Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в нашей стране, - это реальность, обусловленная социальными потребностями. Эти изменения не могли усугубить естественный психологический нигилизм. Безнадежность и ее результат - потребительско-эгоистическое отношение к взрослой жизни - порождают у подростков апатию, безразличие к себе и другим. Особенно значительными являются изменения в сфере коммуникации. Поскольку общение занимает первое место в подростковом возрасте, оно играет важную роль в формировании личности.
Недостаток коммуникативных навыков делает ребенка сварливым, недовольным собой. Такие дети заметно отстают в учебе, часто конфликтуют со взрослыми и сверстниками. Формирование моральных норм поведения. Активная жизненная позиция возможна при позитивных отношениях в группе сверстников; негативные отношения негативно влияют на общее развитие ребенка, дисциплину. Следствием неправильных отношений могут стать искаженные отношения среди взрослых, которые приводят к дальнейшему развитию негативных черт личности. Неумение общаться со сверстниками, родителями и учителями часто приводит к болезненным переживаниям подростка. Именно область межличностных отношений является причиной роста тревожности у детей.
Страх, когда они закрепляется, становится довольно устойчивым образованием. Чтобы этого не произошло, перед нами стоит принципиально новая задача - подготовить молодых граждан к общению. Успех профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого все в большей степени зависят от общения. Необходимо помнить, что отношения детей и взрослых в любом возрасте сложны и на первый взгляд противоречивы, но возникает ситуация, когда возрастает потребность в личном общении с учителями и родителями, и удовлетворить ее невозможно.
Исходя из этого, необходимо принимать участие в жизни детей, помогать им в решении их проблем, быть для них другом и товарищем. Сверстники также являются важной фигурой в жизни детей. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что ребенку уже недостаточно просто быть хорошим учеником, иметь высокую успеваемость, получать одобрение учителя.
Для него гораздо важнее иметь хорошую репутацию друга, пользоваться доверием коллег, иметь близких и постоянных друзей. Поэтому не стоит ограждать ребенка от общения со сверстниками. Потому что только в ситуации общения возникает чувство эмоционального благополучия и стабильности. И все это чрезвычайно важно для вашей дальнейшей жизни. Успех профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого все в большей степени зависят от общения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия проявления возрастного аспекта феномена тревожности.
Объектом исследования является процесс проявления возрастного аспекта феномена тревожности.
Предметом исследования являются основы и принципы проявления возрастного аспекта феномена тревожности.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для проявления возрастного аспекта феномена тревожности.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть тревожность, тревогу, страх с позиции соотношения понятий;
- проанализировать проблемы изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии;
- провести эмпирическое исследование возрастной динамики тревожности у школьников и проанализировать его результаты;
- разработать методические рекомендации для педагогов по работе со школьной тревожностью;
База исследования: Исследование проводилось среди 150 участников с 4 по 11 классы общеобразовательной школы № ____. ___________ Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Трудно встретить человека, который никогда не испытывает страха или беспокойства, не испытывает страха или беспокойства и не испытывает беспокойства. Эти состояния являются неотъемлемыми эмоциональными проявлениями психической жизни человека, наряду с радостью, удивлением, восхищением, гневом или грустью. Чаще всего в литературе встречаются термины "страх", "тревога", "тревожное предчувствие". Насколько они идентичны и в чем их разница?
Психологический словарь определяет тревогу как индивидуально-психологическую особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать страх в различных жизненных ситуациях, в том числе в тех, которые к этому не предрасположены. В психологической науке понятие страха обычно понимается как склонность человека испытывать страх.
В свою очередь, тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Как мы видим, страх и беспокойство не являются эквивалентными понятиями. Тревога - это эпизодическое проявление тревоги, беспокойства у взрослого или ребенка, а тревога - это, как правило, стабильное состояние [12].
Хотя в психологической литературе существуют различные определения термина тревога, большинство ученых признают необходимость рассматривать это явление дифференцированно - как ситуационную и личностную черту, принимая во внимание переходное состояние и его динамику. Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это чувство эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием беды, с предчувствием надвигающейся опасности.
Тревожность различается как эмоциональное состояние и как стабильная черта, черта личности или темперамент. По определению Р.С. Немова, тревожность - это постоянно или ситуативно проявляющееся свойство человека приходить в состояние повышенной тревожности, испытывать беспокойство и тревогу в определенных социальных ситуациях.
Поэтому психологи используют понятие страха для обозначения состояния человека, характеризующегося повышенной склонностью к переживаниям, страхам и тревогам, имеющим негативный эмоциональный оттенок. Согласно определению психологического словаря, страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник реальной или воображаемой опасности [18].
Страх основан на инстинкте самосохранения, носит защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, а также на показателях артериального давления. По мнению известного физиолога И.П. Павлова, страх следует рассматривать как проявление естественного рефлекса, пассивно-защитной реакции с незначительным торможением коры головного мозга.
Страх на первичном, биологическом уровне провоцирует выброс в кровь большого количества адреналина, что вызывает гормональный взрыв в организме человека. Вторичный психологический уровень характеризуется страхом перед ситуациями (событиями, объектами, людьми), которые влекут за собой выброс этого гормона. Условно страхи можно разделить на ситуационные и личные. Ситуационная тревога возникает в опасной или необычной обстановке. Личная тревожность предопределена характером человека и связана с его повышенной мнительностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакеев В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости / В.А. Бакеев. М.: Лениздат, 1970 - 17 с.
2. Баранова Е.В. Проявления девиаций в подростковой субкультуре / Е. В. Баранова // Вопросы психологии. − 2004. − № 3. – 245 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Москва-Воронеж: МОДЭК, 2009.- 352с.
4. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. − М.: − 2011. − 543 с.
5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия "Психология ребенка". - СПб.: "Издательство СОЮЗ", 2000.
6. Каширский Д.В. Личностные особенности подростков с психологическими проблемами // Журн. практ. психолога. − 2010. - № 10 - 11. −102 с.
7. Коновалова Н.А. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников / Н.А. Коновалова − СПб.: 2012. − 100 с.
8. Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М., 1985.
9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Академия, 2010.-190 с.
10. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А. В. Микляева., П. В. Румянцева – СПб.: 2014. – С. 46.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Академия, 2006. — С. 115.
12. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления /М.З. Неймарк// Советская педагогика - 1963 - №5 - С. 38-40.
13. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
14. Немов, Р.С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. Кн. 3 /Немов Р.С. психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. В 3 кн. - М., 1999. - 269 с.
15. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 448с.
16. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр. Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997 г.
17. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// М. 2016. - 271 с.
18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — С. 114.
19. Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика// Школьный психолог.- 2002.№4
20. Халфина Р.Р., Мануйлова Г.Р., Кузнецова Н. О. Проявление агрессивности в юношеском возрасте в процессе межличностного общения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 218-226.
21. Халфина Р.Р., Огуречников Д.Г., Махумутов И.С. Особенности аддиктивного поведения подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-7. С. 354-361.
Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. - СПб.: Лань, 1997 - 240 с.