Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования.
Каждое литературное произведение имеет определенную стилистическую окраску, которая необходима для эмоционального восприятия. Экспрессивность обеспечивается использованием различных стилистических приемов и тропов, одним из которых является метафора. Метафору используют практические все поэты и писатели, что связано с тем, что она не просто вызывает эмоциональные реакции у читателей, но и облагораживает художественный текст.
Степень изученности проблемы. Проблема стилистического оформления произведений М.Ю. Лермонтова достаточно подробно изучена в научной литературе. Однако отсутствует достаточное количество научных исследований, посвященных типологии и значению метафор в описаниях героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», что подтверждает актуальность, а также теоретическую и практическую значимость данного исследования.
Цель курсовой работы – провести анализ своеобразия системы метафор в тексте романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Объект курсовой работы – метафоры в тексте романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Предмет курсовой работы – своеобразие системы метафор в тексте романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать лексические средства и приемы в концептосфере художественного произведения.
2. Изучить ключевые аспекты представления образа человека в художественной литературе.
3. Рассмотреть сущность и виды метафоры.
4. Привести общую характеристику романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
5. Составить типологию героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
6. Проанализировать роль и классификацию метафор в описаниях персонажей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Материал исследования: роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Методы исследования:
– анализ научной и художественной литературы;
– описательный;
– обобщение;
– классификация;
– сравнительный;
– исторический;
– хронологический;
– моделирование;
– контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературе по проблеме изучения применения метафоры в художественном произведении и ее отражения в портретах героев. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением практического исследования классификации и роли метафор в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе, «Теоретические основы изучения применения метафоры в художественном произведении и ее отражения в портретах героев», характеризуются лексические средства и приемы в концептосфере художественного произведения, изучены ключевые аспекты представления образа человека в художественной литературе, а также рассмотрена сущность и виды метафоры.
Во второй главе, «Практическое исследование классификации и роли метафор в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»», приводится общая характеристика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», составлена типология героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», а также проанализирована роль и классификация метафор в описаниях персонажей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЯ В ПОРТРЕТАХ ГЕРОЕВ
1.1. Лексические средства и приемы в концептосфере художественного произведения
Под концептом в научной литературе понимается определенная смысловая категория, которая выражается в специальных лексических единицах конкретного языка, которые в совокупности формируют некую художественную модель мира .
При этом, согласно другому определению, данное понятие обозначает те речевые средства и приемы, с помощью которых осуществляется объективизация или вербализация определенных явлений с учетом конкретного временного периода, в который они используются .
По мнению В.З. Демьянкова, под концептом понимается содержательная сторона, которая характеризует каждый словесный знак. Концепт обозначает какое-то реальное явление, которое существует в материальной или духовной сфере жизни человека и общества.
Каждый автор, который создает тот или иной текст, осуществляет моделирование концепта, которое предполагает формирование специфической архитектоники, свойственной именно данному тексту и имеющей ядерно-периферийный характер. В процессе моделирования концепта формируется комплекс субконцептов, в основе которых лежат различные номинативные поля, представляющие собой совокупность номинантов или специальных концепт-элементов .
Важно понимать, что существование концепта предполагает включение в художественный текст различных групп лексических единиц, которые необходимы для формирования определенных образов, создающих, в конечном итоге, художественное пространство литературного произведения. Такой концепт всегда является тематическим и определяет сущность направленности художественного текста, его содержательные особенности .
И.А. Стернин выделяет в своем исследовании три основных этапа, на которых строится процесс моделирования концепта, в частности :
1) формирование макроструктуры создаваемого концепта, которая основана на соответствии ряда познавательных признаков информационному и художественному компонентам, а также определение их места и роли в структуре всего концепта;
2) обозначение структуры концепта категориального характера, которая обусловлена тем, какие познавательные классификационные признаки осуществляют концептуализацию явления или предмета, а также составление их иерархии в структуре концепта;
3) создание полевой структуры концепта, которое связано с выделением ядра, а также периферий различной отдаленности от ядра.
Например, пространственные лексические единицы и грамматические сочетания в тексте обозначаются как проксемы. При этом отмечается, что проксемы, которые используются в тексте, могут дифференцироваться на два основных типа – с вертикальной и горизонтальной осями .
Те номинанты, которые имеют отношение ко времени (или темпоральной организации художественного пространства) называются в научной литературе хронемами .
Для обозначения цветовых характеристик пространства используются колоративы, которые могут представлять собой указание на конкретные, реально существующие цвета, или описываться лексическими единицами, которые формируют цвет в воображении читателя .
В рамках описания пищи в текстах авторы используют глютонимы. При этом нужно отметить, что это не только те лексические единицы, которые непосредственно обозначают продукты питания, это слова или словосочетания, которые прямо или косвенно относятся к лексико-семантическому полю «Пища».
В частности, особое внимание уделяется тем лексическим единицам или их грамматическим соединениям, которые обозначают запахи пищи или ассоциируются у читателей с ними .
Для обозначения названий городских топонимов используются такие компоненты информативного кода концепта-доминанта как годонимы, которые основаны на названиях улиц, а также агароними, обозначающие названия площадей .
При этом все названия, которые обозначаются именами собственными, в научной литературе обозначаются как лингвокультуремы, которые могут основываться на реальных названиях или именах, а также на тех, которые вымышлены автором для повышения художественной ценности и стилистической окраски текста .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существование концепта предполагает включение в художественный текст различных групп лексических единиц, которые необходимы для формирования определенных образов, создающих, в конечном итоге, художественное пространство литературного произведения.
Такой концепт всегда является тематическим и определяет сущность направленности художественного текста, его содержательные особенности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка / Н.Ф. Алефриенко. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2022. – 290 с.
2. Аристархова, А.Е., Чайникова, М.И., Суромятина, Я.В. Изучение культурных архетипов различных исторических эпох: проблемы и перспективы / А.Е. Аристархова, М.И. Чайникова, Я.В. Суромятина // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. История и культура. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2022. – С. 54–63.
3. Афонина А.Н. Глютонимы современного немецкого языка // Научный потенциал. – Москва, 2012. – С. 23–27.
4. Берестов, М.И., Хазарнова, И.Г., Фоменко, А.А. Принципы исследования основных характеристик литературного героя эпохи Романтизма: проблемы и перспективы организации научной работы / М.И. Берестов, И.Г. Хазарнова, А.А. Фоменко // Сборник статей Ярославского педагогического университета. Вып. 8. Литература и история. – Ярославль: Издательство Ярославского педагогического университета, 2022. – С. 74–82.
5. Болдина, Н.Н. Лингвостилистические особенности поэм М.Ю. Лермонтова / Н.Н. Болдина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2007. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostilisticheskie-osobennosti-poem-m-yu-lermontova?ysclid=lxjzaxiwd0498861595 (дата обращения: 16.06.2024).
6. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Наука, 2010. – 590 с.
7. Галявская, И.Т., Расникова, Ж.С., Кустинова, М.В. Романтический герой как центральное звено культуры эпохи романтизма / И.Т. Галявская, Ж.С. Расникова, М.В. Кустинова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной культурологии: вопросы и ответы». – Сыткывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2021. – С. 156–164.
8. Демьянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой / Отв. ред. М.В. Ляпон. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. – С. 606–612.
9. Крамаренко, С.В., Коновалов, И.Т., Сабурова, Г.В. Современные подходы к изучению структуры культурного продукта: теория, методика и практика / С.В. Крамаренко, И.Т. Коновалов, Г.В. Сабурова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы культурологии в современном мире: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 40–52.
10. Кульпина В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002. – 202 с.
11. Лермонтов, М. Герой нашего времени. Роман / М. Лермонтов // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – 2019. – URL: https://ilibrary.ru/text/12/index.html?ysclid=lxjyjuucni188533517 (дата обращения: 16.06.2024).
12. Липногорская, Е.В., Черемякина, В.С., Сутулова, В.Г. Современные подходы к исследованию характера героя литературного произведения: теория, методология, практика / Е.В. Липногорская, В.С. Черемякина, В.Г. Сутулова // Известия Челябинского государственного университета. – 2023. – № 9 (423). – С. 45–56.
13. Ломаченкова, М.Ю., Архангельская, А.С., Бурмистрова, О.П. Личность лирического героя как культурологическая парадигма / М.Ю. Ломаченкова, А.С. Архангельская, О.П. Бурмистрова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Культурология. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – С. 100–108.
14. Мадраксимова, З., Аблаева, Н. Характеристика произведения Лермонтова «Герой нашего времени» / З. Мадраксимова, Н. Аблаева // Science and innovation. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-proizvedeniya-lermontova-geroy-nashego-vremeni?ysclid=lxjychseh6997629059 (дата обращения: 16.06.2024).
15. Майданова, Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку (для студентов-журналистов) / Л.М. Майданова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. – 384 с.
16. Маркович, В.М. Лермонтов и его интерпретаторы / В.М. Маркович // М. Ю. Лермонтов: pro et contra: антология / сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова; отв. ред. Д. К. Бурлака. – СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2002. – С. 7–50.
17. Мартынова, Е.К., Свиридова, Г.В., Мытникова, В.С. Современные подходы к изучению значения литературного героя: теория и практика исследования / Е.К. Мартынова, Г.В. Свиридова, В.С. Мытникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы литературоведения: российский и зарубежный опыт». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2021. – С. 63–76.
18. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. – М.: Высшая школа, 2003. – 490 с.
19. Меркурьева, С.И., Фанагорова, И.С., Демьяненко, П.А. Романтический герой литературы как предмет научного исследования / С.И. Меркурьева, И.С. Фанагорова, П.А. Демьяненко // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2022. – № 9. – С. 46–54.
20. Местергази, Е. Несколько слов о герое «литературы для взрослых и детей» / Е. Местергази // Российский писатель. – 2012. – URL: https://rospisatel.ru/konferenzija/mestrgazi.htm?ysclid=lr2p2t6tj8343256683 (дата обращения: 10.06.2024).
21. Москвин, В.П. Русская метафора: очерк семиотической теории / В.П. Москвин. – М.: ЛЕНАНД, 2006. – 184 с.
22. Москвин, Г.В. Смысл романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Г.В. Москвин. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 203 с.
23. Огнева Е.А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров. – М.: Эдитус, 2019. – 240 с.
24. Огнева Е.А. Темпоральная архитектоника концептосферы художественного текста // Приоритетные направления лингвистических исследований: общетеоретические, когнитивные, коммуникативно-прагматические и функционально-грамматические аспекты языка. Коллективная научная монография / Под ред. А.Г. Бердниковой. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 138–143.
25. Огнева Е.А. Типология текстовых проксем в свете романо-германского перевода // Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (78). – С. 55–62.
26. Погребная, Я.В. Аспекты описания и анализа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте современных тенденций развития литературы и литературоведения / Я.В. Погребная // Бюллетень науки и практики. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-opisaniya-i-analiza-romana-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni-v-kontekste-sovremennyh-tendentsiy-razvitiya-literatury-i?ysclid=lxjyfrbq4c419784648 (дата обращения: 16.06.2024).
27. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 357 с.
28. Ревенко, Е.С., Шевченко, М.Н. Современные подходы к изучению метафоры / Е.С. Ревенко, М.Н. Шевченко // Вестник Амурского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-metafory?ysclid=ltc3xzsqae528147627 (дата обращения: 10.06.2024).
29. Рогалев, А.Ф. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: новое прочтение / А.Ф. Рогалев // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni-novoe-prochtenie?ysclid=lxgg6y9c9s106150920 (дата обращения: 12.06.2024).
30. Селиверстова, А.Ю., Хвальнова, Ю.С., Чередниченко, Г.А. Современные подходы к изучению понятия «герой» в мировой культуре: методология научного исследования / А.Ю. Селиверстова, Ю.С. Хвальнова, Г.А. Чередниченко // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 4. Культурология и искусствоведение. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2020. – С. 88–100.
31. Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Учебное издание. – М.: АСТ «Восток-Запад», 2007. – 480 с.
32. Тусичишный, А.П. Русская литература второй половины XIX века / А.П. Тусичишный. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 360 с.
33. Халикова, М.Х. Печорин – вечный герой нашего времени / М.Х. Халикова // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – URL: https://moluch.ru/archive/107/25451/ (дата обращения: 12.06.2024).
34. Шарафадина, К.И. Хронотоп «Тамань» в смысловой проекции библейской аллюзии: (по роману «Герой нашего времени»): лермонтовский текст: новое прочтение / К.И. Шарафадина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Лермонтов и Кавказ».– Ставрополь: СКУНБ им. Лермонтова, 2012.– С. 147–151.
35. Alefirenko, N.F., Stebunova K.K. Linguo-philosophic substance of a symbolanthropology // Archaeology history, philosophy (Conference proceedings, 26 August – 1 September, 2015 Albena, Bulgaria). – Р. 607–615. – URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/15796 (дата обращения: 10.06.2024).