Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Молодые люди являются предметом изучения всех социальных наук, следует отметить, что есть интересы в области философии, психологии, педагогики, демографии, особенно социологии и социальной работы. Основная причина интереса исследователя к подрастающему поколению связана с ростом социально обусловленных требований, поскольку общество заинтересовано в высокой квалификации молодых людей, гражданском сознании, способности самостоятельно и творчески мыслить, умении правильно оценивать ситуацию, брать на себя ответственность и т.д. социальные права и проблемы молодежи, возможность интегрироваться в общество представляют интерес для всего мирового сообщества. В рамках Организации Объединенных Наций определяются детали положения молодежи в современном обществе, формулируются основные направления деятельности государственных и общественных институтов по социальной защите интересов молодежи, разрабатываются их права, оцениваются возможности. В настоящее время молодежь во всем мире является важной и быстро растущей социальной группой. Она вовлечена практически во все, что происходит в современном мире. И когда общество предъявляет свои требования к молодежи, сами молодые люди становятся более требовательными и агрессивными в своих отношениях с обществом. К сожалению, современная российская молодежь является одной из наиболее проблемных групп общества, переживающей постоянное осложнение отношений со всеми элементами социальных, политических и других структур нашего общества [8, с. 84]. Проблема молодежи не существует сама по себе и органично вплетена в процесс общественного развития. Этому способствуют социально-экономическая и психическая нестабильность, которая не улучшилась за последние десятилетия, криминализация общества и слабость национальной и региональной молодежной политики. Исходя из этих предпосылок, общей целью социальной работы с молодежью является обеспечение национальной безопасности России на основе формирования у представителей молодежного населения таких качеств и характеристик, которые отвечают требованиям успешного развития государства в современных условиях.
Уже с первых дней своего появления на свет человека окружают другие люди. Общение с ними позволяет включить его в социальное взаимодействие. Самые первые представления о межличностных связях все люди приобретают еще до того, как осваивают речь. Именно в процессе взаимоотношений с окружающими всем нам удается получить свой первый социальный опыт, который в последующем становится неотъемлемой частью личности. Стоит отметить, что социализация не способствует индивидуализации. Ее человек приобретает субъективно, переживая ситуации, которые оставляют тот или иной след в его психике. Именно в молодом возрасте человек выбирает свой основной путь и те направления, по которым будет идти его жизнь. В это время мы определяем свою судьбу, потому что другой такой возможности жизнь не предоставляет.
Молодежь как социальная группа имеет свои критерии оценивания и характерные особенности, которые ее отличают от всех остальных групп в обществе. На данный момент молодежь анализируется с точки зрения нескольких критериев: возраста, психологических и социальных особенностей.
В настоящее время социальная опасность распространения психоактивных веществ очевидна. Наркомания, как и алкоголизм, в настоящее время распространилась почти на все слои населения: от социопатов до средних и высших слоев общества. Злоупотребление наркотиками вызвано целым рядом сложных социальных, психологических, педагогических, медицинских и культурных причин. Число молодых людей, употребляющих психотропные вещества, продолжает расти. В последние годы различные государственные структуры реализовали комплекс мер, направленных на борьбу с потреблением наркотических средств и их незаконным оборотом. В стране нет единого плана по объединению усилий государства и гражданского общества в борьбе со злоупотреблением наркотиками и пьянством. Некоторые ученые, общественность и политики склонны видеть решение проблемы только в карательных мерах: ужесточение наказания за распространение наркотиков, введение уголовной ответственности за употребление наркотиков, принудительном лечении и т.д. многие учителя и врачи выступают за объявление «информационной блокады» по теме наркомании и алкоголизма, поскольку плохо подготовленные профилактические меры могут вызвать негативную реакцию и стимулировать желание молодежи попробовать психоактивные вещества. Некоторые общественные деятели считают, что будет взят курс на либерализацию законодательства и использование так называемых «легких лекарственных средств растительного происхождения» будет легализовано. Тем не менее, все едины в том, что наркомания - это сложная социально-экономическая проблема. Только с помощью правовых и медицинских мер можно справиться с этой страшной социальной болезнью. Объединение усилий власти и гражданского общества имеет определенную цель.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованиями процесса социализации занимались многие ученые на протяжении нескольких веков. В большинстве своем они сходятся во мнении, что процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии - это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощенности и самостоятельности, незакомплексованности и инициативности. Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей. Важный вклад разработку данного понятия в его широком понимании внес Ж. Пиаже. Он считал, что социальная адаптация – это один из самых главных процессов, благодаря которым происходит интеллектуальное развитие ребенка. При этом он выделил две составляющих данного механизма. Это аккомодация и ассимиляция. Первая из этих двух составляющих представляет собой перестройку умственной активности. Цель подобного процесса заключается в возможности усвоения вновь поступающей информации.
Определенный вклад в разработку проблемы внесли работы таких авторов, как Невирко, Д. Д., Антонова, М. С., Сирота Н.А, Давыдов С. В. Плющ И.В. и др. Сирота Н. А., Чистова Е. А., которые занимались исследованием проблем профилактики наркомании и алкоголизма в молодежной среде
Объект исследования – молодежь. Предмет исследования – социальные технологии по профилактике наркомании.
Целью является анализ социальных технологий по профилактике наркомании среди молодежи.
Из заявленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть технологии социальной работы с молодежью;
2. изучить причины распространения наркомании среди молодежи;
3. проанализировать проблемы профилактики наркомании среди молодежи;
4. описать технологии профилактики наркомпании среди молодежи.
Теоретико-методологическая база исследования представлена следующими подходами:
1. анализ литературных источников;
2. обобщение полученных результатов исследования.
В рамках данной работы был использован биографический метод, основанный на рассмотрении личных взглядов социологов, и ретроспективный, в основе которого лежит опыт, заложенный ранее.
Методы исследования: анализ, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Молодежь России» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/6301433/ (дата обращения: 04.05.2023).
2. Башмаков, В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
3. Велиханов, М.Т. Анализ результатов контроля за реализацией Посланий Президента РФ / М.Т. Велиханов // Самоуправление. - 2020. -№ 5 (122). - С. 183-187.
4. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.
5. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
6. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c.
7. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.
8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с.
9. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. -269с.
10. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2018 -431с.
11. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2017.-734с.
12. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2017. - 602с.
13. Попадюк, Н.К., Велиханов, М.Т. Теоретические основы социальной работы с молодежью в контексте государственной политики Российской Федерации / Н.К. Попадюк, М.Т. Велиханов //Вестник университета. – 2021. – № 1. – с. 164-171.
14. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2021. – 278 с.
15. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2018.-234с.
16. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 480 c.