.).
Наблюдения и исследования, посвященные последствиям неадекватных или запутанных родительских отношений, например, материнской депривации, являются убедительными и эмпирическими (то есть отношениям между матерью и ребенком). Ландгмеер, З. Матейчик, Е.Т. Соколова, Д. Боулби, М.Д. Эйнсворт). В российской науке и практике взаимоотношения между ребенком и родителем изучались Я. Варгой, В.В. Столиным, А.С. Спиваковской и другими.
Российские психологи предлагают не только обширную классификацию стилей семейного воспитания, но и типы родительских отношений, которые способствуют развитию определенных отклонений в развитии (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер). Однако мы считаем, что исследований по этой теме недостаточно, и вопрос о взаимосвязи между стилем домашнего воспитания и уровнем тревожности у подростков до конца не раскрыт.
1. Одним из последствий нарушений в воспитании ребенка является появление тревожности. Тревога негативно влияет не только на когнитивные способности, но и на эмоциональное развитие ребенка. Ее влияние особенно важно в подростковом возрасте, когда ребенок вступает во взрослую жизнь.
Все вышесказанное показывает важность и актуальность вопроса о взаимосвязи между стилем домашнего обучения и уровнем тревожности у подростков, что определяет тему курсовой работы.
Анализ собранных материалов позволил сформулировать общие гипотезы исследования. Предполагается, что чем шире авторитаризм родителей в сфере образования, тем выше уровень тревожности у подростков.
Целью данного исследования является изучение взаимосвязи между стилем воспитания и уровнем тревожности у подростков.
Объект исследования - стиль воспитания и уровень тревожности у подростков.
Предметом исследования является взаимосвязь стиля родительского воспитания и школьной тревожности в подростковом возрасте.
Цель и предмет исследования предопределяют следующие задачи:
а) Проанализировать методическую и научную литературу по проблемам исследования;
б) Раскрыть понятие семейного воспитания и тревожности как индивидуально-психологических особенностей;
в) Определить характерные черты подросткового возраста;
г) Выявить особенности стиля домашнего воспитания и уровень тревожности у подростков;
д) Определить взаимосвязь между стилем воспитания и уровнем тревожности у подростков.
Общая гипотеза исследования: предполагает что, существует взаимосвязь стиля родительского воспитания и школьной тревожности.
При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ методической и научной литературы по вопросам исследования, беседы, анкетирование, тесты.
Методики исследования:
Эйдемиллер Э.Г. Юстицкиса В.В. "Анализ семейного воспитания";
Опросник Ч.Д. Спилберга на уровень тревожности.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материала, представленного психологами и педагогами, при работе с родителями и подростками.
База исследования: 20 полных семей, включая детей-подростков. Общее количество подростков - 20 человек, 10 девочек и 10 мальчиков, учащиеся 9-го класса МОУ СОШ № 3 г. Балашов.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1 Теоретические основы взаимосвязи типа привязанности и самооценки подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Основные проблемы подросткового периода связаны с психологическим и половым созреванием; самосознание индивида на этом этапе существенно меняется, причём основным психологическим новообразованием выступает возникшее самоощущение взрослости, стремление подростка к признанию его взрослости окружающими. Подростковому возрасту посвящены работы целого ряда зарубежных исследователей, в частности, Ж.-Ж. Руссо, З. Фрейда, Э. Эриксона, С. Холла; из российских учёных данной темой занимались Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и другие.
В первую очередь, переходный период касается физиологической сферы, что обусловлено процессом полового созревания и одновременного развития прочих систем организма; на этом фоне продолжается процесс первичной социализации подростка. Ребёнок переходит на новую ступень в социуме, у него формируется социальное самосознание, ощущение себя как члена общества[9]. Кроме того, возникает стремление к освобождению от родительского контроля, реализации вновь возникших прав и личных интересов. Физиологические изменения, ощущаемые подростком в себе самом, побуждают его к осознанию необходимости завоевания в семье и коллективе сверстников новых позиций – он понимает, что уже не ребёнок, стремится к большей самостоятельности, к расширению своих прав, принимая также неизбежное расширение обязанностей и более высокие требования.
В литературных источниках [2, 11, 14, 16] эмоциональное развитие и механизмы эмоциональной регуляции в подростковом возрасте рассматриваются, главным образом, в контексте социальной адаптации либо в качестве признаков сугубо индивидуального характера.
Рассматриваемая возрастная группа характеризуется рядом специфических эмоциональных проявлений:
– значительный уровень возбудимости, интенсивное выражение любых эмоций, повышенная вспыльчивость, гневливость, азарт в занятиях и в отстаивании своих позиций;
– устойчивость и продолжительность переживаний, в частности, обидчивость;
– повышенная тревожность, страхи, готовность к негативным переживаниям, что связано, в частности, с проснувшимся интересом к противоположному полу, боязнью показаться смешным или не понравиться тому человеку, который вызывает особенно сильные чувства;
– противоречивые эмоции (например, выступление в защиту товарища, заведомо заслуживающего осуждения; желание казаться более взрослым и одновременно – способность заплакать от обиды);
– переживания, связанные с развитием самосознания и, соответственно, с изменением самооценки;
– более интенсивные переживания по поводу неодобрения сверстников, нежели родителей и учителей, что связано с развитым чувством принадлежности к определённой группе и боязнью быть отвергнутым коллективом;
– высокие требования к основанной на общих интересах дружбе, которая в этом возрасте становится продолжительнее и избирательнее, нежели у детей; подростки сильнее связаны со своими друзьями и больше подвержены их влиянию (не всегда положительному);
– возникновение чувства гражданственности, формирование патриотизма [26, с. 111].
Для подростка колоссальное значение имеет взаимодействие со сверстниками, вызывающее существенную часть переживаний и эмоций; именно в ходе такого взаимодействия у ребёнка формируются новые поведенческие стандарты, возникают новые интересы. Именно дружба занимает приоритетное место в системе ценностей подростка; он учится сотрудничать, приходить другому на помощь при необходимости, даже поступаться ради друга собственным комфортом, чем-то жертвовать.
Наряду с развитием эмоциональной сферы, связанным с физиологическими изменениями, развивается и интеллектуальный потенциал подростка; возникает способность к самовоспитанию и саморефлексии, в течение всей дальнейшей жизни оказывающая влияние на личностное развитие человека. Кемпбелл Р указывает на то, что способность к самовоспитанию подразумевает определенный уровень самосознания и личностного развития, умение сознательно проводить сравнительный анализ собственных поступков и действий окружающих [15, с. 82].
Познавательные процессы психики в подростковом возрасте меняются как в качественном, так и в количественном отношении; количественные изменения выражены в более быстром и эффективном, нежели у детей младшего школьного возраста, решении интеллектуальных задач; качественные же относятся, в первую очередь, к применению новых методов решения задач, обусловленному структурными сдвигами в интеллектуальной сфере. У подростка продолжается процесс развития теоретического мышления; формируется и развивается ряд новых способностей:
– построение гипотез в ходе решения интеллектуальных задач;
– анализ умозрительных построений, выявление в них неточностей, противоречий и ошибок [13, с. 112].
Такой фактор, как открытие и исследование подростком собственного внутреннего мира, обуславливает возникновение трудностей, связанных с самоопределением и самосознанием. Именно в подростковом возрасте, по мнению целого ряда исследователей, начинает реально действовать такое образование, как самооценка. Большинство авторов [18, 21,], описывая специфику самооценки представителей анализируемой возрастной группы, отмечают её нестабильность, зависимость от внешних факторов у младших подростков и больший уровень устойчивости в старшем подростковом возрасте, когда она более полно охватывает различные сферы жизни подростка. Самосознание у подростков развивается весьма интенсивно; на первоначальном этапе его развития подросток, как известно, анализирует свою деятельность и выделяет определённые качества, которые в дальнейшем осмысливаются в качестве специфических поведенческих черт, а далее – в качестве индивидуальных особенностей. Многие авторы, в частности, О.А. Карабанова [13], Г.В. Ковалева [17], Спиваковская А. [23] и другие, отмечают значимость подросткового периода с точки зрения процесса становления самоотношения индивида.
Более отчётливо в течение данного периода проявляется специфика психической сферы человека, результаты семейного воспитания становятся более очевидны.
1.2 Особенности детско-родительских отношений
Семья - это исторически меняющаяся социальная группа, ее универсальными чертами являются гетеросексуальные отношения, система родственных связей, развитие социальных и личностных качеств, а также осуществление определенных видов экономической деятельности [13].
Семейное воспитание - это более или менее осознанные усилия по воспитанию детей, предпринимаемые пожилыми семьями, направленные на то, чтобы молодые семьи соответствовали представлениям старой семьи о том, какими должны быть дети, подростки или юноши [19].
В отличие от государственного образования, семейное воспитание имеет определенные особенности. По сути, домашнее воспитание основано на эмоциях. Изначально семья, как правило, основана на чувстве любви, которое определяет моральную атмосферу данной социальной группы, стиль и тон отношений между ее членами. Доброта, привязанность, забота, терпимость, великодушие, умение прощать, чувство долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявлений сопровождает ребенка, начиная с нахождения в утробе матери и заканчивая взрослением. Такая гамма эмоций благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: она дает ему стойкое ощущение благополучия, надежности существования, ощущение защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 672с.
2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003. – 332 с.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510 с.
4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004. – 298 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 2018. – 336 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
6. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. СПб., 2010. – 321 с.
7. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. – 321 с.
8. Дубровина И. В. (ред.) Практическая психология образования. СПб., 2004. – 243 с.
9. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М. , 2017. – 123 с.
10. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004. – 154 с.
11. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка третье издание. СПб.: Союз, 2017. – 132 с.
12. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб., 2016. – 187 с.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2006. – 221 с.
14. Карандашев В. Н., Лебедева М. С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. СПб., 2004. – 143 с.
15. Кемпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 2000. – 312с.
16. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 2018 – 211 с..
17. Ковалева Г.В. Психология хандры, или Выход есть. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288 с.: ил. – (Практическая психология)
18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. – 332 с.
19. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина. М., 2003. – 245 с.
20. Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2.
21. Ролло М. Смысл тревоги. М., 2000. – 213 с.
22. Савчин М., Василенко Л. Вікова психологія. – К. : Академвидав. (Альма-матер), 2005. – 360 с.
23. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000. – 334 с.
24. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. Сто экзаменационных ответов по педагогике. /Ростов-на-Дону, 2001. – 213 с.
25. Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов психологии и соц. работы. – Самара.: Изд. Дом БАХРАХ. – М., 2003. – 768с. (редактор-составитель Д.Я. Райгородский).
26. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: МПСИ: Флинта, 2019. – 672с.
27. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. М., 2013. – 321 с.