Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Каждый исторический роман представляет собой не только описание исторических фактов того периода, который выбрал автор для представления читателю, но и экспрессивное повествование, наполненное специальными стилистическими средствами, которые вызывают у читателя определенные эмоции, связанные, например, с переживаниями за героев, с интересом к развитию сюжета. Все это составляет поэтику исторического романа, которая и будет рассмотрена в рамках данного исследования.
Степень изученности проблемы. Проблема поэтики исторического романа довольно серьезно обсуждается в научной литературе. Однако в существующих источниках не проведена комплексная классификация стилистических средств, которые формируют поэтическое пространство исторических романов, что подчеркивает актуальность, теоретическую и практическую значимость данного исследования.
Цель курсовой работы – провести анализ поэтики исторического романа на примере произведений В. Скотта «Айвенго» и П. Мериме «Хроника времен Карла».
Объект курсовой работы – исторический роман.
Предмет курсовой работы – поэтика исторического романа.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать роман как жанр художественной литературы.
2. Изучить лексические средства и приемы в концептосфере художественного произведения.
3. Рассмотреть специфику представления человека как героя исторического романа.
4. Проанализировать содержательно-стилистические особенности романа В. Скотта «Айвенго».
5. Выявить особенности сюжета языковых средств в романе П. Мериме «Хроника времен Карла».
Материал исследования: романы В. Скотта «Айвенго» и П. Мериме «Хроника времен Карла».
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, обобщение, классификация, исторический, хронологический сравнительный, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения поэтики исторического романа. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением сравнительного анализа стилистических особенностей оформления романов В. Скотта «Айвенго» И П. Мериме «Хроника времен Карла».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
1.1. Роман как жанр художественной литературы
Роман – литературный жанр эпического типа, крупнообъемное произведение, в котором основное внимание сосредоточено на личности, ее становлении и развитии, а также на отношениях с окружающим миром и обществом.
Роман в литературе охватывает широкий круг жизненных явлений и большой временной пласт. В его истории много линий и ответвлений. Судьбы героев можно проследить на достаточно длительном промежутке времени, что дает возможность увидеть становление их взглядов и характеров. Эта работа затрагивает важные социальные и политические вопросы .
Роман в литературе – длинное вымышленное повествование о жизни или периоде жизни героя. На сегодняшний день для него чаще всего характерны следующие особенности:
Большинство романов сегодня написано в прозе, несмотря на то, что поэзия изначально называлась именно так. После того как в 13 веке произведения стали писать для чтения, а не для исполнения, проза почти полностью заняла литературный дискурс европейского романа .
В отличие от биографии, публицистики и историографии этот жанр отличает вымышленный сюжет, не имеющий связи с реальными событиями и людьми.
На сегодняшний день роман является самым объемным жанром художественной литературы, хотя существуют разногласия по поводу минимально необходимой длины. В этом смысле иногда трудно отличить роман от рассказа.
Содержание – самая сложная и противоречивая черта жанра. Раньше считалось, что это описание вымышленной жизни и переживаний героя. Сегодня в романе принято описывать личный опыт одного или нескольких персонажей. Содержание романа настолько разнообразно, что имеет место деление на формы и поджанры.
Роман как литературный жанр ненавязчиво объясняет читателю, что делать в той или иной ситуации, правила построения отношений с обществом и людьми. Также он призван перенести человека в другую историческую эпоху, чтобы он вместе с персонажами мог пропитаться эмоциями и действиями .
Назовем основные разновидности романа и их примеры в литературе, чтобы ориентироваться в огромном объеме русской и зарубежной романной литературы:
По содержанию:
Плутовской – Г. Филдинг «Приключения Тома Джонса».
Сатирический – Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Роман-путешествие – Н. Гоголь «Мертвые души».
Приключения – Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».
Любовный – Э. Бронте «Грозовой перевал».
Детектив – А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе».
Исторический – А. Толстой «Петр I».
Философский – М. Пруст «В поисках утраченного времени».
Мистика – М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Психологический – Ф. Достоевский «Братья Карамазовы».
Религиозный роман-квест – Л. Леонов «Пирамида».
По форме:
Роман в стихах – А. Пушкин «Евгений Онегин».
Роман в письмах – М. Шишкин «Книга писем».
Роман-кроссворд – М. Павич «Пейзаж, нарисованный чаем».
По литературному направлению:
Поздняя классика – Петроний «Сатирикон».
Сентиментальное – Л. Сентиментальное путешествие».
Реалистичные – М. Шолохов «Поднятая целина», М. Горький «Мать».
Натуралист – Э. Золя «Жерминаль».
Фантастика – А. Беляев «Человек-амфибия».
Модернист – А. Белый «Петербург».
Постмодерн – В. Пелевин «Чапаев и Пустота».
Каждый из этих примеров может служить иллюстрацией других разновидностей рода.
Хорошо написанный роман не только рассказывает о событиях жизни героев, но и поднимает социальные проблемы, задает философские вопросы, призывает к духовному поиску.
Исторически трудно определить происхождение романа как отдельного литературного жанра. Строго говоря, первый европейский роман – «Дон Кихот», но историю жанра начинают рассказывать со средних веков. В ходе его эволюции были выделены следующие формы :
Рыцарский роман – эпический жанр поэзии, использующий элементы фэнтези. Действия – главный акцент в истории. Современники называли эту форму придворным романом.
Аллегорический роман – это форма жанра, в которой образы и конкретные действия используются для объяснения абстрактных и сложных понятий. Басни – идеальный пример аллегории в литературе, а «Божественная комедия» Данте Алигьери стала вершиной аллегорического романа.
Роман нравов, или сатирический роман, отличается скорее содержанием, чем строгим соответствием какому-либо историческому периоду. «Сатирикон» Петрония можно назвать романом нравов, как и произведение Сервантеса «Дон Кихот».
Философский роман – направление в литературе восемнадцатого века, направленное на поиск ответов на вечные вопросы. Вершиной философского романа стал «Кандид» Вольтера. Философия всегда играла важную роль в литературе, поэтому философский роман не может ограничиваться одним столетием. Произведения Гессе, Манна и Ницше написаны гораздо позже, но они являются яркими представителями этого течения.
Психологический роман – жанр, предназначенный для исследования внутреннего мира героев. Ни одна историческая форма романа не оказала такого кардинального и глубокого влияния на развитие жанра, как психологический роман. По сути, он перевернул само определение литературного жанра и сегодня является доминирующим типом романа.
О популярности жанра романа свидетельствует многообразие его видов, появлявшихся на протяжении всей истории его существования: плутовской, сентиментальный, бульварный, авантюрный, приключенческий, исповедальный, семейно-психологический, мемориальный, эпистолярный, философский, исторический, фантастика, детектив .
При создании романа автор исходит из его принципов и стилей, то есть самостоятельно выбирает элементы композиции, а также определяет их взаимодействие и последовательность.
Соответственно, для достижения этой цели в романе используются специальные композиционные приемы, в том числе следующие :
• повторение – повторять детали, образы. слова. фразы становятся лейтмотивом текста.
• усиление: используется, когда необходимо улучшить впечатление путем выделения изображений или однородных деталей.
• оппозиция строится на антитезе контрастных образов.
• монтаж, в котором два изображения, расположенные рядом в тексте, порождают третий новый смысл, возникающий из их близости.
• реверсивная композиция, в которой действия начинаются с конца событий, а последующие эпизоды дополнительно объяснят причины произошедшего, восстанавливая таким образом ход событий в романе. Этот прием использовал Николай Гаврилович Чернышевский в романе «Что делать?».
• кольцевая композиция. Дело в том, чтобы использовать повторение стиха, когда последний стих повторяет первый, или использовать художественные описания. Также при этом приеме автор использует описание событий, происходящих в начале и конце романа в одном и том же месте с одними и теми же персонажами;
• прием ретроспекции, при котором действие произведения возвращается в прошлое в тот момент, в котором зародились причины происходящего в этот момент повествования. Прием флешбека используется Тургеневым в его романе «Отцы и дети» во времена повести Павла Петровича Кирсанова;
• прием «рассказ в рассказе», являющийся неотъемлемой частью ретроспективы. Этот прием используется, например, в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где содержится исповедь одного из героев и письмо Пульхерии Александровны. Встречается также в спектакле «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева и «Крыжовник» Антона Павловича Чехова;
• зеркальная композиция, в основе которой лежит использование симметрии образов, эпизодов и различных слов. Этот прием часто встречается у Владимира Владимировича Маяковского в поэме «С улицы на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка / Н.Ф. Алефриенко. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2022. – 380 с.
2. Аристархова, А.Е., Чайникова, М.И., Суромятина, Я.В. Изучение культурных архетипов различных исторических эпох: проблемы и перспективы / А.Е. Аристархова, М.И. Чайникова, Я.В. Суромятина // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. История и культура. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2022. – С. 54–66.
3. Афонина А.Н. Глютонимы современного немецкого языка // Научный потенциал. – Москва, 2012. – С. 23–28.
4. Берестов, М.И., Хазарнова, И.Г., Фоменко, А.А. Принципы исследования основных характеристик литературного героя эпохи Романтизма: проблемы и перспективы организации научной работы / М.И. Берестов, И.Г. Хазарнова, А.А. Фоменко // Сборник статей Ярославского педагогического университета. Вып. 8. Литература и история. – Ярославль: Издательство Ярославского педагогического университета, 2022. – С. 74–91.
5. Галявская, И.Т., Расникова, Ж.С., Кустинова, М.В. Романтический герой как центральное звено культуры эпохи романтизма / И.Т. Галявская, Ж.С. Расникова, М.В. Кустинова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной культурологии: вопросы и ответы». – Сыткывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2021. – С. 156–168.
6. Демьянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой / Отв. ред. М.В. Ляпон. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. – С. 606–609.
7. Крамаренко, С.В., Коновалов, И.Т., Сабурова, Г.В. Современные подходы к изучению структуры культурного продукта: теория, методика и практика / С.В. Крамаренко, И.Т. Коновалов, Г.В. Сабурова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы культурологии в современном мире: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 40–51.
8. Кульпина В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002 – 198 с.
9. Липногорская, Е.В., Черемякина, В.С., Сутулова, В.Г. Современные подходы к исследованию характера героя литературного произведения: теория, методология, практика / Е.В. Липногорская, В.С. Черемякина, В.Г. Сутулова // Известия Челябинского государственного университета. – 2023. – № 9 (423). – С. 45–54.
10. Ломаченкова, М.Ю., Архангельская, А.С., Бурмистрова, О.П. Личность лирического героя как культурологическая парадигма / М.Ю. Ломаченкова, А.С. Архангельская, О.П. Бурмистрова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Культурология. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – С. 100–113.
11. Мартынова, Е.К., Свиридова, Г.В., Мытникова, В.С. Современные подходы к изучению значения литературного героя: теория и практика исследования / Е.К. Мартынова, Г.В. Свиридова, В.С. Мытникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы литературоведения: российский и зарубежный опыт». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2021. – С. 63–76.
12. Меркурьева, С.И., Фанагорова, И.С., Демьяненко, П.А. Романтический герой литературы как предмет научного исследования / С.И. Меркурьева, И.С. Фанагорова, П.А. Демьяненко // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2022. – № 9. – С. 46–59.
13. Местергази, Е. Несколько слов о герое «литературы для взрослых и детей» / Е. Местергази // Российский писатель. – 2012. – URL: https://rospisatel.ru/konferenzija/mestrgazi.htm?ysclid=lr2p2t6tj8343256683 (дата обращения: 10.06.2024).
14. Огнева Е.А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров. – М.: Эдитус, 2019. – 240 с.
15. Огнева Е.А. Темпоральная архитектоника концептосферы художественного текста // Приоритетные направления лингвистических исследований: общетеоретические, когнитивные, коммуникативно-прагматические и функционально-грамматические аспекты языка. Коллективная научная монография / Под ред. А.Г. Бердниковой. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 138–150.
16. Огнева Е.А. Типология текстовых проксем в свете романо-германского перевода // Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (78). – С. 55–64.
17. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 520 с.
18. Ровзеева, А.В. Современное прочтение романа В. Скотта «Айвенго» / А.В. Ровзеева // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/03/701 (дата обращения: 10.06.2024).
19. Романова, Т.Н., Давлетшина, М.Г. Романтический аспект исторического романа В. Скотта «Айвенго» / Т.Н. Романова, М.Г. Давлетшина // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/romanticheskiy-aspekt-istoricheskogo-romana-ayvengo-v-skotta?ysclid=lxhb70dahg124125980 (дата обращения: 10.06.2024).
20. Селиверстова, А.Ю., Хвальнова, Ю.С., Чередниченко, Г.А. Современные подходы к изучению понятия «герой» в мировой культуре: методология научного исследования / А.Ю. Селиверстова, Ю.С. Хвальнова, Г.А. Чередниченко // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 4. Культурология и искусствоведение. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2020. – С. 88–100.
21. Ставицкая, П.М. Содержательные и стилистические особенности романа / П.М. Ставицкая // Вопросы изучения русской литературы. – Воронеж: Смысл, 2023. – С. 12–20.
22. Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Учебное издание. – М.: АСТ «Восток-Запад», 2007. – 390 с.
23. Стрижекурова, Ж.И. Мериме (Mérimée) Проспер (1803–1870) / Ж.И. Стрижекурова // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). – 2002. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/merime-m-rim-e-prosper-1803-1870?ysclid=lxhd2p3kzh415852100 (дата обращения: 12.06.2024).
24. Тусичишный, А.П. Русская литература второй половины XIX века / А.П. Тусичишный. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 420 с.
25. Харитонова, В.С. Роман как жанр литературы / В.С. Харитонова. – М.: Форум, 2020. – 240 с.
26. Хурия, Л. Русско-французские литературные контакты и их отражение в творчестве А. С. Пушкина и Проспера Мериме / Л. Хурия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2003. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russko-frantsuzskie-literaturnye-kontakty-i-ih-otrazhenie-v-tvorchestve-a-s-pushkina-i-prospera-merime?ysclid=lxhd008frv15832135 (дата обращения: 10.06.2024).
27. Alefirenko, N.F., Stebunova K.K. Linguo-philosophic substance of a symbolanthropology // Archaeology history, philosophy (Conference proceedings, 26 August – 1 September, 2015 Albena, Bulgaria). – Р. 607–615. – URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/15796 (дата обращения: 10.06.2024).