Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Изучение психологических особенностей фобий в детском возрасте и ее специфических проявлений, причин и факторов, которые ее определяют, приобретает все большее значение в современном мире.
В большом количестве исследовательских работ фобии рассматриваются как причина многих психофизиологических расстройств, как неотъемлемая часть неврозов и депрессий (А.И. Сахаров; Я.А. Александровский; К. Хорни; Г. Эберлейн). Факты показывают, что количество детей, испытывающих сильные эмоциональные переживания, увеличивается (А.М. Прихожан; Я.З. Щербатых, Е.И. Ивлева; Р. Мэй).
Фобии и другие негативные аффективные тенденции (страх, агрессия) часто вызывают девиантное поведение у детей, поэтому этот аспект развития важен в развитии личности и индивидуальности ребенка. Наличие фобий в детском возрасте ни в коем случае нельзя игнорировать, так как это может быть фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.).
Изучение детских фобий в отечественной и зарубежной научной литературе основано на понимании важности влияния эмоциональных расстройств у детей на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов (В.К. Вилунас, В.В. Зеньковский, А.И. Сахаров, Э. Ле Шан, П. Поппер, К.М. Раншбург, Эберляйн и др.).
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия проявления фобий в детстве, их причины, виды, коррекция.
Объектом исследования является процесс проявления фобий в детстве, их причины, виды, коррекция.
Предметом исследования являются основы и принципы проявления фобий в детстве, их причины, виды, коррекция.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для преодоления детских фобий.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие фобий и отличие от страхов;
- изучить причины появления детских страхов, их виды и пути преодоления;
- детально проанализировать психологическую коррекцию детских фобий;
- разработать рекомендации родителям по преодолению фобий у детей.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.1 Понятие фобий и отличие от страхов
Страх - естественный и очень важный механизм. Он спасает жизни, когда мы попадаем в темный переулок или видим машину, мчащуюся к нам на бешеной скорости. Но когда страх выходит из-под контроля и человек отказывается выходить на улицу из-за страха попасть под машину, это становится проблемой.
Фобия - это тревожное расстройство, основанное на страхе и избегании определенных объектов или ситуаций. Очень часто страх иррационален, и человек, страдающий фобией, понимает это, но ничего не может с этим поделать и изо всех сил пытается избежать источника страха. Например, он не ходит к врачу из-за страха сдать кровь или не навещает своих родителей, которые живут в другом городе, из-за страха перед поездами или самолетами.
Чаще всего фобиями страдают женщины. В среднем расстройство начинает развиваться в возрасте восьми лет. В 72% случаев фобии предшествуют развитию других расстройств.
Существует большое количество фобий, и их фиксированное количество постоянно растет. Но есть три большие группы.
Специфические фобии. Наиболее обширный кластер, включающий страх перед определенными ситуациями или явлениями. Считается, что этот тип может передаваться по наследству от членов семьи. Специфические фобии делятся на следующие классы:
- боязнь животных;
- боязнь людей, например, представителей определенных профессий - клоунов, стоматологов и так далее;
- боязнь явлений окружающей среды - темноты, грома, высоты;
- страх оказаться в определенной ситуации - в лифте, в самолете, в поезде [6; 14].
Социальные фобии. В литературе также встречаются названия "социальная тревожность" или "социальное тревожное расстройство". Люди с этой фобией боятся социальных ситуаций, в которых они могут испытать унижение, смущение или осуждение. Страх особенно силен, когда в ситуацию вовлечены незнакомцы. Эта группа фобий включает в себя страх публичных выступлений и более общие варианты — обедать в общественных местах и посещать общественный туалет.
Агорафобия. Этот тип фобии часто сопровождает паническое расстройство. Агорафобия - это не только страх оказаться в общественном месте, но и страх, что покинуть его будет нелегко. Человек с этим расстройством может избегать посещения кинотеатра, концертов, поездок на автобусе или поезде.
Страх - это естественная и полезная реакция организма в опасных ситуациях. Он активирует автоматический ответ "бей или беги". Но при фобиях угроза либо отсутствует, либо сильно преувеличена. Например, бояться рычащего добермана вполне естественно, но бояться дружелюбного пуделя на поводке кажется иррациональным.
Сравним вполне рациональные страхи и фобии в таблице.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астапов В. М. Тревожность у детей : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2004. 224 с.
2. Вроно М.Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и подростков// Психиатрия: научно-практический журнал. 2008. № 1 (31).
3. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. СПб., 2006.
4. Захаров А.И. Устранения страхов посредством игры. СПб., 2004.
5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей/ А.И. Захаров. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2007. - 448 с.
6. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2007. - 372 с.
7. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 302 с.
8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
9. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2009.- 176 с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребѐнка от рождения до 17 лет/ И.Ю. Кулагина. - М.: РОУ, 2006. - 186 с. 9.
11. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. М., 2008.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
13. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М.И. Лисина. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.-390 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. Вузов/ В.С. Мухина. - 6-е изд. - М.: «Академия», 2000. - 456 с.
15. О’Коннор Кевин. Теория и практика игровой психотерапии. СПб., 2002.
16. Обухова Л.Ф. Психология развития и возрастная психология. М., 2009.
17. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/ А.М. Прихожан.- 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.
19. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция)/ А.С. Спиваковская. - М.: Изд. МГУ, 1988. - 208 с.