Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство как уникальная форма социального взаимодействия существенно увеличивает как материальное, так и духовное богатство общества. Оно не только предоставляет людям благодатную почву для реализации своих способностей и талантов, но также способствует национальному единству и сохраняет национальный дух и гордость. В рыночной экономике предпринимательская деятельность имеет решающее значение, поскольку она сильно влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Значение предпринимательства в наше время невозможно переоценить. Процветание всех развитых стран обусловлено не командно-административными системами, а рыночной экономикой, где предпринимательство выступает мощным двигателем экономического и социального прогресса. Как показывает мировой опыт, процветание недостижимо без свободы рыночной экономики, независимых производителей и предпринимательской деятельности.
В странах с переходной экономикой создание устойчивой рыночной среды зависит от формирования и роста предпринимательства. Предприниматели стремятся максимизировать прибыль, так как их материальное благополучие зависит от доходов, получаемых их бизнесом или компаниями. Однако в погоне за прибылью предприниматели также производят товары и услуги, необходимые для общества, создают новые рынки, поддерживают или создают рабочие места, выступают в качестве потребителей других товаров и услуг и платят налоги. Таким образом, чем больше предпринимателей, внедряющих инновации и принимающих коммерческие риски, тем богаче становится общество.
Исследование предпринимательства стало одним из наиболее динамично развивающихся направлений социально-экономических и управленческих наук за последние 20-25 лет.
Актуальность темы исследования обоснована его направленностью на понимание сути предпринимательской деятельности и изучение путей развития предпринимательства в России. В центре внимания данного исследования находится само предпринимательство.
Цель работы – рассмотрение основных особенностей предпринимательства, его истории и эволюции.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и история предпринимательства
2. Изучить основные теории предпринимательства, их плюсы и минусы
3. Исследовать нормативное регулирование предпринимательской деятельности
4. Провести анализ предпринимательства в России и за рубежом
5. Определить проблемы развития предпринимательства в России и их пути решения.
Объект исследования – предпринимательство в РФ и зарубежных странах.
Предмет исследования – различные варианты видений предпринимательства, изменения в них с течением времени, формы и виды предпринимательства в России и за рубежом.
В процессе работы применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, классификация, обобщение; а также системный метод.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие и история предпринимательства
История зарубежного предпринимательства начинается со Средневековья. Уже в это время купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры составляли группу начинающих предпринимателей. Часто предприниматель, как владелец средств производства, сам работает на своем заводе или заводе. В середине XVI в. есть собственный капитал, создаются акционерные общества. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли.
Пионером была английская торговая компания, организованная для торговли с Россией (1554). Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индская компания, в 1602 году-голландская Ост-Индская компания, а в 1670 году-Гудзонова залива. Со временем акционерная форма хозяйства становится частью других отраслей экономики. В конце XVII века образованы первые акционерные банки. Например, в 1694 году был основан английский банк на акциях, а уже в 1695 году - Банк Шотландии. В конце XVII-начале XIX в. акционерная форма банковской организации получила широкое распространение и получила развитие во многих странах. В этот период собственность крупных семейных предприятий, которые раньше функционировали, предприниматели распадаются на сотни, тысячи акций вкладчиков - владельцев акций. Разрыв между мелкими и крупными предприятиями все больше расширяется. В таких условиях малому бизнесу становится все труднее выживать, многие нововведения не позволяют.
Вместо этого средние и крупные предприятия приобретают широкое развитие. Постепенно мотив получения максимальной прибыли становится определяющим. В это время появляется новая специальность - менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сконцентрированные в одном человеке, рассекаются по специализированным направлениям. Есть финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми, кажется, возвышается менеджер, освобожденный от большинства функций и сосредоточенный на управлении производством и его организацией. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» были впервые применены английским экономистом конца XVII-XVIII веков Ричардом Кантильоном. По его словам, предприниматель - это человек, который действует в условиях риска. Он рассматривал землю и труд как источники богатства, определяющие реальную действительную стоимость хозяйственных благ.
Позднее французский экономист конца XVIII-начала XIX века Д. Б. Сай сформулировал определение предпринимательской деятельности как сочетание, объединение трех классических факторов производства, таких как земля, капитал, труд. В 1977 году в США была опубликована фундаментальная монография А. Чандлера «Видимая рука» (The Visible Hand) .
Обработав обширный набор рабочих документов ведущих американских компаний и обобщив собранный им эмпирический материал, историк создал теорию крупного бизнеса или постепенного развития управляющей компании. Его теория оказалась отличным инструментом познания предпринимательской деятельности в историческую эпоху свободной конкуренции (вторая половина XIX - первая половина XX века). Несмотря на довольно жесткую и непрерывную критику в его адрес, книга А. Чандлер открыл новые направления исследований, поскольку ориентировал историков на изучение эволюционного процесса в предпринимательстве.
И это была его главная сила. Открытие, сделанное американским историком в последние десятилетия XX в. определил развитие теории эволюции предпринимательства не только в США, но и в Европе и Японии.
Долгое время изучая историю предпринимательства в основном на микроуровне, зарубежные историки наконец начали интересоваться ею. Совсем недавно было предложено разделить историю предпринимательства на две области: изучение прошлого на микро-и макроуровне. В первом случае исследователь ориентируется на гуманитарный аспект, во втором - идет поиск закономерности явлений, а значит, и научной закономерности, и универсальности .
Развитие предпринимательской деятельности - одна из важнейших задач, которые ставит перед собой Правительство РФ. По мнению чиновников, частное предпринимательство должно внести больший вклад в ВВП РФ. Развитие предпринимательства в России связано прежде всего с посреднической деятельностью в торговле и оказанием различных услуг. К сожалению, развитие малого и среднего бизнеса в нашей стране практически не затронуло высокотехнологичные отрасли.
Экономическая активность населения в Российской Федерации крайне низка, так как долгое время частные предприятия в нашей стране были запрещены. Современные предприниматели, желающие открыть собственный бизнес, сталкиваются с обилием трудностей, которые часто создают местные власти. Государство должно быть освобождено от управляющей функции всего собственника-монополиста, от функции распределения ресурсов, но не от функции силы «порядка», формирующей новые хозяйственно-социальные институты рынка
Развитие предпринимательства в России идет довольно медленно, несмотря на то, что в крупных городах создается обилие частных предприятий, создать в российской глубинке малый бизнес, который принесет стабильный доход, практически невозможно.
Управление развитием малого бизнеса на региональном уровне - это деятельность региональных органов власти, направленная на использование внешних ресурсов системы малого бизнеса для перехода этой системы на более высокий и качественно новый уровень развития, что позволяет повысить уровень социально-экономического развития региона и качество жизни населения. Однако потенциал малых предприятий пока не реализован.
1.2 Основные теории предпринимательства, их плюсы и минусы
Термин «предприниматель» обычно относится к человеку, который владеет или управляет бизнесом. Для некоторых это означает человека, основавшего собственное предприятие; для других он обозначает спекулянта, рискующего как своими, так и чужими деньгами; тем не менее, для других он представляет менеджера или лидера. В каждой точке зрения есть доля правды.
Экономисты часто определяют предпринимательство более широко:
Предприниматель – это тот, кто открывает новые, более эффективные способы использования ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агентова, Г. В. Развитие и проблемы малого предпринимательства в России / Г. В. Агентова / В сборнике: Современные направления и тенденции развития бизнеса/ Сборник трудов международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 6-9.
2. Балашов А. И., Беляков В. Г. Предпринимательское право для экономистов. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2020. 334 с.
3. Баранник И.Н. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: правовое регулирование и некоторые проблемы контроля // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. №3(42). С.37-47.
4. Вайпман ВА. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. №12. С.4-19.
5. Величко Н.Ю., Подурец А.с. Тенденции развития стратегического инвестирования в россии // Экономическое развитие россии: тенденции, перспективы: сборник статей по материалам I Международной научно -практической студенческой конференции: в 4 томах. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 54 -57.
6. Гурдин К.А. Большие проблемы малого бизнеса // Аргументы Недели. 2018. № 10. С. 23.
7. Демичев А. А., Карпычев М. В., Леонов А. И. Предпринимательское право. Учебник. М: Форум, Инфра-М, 2015. 352 с.
8. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности / Монография. М.: Норма, 2015. 256с.
9. Жилкин М.Г. Понятие и классификация преступлений в сфере предпринимательской деятельности // Евразийская адвокатура. 2018. №5(36). С.98-102.
10. Забродская Н.Г., Круглик В.М. Экономика малого бизнеса и предпринимательства; Амалфея - Москва, 2019. - 288 с.
11. Кабак М. А. Русский язык в сфере российского права. Часть 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие. М: Проспект, 2018. 86 с.
12. Косариков А.М., Соколова О.В. Малый бизнес в России: программирование развития // Проблемы теории и практики управления. — 2019 - № 19–10. - С.158–163.
13. Краснов И.С. Роль средних предприятий в мировой экономике. // Проблемы теории и практики управления. – 2019 - № 1. - С.38-46.
14. Кузнецов Ю. В., Быкова Н. В. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства в России // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 21. № 6. С. 50-59
15. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин. М.: Юстицинформ, 2019. 664 с.
16. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2021. 992 с.
17. Предпринимательское право. Правовое регулирование отраслей реального сектора. Учебное пособие / под ред. Ручкиной Г. Ф. М: Юрайт, 2016. 194 с.
18. Предпринимательское право. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Косякова Н. И. М: Юрайт, 2019. 448 с.
19. Сказочкин А.В. О формировании системы коммерческого использования результатов научных исследований / Альманах «Наука. Инновации. Образование», вып. 12., 2013, C.129-158.
20. Средний бизнес в России. 2018: Стат.сб./ М 19 Росстат. - М., 2018. - 78 с.