Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Обществу во все времена требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем.
Формирование художественного восприятия и художественной культуры школьников средствами изобразительного искусства, несомненно, позволяет говорить о творческом развитии личности каждого обучающегося.
Подобного рода личностные качества не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства. Образовательные организации занимаются развитием и обучением детей как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности. Планомерная и упорядоченная работа с детьми по формированию их художественной культуры и художественного восприятия проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели. При этом, поддержка талантливых и одарённых детей всегда было одной из наиболее значимых задач в системе российского образования.
Внеурочные беседы со школьниками можно рассматривать как метод формирования представлений младших школьников о художественной культуре на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности. Под художественной культурой понимают совокупность процессов, явлений и результатов духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства или материальных предметов, которые обладают эстетической ценностью.
Речь также может идти об эстетическом воспитании школьников при формировании художественной культуры субъекта. Художественная литература включает в себя:
-создание автором художественных произведений;
-хранение и распространение художественных произведений в музеях, библиотеках, галереях и др.
-восприятие и оценивание художественного произведения критиками и зрителями;
-реализация образовательной деятельности в художественной сфере искусствоведами, художниками и др.
Художественная культура может рассматриваться как массовая и народная. К видам художественной культуры относят изобразительное искусство, архитектуру, литературу, хореографию, декоративно-прикладное искусство, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство.
Цель работы: рассмотреть и обосновать роль внеурочных бесед как метод формирования представлений младших школьников о художественной культуре на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений младших школьников о художественной культуре на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Предмет исследования: внеурочная беседа как метод формирования представлений младших школьников о художественной культуре на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические предпосылки формирования представлений младших школьников о художественной культуре.
2. Рассмотреть методы формирования представлений младших школьников о художественной культуре на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
3. Провести анализ эффективности использования внеурочных бесед для формирования представлений младших школьников о художественной культуре (анализ организации внеурочных бесед в конкретном классе и уровень сформированности представлений учащихся класса о художественной культуре).
4. Разработать рекомендации по совершенствованию использования метода внеурочной беседы для формирования представлений младших школьников о художественной культуре.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Младший школьный возраст детей является важным этапом в развитии каждого ребёнка, который начинает обучаться в начальной школе. Совсем недавно основным и ведущим видом деятельности у ребёнка была игровая деятельность. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность. В этот период времени ребёнок активно развивается и формируется, как физически, так и психически.
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования художественной культуры человека. Художественная культура позволяет понять взаимоотношение субъекта и произведения искусства, которое зависит от субъективных особенностей человека, от художественной традиции, в том числе, от общественного мнения и языково-семиотической условности произведения и др. Все эти факторы исторически обусловлены эпохой, средой, воспитанием, эстетическим вкусом и др. Большую роль при формировании художественной культуры играет художественное восприятие [19]. Восприятие произведения искусства сопровождается сопереживанием, интерпретацией и осмыслением его содержания, которое выражается художественной формой.
Младшие школьники ещё не могут долго концентрировать своё внимание на чём-либо и легко отвлекаются. Они не способны на длительное сосредоточение и всегда эмоциональны. В период младшего школьного возраста начинает складываться его новый тип отношений с социумом [3].
Развитие психических функций младших школьников основано на ведущей для них деятельности – учебной. Включаясь в учебную работу, дети данной возрастной категории постепенно подчиняются ее требованиям. Выполнение этих требований предполагает появление у них новых психологических качеств. Ребёнок постепенно осваивает всё больше продуктивных навыков и приёмов в ходе учебной деятельности. Те области занятий, которые вызывают у него больший интерес, чем все остальные, становятся его досугом.
Это могут быть занятия музыкой, спортом или художественной деятельностью. Здесь в основном всё зависит от того, какова в этот период мотивация ребёнка к иным видам деятельности, кроме учебной. В этот период начинают раскрываться индивидуальные особенности ребёнка. Специалисты хорошо видят, к каким именно видам творческой деятельности тяготеет младший школьник.
В условиях реализации ФГОС НОО, помимо учебной деятельности в образовательных организациях предусмотрена внеурочная деятельность. Она позволяет заниматься ребёнку всем тем, чем он только пожелает, то есть, по любому дополнительному направлению. Если педагогам удаётся с периода младшей школы определить интересы ребёнка, его мотивация к тому, или иному виду занятий лишь возрастает.
Если этот процесс происходит гармонично и системно, у ребёнка постепенно формируется адекватная самооценка и развивается критичность по отношению к своим собственным действиям. Он постепенно усваивает все социальные нормы и нравственно развивается. В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера по многим направлениям [23].
По наблюдениям В.С. Мухиной, в младшем школьном возрасте наблюдается возрастающая тенденция к самовыражению и потребность на признание. В этом возрасте происходит интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов во всех областях. Они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок учится управлять своими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением.
По мнению автора Н.Е. Ефремовой, на протяжении всего младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения. К 10-ти годам дети становятся способны достаточно долго концентрировать свое внимание и произвольно выполнять определенную программу действий.
Все новое, неожиданное и яркое привлекает внимание учеников. Но в этом возрасте, ребёнок может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации. Память ребенка постепенно приобретает свойство произвольности и становится сознательно регулируемой и опосредованной. Совершенствование процессов памяти в младшем школьном возрасте обуславливается в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов запоминания [1].
Младший школьный возраст рассматривается как наиболее благоприятный для развития творческого воображения и фантазии. Все это свидетельствует о том, что для развития творческих способностей и воображения необходимо использовать возможности младшего школьного возраста. У младших школьников, с высоким уровнем сформированности элементов какой-либо деятельности, наблюдается устойчивая и адекватная рефлексивная самооценка [13]. На данном возрастном этапе развивается самопознание и личностная рефлексия. Очень важно, чтобы ребенок понимал свои способности и видел, что он может и умеет хорошо делать.
По мнению автора И. В. Дубровиной, способность делать что-то лучше других, принципиально важна для младших школьников. В младшем школьном возрасте активно формируются способы волевой регуляции. Поначалу это всегда вербальная инструкция учителя, но затем, с развитием самосознания, волевой акт ребёнка побуждается собственными потребностями. Ребенок начинает участвовать в новых деловых взаимоотношениях, что непроизвольно вынуждает его сравнивать себя с другими детьми. Исследователи это называют формированием Я - концепции. Это личностный уровень осознания, который описывается стремлением понять самого себя и свои возможности.
Младший школьный возраст характеризуется повышением значимости Я – концепции и системы представлений о себе. Это позволяет ему выработать некоторые собственные способы оценки себя [6]. Основной задачей взрослых, при работе с детьми младшего школьного возраста, является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности.
ФГОС НОО регламентирует урочное и внеурочное образование, в рамках которого, у школьников можно формировать художественную культуру. Согласно ФГОС НОО, нагрузка внеурочной деятельности учеников составляет до 10 часов в неделю. Это хорошая возможность для развития творчески активной личности. Это способствует развитию у каждого ребёнка творческих способностей и художественного восприятия.
Развитие у младших школьников творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для младшего школьника. При этом, детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также, в процессе дополнительного образования детей [10].
Фрагмент для ознакомления
3
. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2016. - N 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2010. – 205 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2016. – 173 с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 11.06.2024).
8. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 11.06.2024).
9. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108 (дата обращения: 11.06.2024).
10. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
11. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 11.06.2024).
12. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2018. – 225 с.
13. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - N 3. - с. 222-229.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - N4. – С.15-21.
15. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. – N 4. – С. 15-21.
16. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 11.06.2024).
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
18. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 11.06.2024).
19. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017. – 334 с.
20. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - N 5. - С. 59-62.
21. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 11.06.2024).
22. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
23. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 11.06.2024).
24. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 11.06.2024).
25. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - N 1. - с.8-15.
26. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 11.06.2024).
27. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - С.219-226.
28. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih?ysclid=ldiy7zxoux566928762 (дата обращения: 11.06.2024).
29. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 11.06.2024).
30. Чернышева, Д.С. Исследование развития творческого потенциала личности младшего школьника в условиях дополнительного образования / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 11.06.2024).