Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Традиционно именно труд выступает как основа существования человеческого общества. Без труда вряд ли было бы возможным существование культуры и цивилизации. Кроме того, мы также должны отметить, что труд – это важнейший аспект воспитания личности, процесса ее социализации как включения в общество. На современном этапе отмечается кризис ценностного отношения к труду. Тем не менее, как и ранее, труд сохраняет свое фундаментальное значение для людей. Через труд человек удовлетворяет свои потребности, самореализуется, нравственно совершенствуется, воспитывается. Таким образом, труд очень важен и в аспекте воспитания детей дошкольного возраста. Через труд дети нравственно и физически развиваются, овладевают теми навыками и умениями, которые, безусловно, пригодятся им в будущем. Также приобщение к труду формирует такие качества, как воля, ответственность, решительность. То есть, значение труда для развития детей дошкольного возраста сложно переоценить.
Что касается трудового воспитания в ДОУ, то оно заключается в том, что мы приобщаем детей к доступной деятельности, знакомим с тем, каков труд взрослых людей, чем, какими профессиями занимаются люди. В ДОУ трудовое воспитание включает в себя и такой важный аспект, как формирование навыка совместной деятельности. В частности, дети учатся организации своего места, убирают свое рабочее место после занятия, чтобы там был порядок. Вырабатывается чувство ответственности.
Дошкольный возраст также предполагает решение задачи выработки навыка планировать свою трудовую деятельность, распределять обязанности. Это положительно сказывается на коммуникативных навыках, на умении работать в команде. Этот навык, конечно же, во многом служит основой социальной успешности человека в современном мире.
Объект исследования – это процесс формирования трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста.
Предмет исследования представлен педагогическими условиями использования игры в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в исследовании специфики игры как метода трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение педагогических условий воспитания любви и уважения к труду у детей дошкольного возраста
2. Рассмотрение процесса формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста
3. Анализ проблемы формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством игры.
В данном параграфе рассматриваются педагогические условия воспитания любви и уважения к труду у детей в дошкольном возрасте.
Сейчас мы живем в эпоху больших перемен, связанных с наступлением эры постиндустриального информационного общества. И ценность личностного развития, трудолюбия, активности человека стремительно повышается. Именно эти качества в совокупности с ответственностью, умением работать с большими массивами информации, грамотно общаться составляют фундамент социальной успешности.
Актуализация проблемы воспитания ценностного отношения к труду связана с тем, что современные дошкольники должны с раннего возраста приучаться к активности и инициативности. Это создает базис последующей личностной самореализации. Если ребенок с ранних лет понимает ценность труда и учится трудиться, то он затем становится более самостоятельным, ответственным, он ценит и уважает труд – как собственный, так и другого человека. Поскольку труд составляет основу существования, то проблема развития качества трудолюбия в дошкольном возрасте до сих пор не утрачивает своей актуальности [7,с.283].
Современные исследователи постоянно отмечают значение воспитания ценностного отношения к труду, так как это в конечном итоге и формирует качество трудолюбия. Тем не менее, на современном этапе трудовое воспитание редко становится предметом отдельного исследования.
Соответственно, и многие ДОУ не всегда уделяют трудовому воспитанию должное внимание. Это, в свою очередь, негативно сказывается на развитии личности дошкольника. Он не приучается к труду, не понимает его ценности и значения, не ценит чужой труд. Безусловно, такая ситуация не внушает оптимизм.
Таким образом, как мы полагаем, именно воспитание любви к труду должно занять важное место в работе ДОУ. Существуют программы, технологии и методы, которые позволяют делать это максимально эффективно.
В воспитательном процессе в ДОУ следует обязательно учитывать тот факт, что именно трудолюбие – это одно из важных качеств человека, без трудолюбия не могут быть сформированы иные, не менее ценные умения, навыки. Велика роль трудолюбия в контексте нравственного воспитания личности дошкольника. Нравственная и творческая деятельность также формируются на основе уважения и любви к труду [5,с.47].
Далее обратимся к самому понятию трудолюбия.
Здесь существует несколько подходов. В первую очередь, трудолюбие рассматривается как качество нравственного порядка, но добровольное, кроме того, есть и такая позиция, согласно которой трудолюбие является личностной чертой, которая отличает характер человека, наконец, трудолюбие – это положительное и ценностное отношение к выполняемой работе, привычка работать и относиться к процессу работы ответственно.
Интересно также мнение И. В. Житко о том, что трудолюбие формируется в процессе комплексного воспитания, а проявляется оно в интересе к труду, в усердии, в привычке трудиться с удовольствием и радостью. То есть, как таковое принуждение здесь должно отсутствовать [12]. Есть и такие исследователи, которые склонны считать, что трудолюбие – это врожденное качество, вообще присущее человеку.
Фрагмент для ознакомления
3
Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника [Текст] // Январские педагогические чтения. – 2018. – № 4 (16). – С. 68-71.
2. Белова Е.Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте [Текст] // Педагогический вестник. – 2020. – Вып. 16. – С. 4-6.
3. Белоусова С.С. Воспитание положительного отношения к труду детей дошкольного возраста [Текст] // Приоритеты педагогики и современного образования: сб. статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. – С. 107-109.
4. Бичева И.Б. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования [Текст] // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – №4.
5. Везетиу Е.В. Сущность понятия «трудовой воспитание» детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 46-2. – С. 45-50.
6. Дидактика начальной школы: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 253 с.
7. Кочурова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 282-285.
8. Рабочая концепция по развитию начал математического, естественно-научного, инженернотехнического и экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / под общ. ред. Н. В. Агре, науч. ред.: И. Л. Кириллов, Н. Н. Казначеева, В. В. Ряшина, В. И. Слободчиков. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020.
9. Ханова Т.Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте [Текст] // Государственный советник. – 2018. – № 1 (21). – С. 25-31.
10. Шингаркина Д.А. Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых [Текст] // Педагогика, психология, теория и методика обучения. – 2017. – № 6. – С. 277-281.
Электронные ресурсы
11. Дмитриев Ю.А. Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-trudovyh-umeniy
12. Житко И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей: (Старший дошкольный возраст). - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000073656
13. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001722338
15. Сайгушева Л.И.. Технологии приобщения дошкольников к труду. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005519181
16. Ханова Т.Г. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie