Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятия 5
1.1. Понятие стратегического развития предприятия 5
1.2. Особенности и экономическое обоснование стратегии концентрированного роста 9
2. Оценка стратегического управления организацией 14
2.1. Общая характеристика организации 14
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации 18
2.3. Разработка стратегии развития организации 24
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном бизнесе, где конкуренция растет с каждым днем, разработка эффективной стратегии является важнейшим фактором успеха организации. Однако, для того чтобы разработать такую стратегию, необходимо иметь четкое понимание текущей деятельности организации, ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, стоящих перед ней на рынке.
В этой связи, аналитическое обеспечение разработки стратегии становится критически важным процессом для любой организации. Это позволяет получить полное представление о текущем положении дел внутри организации и на рынке, выявить сильные и слабые стороны, определить возможности и угрозы, а также предложить оптимальное решение для достижения целей и задач организации.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что разработка стратегии развития организации неразрывно связана с решением долгосрочных проблем развития. Тщательно продуманная стратегия позволяет руководству организации успешно решать не только оперативные задачи по развитию бизнеса, но и те задачи, решение которых нацелено на достижение глобальных целей развития.
Цель работы – рассмотреть практику стратегического управления ООО «Ситилинк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты стратегического управления предприятия;
- провести оценку стратегического управления организацией.
Объектом работы является ООО «Ситилинк».
Предметом исследования является стратегическое управление ООО «Ситилинк».
Методологической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых: И. Ансоффа, О.С. Виханского, О. В. Кожевиной, Ф. Котлера, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, В. Л. Рачека, А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, Edwinа A. Locke, George T. Doran и др.
Для достижения поставленной цели в работе использованы методы логического анализа, включая анализ и синтез в рамках системного подхода, динамический и структурный анализ, сравнительный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мероприятия могут применяться ООО «Ситилинк» в дальнейшей деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятия
1.1. Понятие стратегического развития предприятия
Стратегии роста организации как общего плана действий, определяющего приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
Разработка стратегии организации является одним из важнейших условий ее эффективного развития. Но часто руководители ограничиваются только формулировкой собственной стратегии в самом общем виде, независимо от того, какой тип стратегии в наибольшей степени адекватен ее целям развития организации. В результате стратегия утрачивает свое практическое назначение.
Общая классификация возможных стратегий организации по отдельным классификационным признакам представлена в таблице 1.1 [22, с. 82].
Таблица 1.1 - Классификация стратегий организации
Классификационный признак Вид стратегии
Уровень иерархической структуры - корпоративная;
- деловая;
- функциональная;
-операционная
Приоритеты развития (базовые стратегии) - рост;
- стабильность;
- диверсификация;
- сокращение/ликвидация
Сравнительное конкурентное преимущество - лидерство в издержках;
- дифференциация;
- фокусирование;
- инновационность;
- немедленное реагирование на потребности рынка и др.
Рассмотрим особенности классификации стратегий по уровням иерархической структуры компании (рисунок 1) [16, с. 56].
Рисунок 1.1 - Классификация стратегий по уровню управления
Выстраивание стратегий менеджмента по уровням управления предполагает учет следующих моментов:
1. Организация может сохранить свою целостность и успешно развиваться только в том случае, если основная (корпоративная) стратегия является эффективной. В ней должны найти отражение как общие данные о развитии организации, например, общая прибыль, общий объем продаж и т.п., так и ключевые характеристики эффективности для наиболее важных стратегических бизнес-единиц (например, объем продаж, рентабельность, вклад бизнес-единицы в общие результаты деятельности организации и т.д.).
Разработка этой стратегии – самая сложная задача стратегического менеджмента, поскольку корпоративная стратегия – это не просто сумма стратегий отдельных подразделений (бизнес-единиц), а логическое объединение этих стратегий развития, на основе чего должен быть достигнут новый уровень развития организации в целом.
2. Деловые стратегии развития каждой бизнес-единицы также следует разрабатывать с учетом главной стратегии организации.
3. Ошибочно думать, что можно обойтись без разработки функциональных стратегий, ограничившись только основной стратегией и стратегиями бизнес-единиц, поскольку в этом случае возникает неопределенность относительно персональной ответственности, первоочередности решения поставленных задач и координации их выполнения.
4. В условиях становления и усиления процессов самоуправления и самоорганизации организации возрастает значимость операционных (тактических) стратегий, согласно которым фокус управленческих действий и принятия решений смещается на рабочие группы и сотрудников, непосредственно реализующих стратегию.
Качество стратегического планирования с учетом уровней управления определяется соотношением достоинств и недостатков описанных стратегий и их совокупности.
К «плюсам» выбора данного вида стратегического планирования относится:
- централизованный контроль проведения стратегии;
- эффективность управления организациями, работающими в одной бизнес-сфере;
- способность достигать эффекта масштаба за счет функциональной дифференциации;
- сокращение дублирования работ;
- высокая компетентность специалистов, ответственных за выполнение определенных функций.
К недостаткам можно отнести:
- сложность в координации действий отдельных подразделений;
- чрезмерная специализация, приводящая к узости управленческого мышления;
- возможность конкуренции и конфликта интересов между отдельными бизнес-единицами;
- возложение основной ответственности на главе администрации;
- длительный срок принятия решений.
В общем виде стратегии концентрированного роста направлены на расширение рыночной активности, увеличение активов организации и увеличение объема инвестиций. Следует иметь в виду, что стратегии такого рода предполагают высокий уровень риска в условиях отсутствия гарантий того, что быстрый рост производства обеспечит прирост доходов в условиях высоко конкурентного рынка.
В основе классификаций стратегий на основе конкурентного преимущества находится матрица конкурентных стратегий М. Портера. Описание части стратегий такого типа представлено на рисунке 1.2 [3, с. 97].
Рисунок 1.2 - Классификация стратегий по конкурентным преимуществам
Любая конкурентная стратегия определяет, как организация намерена конкурировать в той или иной отрасли. Конкурентная стратегия – это способ, формирования благоприятного положения организации в отрасли, и это больше чем определение целевых групп потребителей и ее маркетинговые действия. Стратегия также предполагает координацию различных видов деятельности организации, благодаря всем усилиям постоянно усиливать ее потенциальное преимущество на рынке.
Представленный обзор не охватывает весь спектр стратегий организации. В свете того, что выбор различных стратегий достаточно огромен, встает вопрос о критериях выбора той или иной стратегии поведения организации. На наш взгляд, выбор стратегии напрямую зависит от ситуации на рынке, от взгляда руководства на ситуацию. Для каждой организации выбор стратегии и сама стратегия всегда индивидуальны, если не в общем плане действий, то в деталях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I) № 51-ФЗ от 30.11.94 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Абчук, В.А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В.А. Абчук, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 249 с.
3. Айдаркина, Е.Е. Теория и практика управления: учебное пособие / Е.Е. Айдаркина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 164 с.
4. Гапоненко, А.Л. Теория управления: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
5. Грушенко, В.И. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В. И. Грушенко. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
6. Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
7. Камышанов, П. И. Финансовый и управленческий учет и анализ : учебник / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 592 с.
8. Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 176 с.
9. Князьнеделин, Р.А. Особенности промышленной политики, реализуемой в оборонно-промышленном комплексе / Р.А. Князьнеделин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 6 (126). – С. 48-54.
10. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 256 с.
11. Кожевина, О. В. Терминология теории управления: словарь базовых управленческих терминов: учебное пособие / О. В. Кожевина. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 156 с.
12. Кожевина, О. В. Управление изменениями: учебник / О. В. Кожевина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 304 с.
13. Комаров, А. А. Порядок и цели создания стратегических предприятий, их назначение / А. А. Комаров // Военно-правовые инструменты обеспечения национальной безопасности : Сборник статей научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2022 года. Том 2. – Москва: ЗАО «Университетская книга», 2022. – С. 165-169.
14. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы : учебное пособие / В. Е. Афонина, М. Ю. Архипова, О. И. Башлакова [и др.]; под. ред. В. И. Флегонтова. – Москва : Издательство «Аспект Пресс», 2020. – 333 с.
15. Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 197 с.
16. Коротун, О. Н. Менеджмент: основные технологии: учебное пособие для бакалавров / О. Н. Коротун, И. С. Кошель, В. В. Мазур. – 2-е изд. – Москва: Дашков и К, 2020. – 108 с.
17. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс: учебное пособие / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – 6-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 448 с.
18. Менеджмент: методы принятия управленческих решений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.В. Иванов [и др.]; под редакцией П. В. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 276 с.
19. Рыжиков, С. Н. Менеджмент: методы управления: учебное пособие / С. Н. Рыжиков. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 202 с.
20. Синергия управления многомерной экономикой: монография / под ред. д.э.н., проф. И. К. Ларионова, д.э.н., проф. О. Н. Герасиной, к.т.н., доц. М. А. Гуреевой. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 412 с.
21. Смолякова, Д. Д. Постановка целей в организации / Д. Д. Смолякова, Н. В. Федорова // Молодая наука – 2021: Сборник статей VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2021 года. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. – С. 109-115.
22. Староверова, К. О. Менеджмент. Эффективность управления: учебное пособие для вузов / К. О. Староверова. – 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 269 с.
23. Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А. Н. Фомичев. – 2-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 466 с.
24. Хейг, П. Управленческие концепции и бизнес-модели: полное руководство / Пол Хейг; пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 370 с.
25. Шарапова, Т. В. Основы теории управления: учебное пособие для вузов / Т. В. Шарапова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 210 с.