Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В учебно-воспитательном процессе процедуре контроля всегда отводится важная роль. Чтобы педагог мог убедиться в качественном освоении полученных на уроках школьниками знаний, умений и навыков, он использует текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Они все взаимосвязаны между собой и позволяют определить динамику освоения субъектом образования необходимого учебного материала по дисциплинам.
Наиболее подходящим видом контроля, как в процессе освоения знаний, так и по окончании изучения учебной темы, является педагогическое тестирование. Многолетняя практика использования педагогических учебных тестов показала необходимость использования тестов в ходе комплексного контроля и диагностики уровня обученности субъектов образования.
Объект исследования: организация контроля обучения.
Предмет исследования: тестирование как метод контроля результатов обучения в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что успешное решение проблемы повышения уровня обученности школьников возможно, если будет определено содержание понятия контроль обученности как вида педагогического контроля и будут разработаны тесты для итогового контроля школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике тестовые задания по дисциплине «Обществознание» для обучающихся 8 класса.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность тестирования как метода контроля результатов школьников на занятиях по дисциплине «Обществознание».
3. Разработать и апробировать тестовые задания на учебных занятиях.
Курсовая работа включает в себя титульный лист, задание, аннотацию, оглавление, основную часть, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Контроль в процессе обучения
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению целостной картины мира. Важнейшей задачей образования является оценка качества образования и его соответствие изменяющимся концепциям обучения и контроля.
Закономерность изменений, которые сегодня происходят в образовательном пространстве, исходя из социально–экономических перспектив XXI в., определила необходимость инструментального измерения качества образования с целью его непрерывного повышения [6].
Среди факторов, формирующих ситуацию в сфере научно-методического обеспечения контрольно-оценочных систем, сегодня можно выделить наиболее важные. Речь идёт об изменении содержания образования. Происходит информатизация всех его уровней и повышение роли творческих аспектов подготовки школьников на всех образовательных этапах учебно-воспитательного процесса. Идёт обеспечение вариативности учебных программ.
Непрерывно происходит совершенствование структуры ФГОС на каждом образовательном этапе. Совершенствуется система ОГЭ и ЕГЭ как независимая формы аттестации выпускников и эффективная системы отбора абитуриентов.
Традиционная система контроля и оценки качества учебных достижений школьников обладает многими существенными недостатками. Такого рода недостатки не совместимы с современными направлениями модернизации образования и управления его качеством. Речь может идти о проявлении субъективизма оценок педагогов и отсутствие средств объективного контроля, адекватного современному уровню требований и компетентностному и деятельностному подходам в обучении. При традиционном подходе отсутствуют стандартизированные измерители, едины шкалы и критерии оценивания уровня сформированности необходимых знаний, умений и навыков школьников.
Также можно говорить о недостаточном методическом обеспечении самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности.
В учебном процессе всегда важная роль отводилась и отводится контролю знаний школьников. От качества контроля учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает учитель, зависит качество усвоения каждым обучающимся содержания учебной программы по дисциплинам [15].
Педагогический контроль – это один из наиболее важных компонентов практической деятельности педагога. Контроль позволяет выявить достоинства и недостатки методов обучения, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования и оценить достижения ученика [3].
Результатом педагогического контроля обученности школьника безоговорочно считается оценка его успеваемости. Оценка определяет соответствие деятельности учеников требованиям конкретной педагогической системы. Практика показывает, что довольно часто можно наблюдать необъективные процедуры контроля со стороны учителей. Проведенные исследования показывают, что знания одних и тех же учеников, учителя оценивают по-разному. Расхождение в значении отметок для одних и тех же учеников иногда оказывается значительным.
Устранить субъективный элемент педагогического контроля чрезвычайно трудно. До сих пор достаточно условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и др. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения. До сих пор не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности [18].
Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития каждого школьника. По этим причинам оценка должна быть адекватной, справедливой и объективной.
Под учебным контролем понимают составляющую учебного процесса, направленную на определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Это также этап урока, на котором проверяется домашняя работа или упражнения, которые выполнялись в классе.
Виды контроля:
1. Предварительный, или входной контроль.
2. Текущий контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работы.
3. Промежуточный, или рубежный контроль, осуществляемый по окончании изучения учебной темы или раздела.
4. Заключительный или итоговый контроль, осуществляемый по окончании учебной дисциплины или курса.
Требования к контролю могут быть следующими:
1. Стратегическая направленность контроля на цель его проведения. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.
2. Ориентация на результат. Конечная цель контроля – решение учебных задач, стоящих перед образовательной организацией.
3. Соответствие контроля контролируемому виду деятельности.
4. Своевременность контроля. Контроль должен проводиться комплексно, с соответствующим временным интервалом.
5. Гибкость контроля.
6. Простота в использовании.
7. Экономичность во времени и эффективность.
Исследователи Г.В. Аверкина, И.А. Плотникова, Н.И. Волков и др., рассматривали необходимость реализации комплексного контроля в образовательном процессе [20].
Е.А. Калмыкова в своих работах рассматривает основные функции контроля. К ним она относит обучающую, диагностическую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции комплексного контроля усвоения знаний школьниками, а также сформированность необходимых учебных умений и навыков. К основным видам контроля относят текущий, промежуточный и итоговый контроль [2].
При текущем контроле учитель проверяет, насколько понятен ученикам был тот учебный материал, который рассматривался непосредственно на каждом из уроков. Промежуточный вид контроля учитель использует по окончании изучения учебной темы, или раздела дисциплины. И наконец, итоговый контроль педагог применяет при проверке освоения всей дисциплины в целом, когда диагностика уровня обученности по предмету осуществляется после изучения учебной дисциплины в виде зачёта, или экзамена.
Таким образом, педагогический контроль является важным компонентом всего образовательного процесса. Он оказывает значительное влияние не только на результат, но и на весь ход обучения и воспитания школьников. В связи с этим, вопросы контроля качества обученности были и остаются значимыми проблемами для педагогической науки и практики.
1.2. Тестирование как метод контроля результатов обучения учащихся
Наиболее качественно проверить знания и умения школьников в рамках текущего, промежуточного и итогового контроля позволяет процедура педагогического тестирования.
Под тестированием понимают стандартизированное, краткое, ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий в имеющихся знаниях, умениях, навыков (ЗУН) школьников [8]. Тесты – это инструмент для быстрого и относительно точного оценивания имеющихся ЗУН больших контингентов испытуемых. Тест – это краткое стандартизированное испытание достижений обучения, допускающее количественное выражение и статистическую обработку результатов. Тесты являются эффективной формой для текущего и итогового контроля знаний учеников [4].
Для диагностики обученности школьников разрабатываются различного рода тесты. Под методом тестирования понимают исследование личности ученика путем диагностики его знаний на основе выполнения стандартизованного задания по той, или иной учебной дисциплине [15].
В.Д. Шадриков определяет тест как стандартизированную психологическую методику, которая направлена на диагностику качеств, состояний и функциональных характеристик личности и их количественную оценку. Понятие «тест» употребляют в узком и широком смысле слова.
В узком смысле под тестом подразумевают краткое, строго стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить результат. Это даёт возможность количественным путём осуществить обработку теста и получить индивидуальный результат каждого субъекта. В широком смысле, понятие тест интерпретируется как средство, которое охватывает весь инструментарий, являющийся связующим звеном между целью и результатом психолого-педагогической деятельности субъекта. Тестирование является одинаковым для всех обследованием, которое проводится в строго контролируемых условиях.
Тестирование позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, и развития учеников. Процедура тестирования имеет много преимуществ перед другими средствами контроля, но в любом случае и оно не лишено недостатков. От других средств контроля тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации [15].
В практике современной школы широко применяют тесты элементарных умений, таких как письма, чтения, простейших арифметических операций. Наиболее широко в школьной практике распространены тесты для диагностики уровня обученности (тесты успеваемости). Использование тестов для этих целей позволяет выявлять степень усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
Выделяют следующие виды тестовых заданий:
-задания закрытой формы (с единственным выбором, множественным выбором), в которых тестируемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;
-задания открытой формы (задания на дополнение), требующие от тестируемого самостоятельное получение ответа;
-задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;
-задания на установления правильной последовательности, в которых тестируемый должен указать порядок действий или процессов.
Тестовый контроль является быстрой и оперативной проверкой качества усвоения знаний школьников. Продуктивность тестового контроля подтверждена многолетней образовательной практикой, в рамках которой доказана объективность и целесообразность использования тестового контроля в любой образовательной системе.
Тестовый контроль помогает педагогу определить уровень достижений школьников по предмету, как на отдельно взятом уроке, так и по окончании изучения большого учебного раздела. В зависимости от поставленных педагогом учебных целей, он рассматривает различные композиции тестовых заданий.
Педагогическая наука насчитывает более десяти видов существующих знаний, начиная от простейших фактов, и заканчивая абстрактными, или ассоциативными знаниями [4].
Тестовые задания позволяют проверить любые знания, при условии, если тест полностью соответствует требованиям валидности и надёжности в части проверяемого содержания учебной дисциплины.
Значимость тестового контроля в образовательном процессе заключается в достижении необходимого качества конкретного уровня обученности, его
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесов, В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В.С. Аванесов. – М.: Просвещение, 2014. – 203 с.
2. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования», 2015 г., 156 с. - URL: http://chilingarov.viperson.ru/uploads/attachment/file/951076/Аванесов_В.С._Форма_тестовых_заданий_.pdf (дата обращения: 12.06.2024).
3. Аверкина, Г.В. Контроль на уроках химии как один из методов повышения знаний в рамках развивающего обучения / Г.В. Аверкина. – М.: Альфа, 2016. – 210 с.
4. Алексеева, А.А. К истории развития тестирования: от психологии к лингводидактике / А.А. Алексеева. – М: Изд-во МГУ, 2010. – 198 с.
5. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
6. Бочкин, А.И. О надёжности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа/А.И. Бочкин //Информатика и образование. – 2012. – №12. – С.55-60.
7. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 12.06.2024).
8. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 12.06.2024).
9. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52.
10. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 12.06.2024).
11. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 12.06.2024).
12. Котова О.А. Обществознание. 11 класс. Тетрадь-тренажёр. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2018. – 127 с.
13. Лазебникова А.Ю. Типовые тестовые задания ФИПИ. – М.: Экзамен, 2018. – 151 с.
14. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 12.06.2024).
15. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 12.06.2024).
16. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.06.2024).
17. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий / А.Ю. Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 383 с.
18. Обществознание: сборник заданий / Е.Л.Рутковская, Е.С.Королькова, Г.Э. Королёва. – Москва: Эксмо, 2014. – 320 с.
19. Обществознание: тренировочные задания / Е.Л.Рутковская, Е.С.Королькова, Г.Э. Королёва. – Москва: Эксмо, 2015. – 112 с.
20. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 12.06.2024).
21. Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей. - URL: http://www.it-n.ru (дата обращения: 12.06.2024).
22.Сайт Федерального института педагогических измерений. Открытый банк заданий. - URL:http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 12.06.2024).
23. Электронная версия журнала «История» и сайт для учителей «Я иду на урок истории и обществознания». - URL: http://his.1september.ru/(дата обращения: 12.06.2024).