Фрагмент для ознакомления
2
Для того чтоб рассматривать вопрос о развитии мелкой моторики детей младшего школьного возраста более подробно, необходимо дать определение некоторым понятием.
Мелкая моторика - это ряд скоординированных движений нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Мелкая моторика важна для выполнения мелких, точных движений руками и пальцами. О необходимости и важности развития мелкой моторики часто говорят и пишут применительно к маленьким детям. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте происходит быстрое развитие мозга. Наиболее активное созревание моторной коры происходит на первом году жизни и продолжается в ней до трехлетнего возраста.
В психологических исследованиях под "мелкой моторикой" понимаются высокодифференцированные и точные движения пальцев и артикуляционных элементов руки.
В психологической литературе мелкая моторика рассматривается как психомоторные качества. Все глубинные психологические процессы, сознательные или бессознательные, отражаются в положении рук, жестах и мелких движениях пальцев.
По мнению Н.А. Бернштейна, психофизиологическая структура движения сложна, поэтому он определяет мелкую моторику как "координацию тонких движений пальцев руки, преодоление избыточных степеней свободы двигательных органов, иначе говоря, превращение их в управляемую систему" [4].
И. Кант рассматривает мелкую моторику как моторную проекцию руки в человеческом мозге. Он пишет: "Рука - это возникающий мозг" [6].
В педагогической литературе мелкая моторика рассматривается как координированные движения пальцев и способность ребенка использовать эти движения (например, держать ручку, ложку, завязывать шнурки, рисовать, лепить, резать).
Отечественные специалисты в области педагогики Г.С. Коморова, Н.А. Ветлугина, и В.А. Езикеева определили мелкую моторику как совокупность двигательных способностей к выполнению дифференцированных движений пальцев рук, от которых зависит формирование навыков самообслуживания и успешность выполнения различных учебных, трудовых и других задач.
Они утверждают, что процесс развития двигательных навыков учащихся - это сложная психическая деятельность, взаимодействующая с высшими психическими функциями и свойствами сознания, такими как внимание, мышление, визуально-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдение, зрительная память, двигательная память и речь.
С младенчества мелкая моторика является самым мощным средством развития коры головного мозга ребенка и чувства осязания. Все мыслительные процессы в голове, сознательные или бессознательные, отражаются в тонких движениях пальцев, положениях рук и жестах. Фактически, в человеческом мозге центры, отвечающие за вокализацию и движения пальцев, расположены очень близко друг к другу.
Необходимость развития активных движений пальцев научно доказана.
Современные теории, разработанные учеными, основаны на концепциях И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц рук формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова, развитие функций обеих рук и, как следствие, формирование языковых центров в обоих полушариях благоприятствует интеллектуальному развитию. Поэтому интеллектуальная готовность детей дошкольного возраста зависит от степени развития мелкой моторики [13].
Приходя в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия где «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы класса. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы которая дает школа.
Связь между моторикой пальцев и речевой функцией была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков. Среди исследователей - А.В. Антакова-Фомина и М.И. Кольцов [3].
В частности, эксперименты М.М. Кольцовой, посвященные изучению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга у детей, показали, что пальцевая тренировка ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным фактором напряжения коры головного мозга [16].
Этот эффект носит как немедленный, так и долгосрочный характер, способствуя устойчивому повышению эффективности работы центральной нервной системы.
Функции руки уникальны и универсальны. Рука, во всем ее многообразии, является основным органом труда. Рука настолько тесно связана с нашими мыслями, переживаниями и трудом, что является вспомогательной частью нашего языка. Все, что невозможно выразить или найти словами, можно выразить с помощью рук. Жесты рук, как и слова, могут успокаивать, обижать и ласкать людей.
Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, включая зрение, осязание и ощущение мышц и суставов. Это необходимое условие для того, чтобы дети могли понимать, что находится у них в руках. Моторика рук и глаз помогает детям исследовать, сравнивать и классифицировать окружающие их предметы, что, в свою очередь, помогает им лучше понять мир, в котором они живут. Ловкость рук способствует развитию у детей самодисциплины. Ведь даже застегивание пуговицы требует определенной сноровки.
Мелкая моторика помогает детям выразить себя через творчество, игру, пластичность и детскую самооценку. Другими словами, они формируют представления о социальном опыте, видении, хватании, размещении, укладывании вещей на нужное место, манипулировании предметами, рисовании, обращении с книгами, выборе, сортировке и упорядочивании, а также о постоянстве существования предметов.
В процессе деятельности мышцы руки выполняют три основные функции: орган движения, орган познания и орган хранения энергии (как в самих мышцах, так и в других органах). Когда ребенок прикасается к предмету, мышцы и кожа руки "учат" глаза и мозг видеть, осязать, различать и запоминать в это время.
В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и талантов ребенка лежат в кончиках пальцев. Чем увереннее и изобретательнее движения рук ребенка, чем тоньше взаимодействие рук с орудиями труда (ручка, карандаш), чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем сильнее просвечивают творческие элементы детского ума, тем выше мастерство рук ребенка, тем умнее он становится" [14].
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи соответствует норме. Если развитие движений пальцев задерживается, то задерживается и развитие речи, но общая моторика в норме и может быть выше нормы (Л. В. Фомина).
Важной особенностью организации учебной деятельности в начальной школе является то, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения и развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития моторики. Обычно дети с высоким уровнем развития моторики способны логически рассуждать, у них хорошо развиты память и внимание, связная речь. Однако учителя отмечают, что ученики первых классов начальной школы часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Развитие моторики имеет огромное значение.
Дети с неразвитой моторикой рук пишут очень медленно, с дрожанием, лишними штрихами и неправильными соединениями. Даже незначительное увеличение скорости письма ухудшает их почерк. Конечно, эти трудности лучше предотвратить специальным обучением до школьного возраста. Однако эти упражнения полезны и для первоклассников, а некоторые просто необходимы.
Психологи рекомендуют родителям уделять полчаса или около того на ежедневную рутину, но меньше времени нужно тратить на подготовку к занятиям и на сам процесс обучения Б. Волков рассказывает о необходимости создания специальных тетрадей для практики. Важно не заставлять учеников писать как можно больше. Педагоги часто используют интересные и занимательные задания, которые развивают зрительно-моторную кооперацию. Например, учеников просят нарисовать карандашом путь между двумя кривыми, не касаясь двух линий, или обвести их не по контурной линии, а изнутри или снаружи [1].
Формирование тактильных навыков и мелкой моторики происходит в различных видах практической деятельности. Например, на уроках технологии тренируются, в частности, мышцы пальцев рук, развиваются тонкие движения кистей и пальцев, закрепляются навыки тактильного контроля.
Также для развития пальцев очень полезны лепка аппликации, рисование, изготовление аппликаций, работа с ножницами, сборка из мелких деталей, мозаичная живопись и работа со штампами. Как отмечает Климанова Л.Ф., для развития пальцев и формирования различных навыков хватания детям среднего школьного возраста необходимо рисовать цветными мелками разной толщины. Рисование карандашами, раскрашивание и игры с руками очень важны для детей. Важно дать им возможность использовать различные материалы, стимулирующие тактильные и кинестетические чувства, такие как глина, краски, тесто, песок и вода. Эти материалы тренируют руки, напрягая и расслабляя их. Хороший способ развить ловкость рук и моторику - петь песни и играть в пальчиковые игры.
Таким образом нарушения психомоторного развития в период обучения в школе и в младшем школьном возрасте встречаются очень часто. Такие нарушения могут быть вызваны неблагоприятными воздействиями во время внутриутробного развития, при рождении или вскоре после рождения. Они также могут быть вызваны функциональной незрелостью мозга. Это связано не только с функциональной незрелостью мозга, но и с плохой физической подготовкой, педагогической запущенностью и эмоциональной депривацией, которые могут быть полностью преодолены соответствующей и своевременной работой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абибуллаева Э. Э., Аблямитова Л. Х. Проблемы развития мелкой моторики у младших школьников //Традиции и инновации в педагогике начальной школы. – 2021. – С. 12-18.
2. Антонова Е. В., Амирова Э. Р. Конструирование из бумаги в технике оригами как средство развития творческих способностей младших школьников //детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. – 2022. – С. 515-521.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 2019. – 34с
4. Дедюкина М. И., Сивцева Е. О. Нетрадиционное плетение из бумаги как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста //исследователь года 2021. – 2021. – С. 14-21.
5. Запорожец, А.В. Восприятие и действие /A.В. Запорожец. М., 2017. 323 с.
6. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы / Е.П. Ильин // Вопросы психологии.- 2018.-№2.- С.64-67.
7. Кащенко, В.П. Совершенствование урока трудового обучения // Начальная школа. – 2017. - №2. – С. 40-45.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 2019, - 193 с.
9. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у детей. -М.: Просвещение, 2020, - 152 с.
10. Концепция образования до 2024: главные тенденгции и перспективы https://pmonline.ru/novosti/концепция-образования-до-2024-года-главн.html
11. Маликова А. Т., Балахнина Л. В. Скрапбукинг как средство развития мелкой моторики у младших школьников //MENDELEEV. New Generation. – 2022. – С. 37-39.
12. Намозова Е. А. Техника гофротрубочки в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста //Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования. – 2022. – С. 230-234.
13. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. - 576 с.
14. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М., 2018. – с.112
15. Рослова Д. А. Развитие пространственных представлений младших школьников с помощью оригами //теория и практика современной педагогики: проблемы, инновации, достижения. – 2021. – С. 139.
16. Смирнова А. Е. Мелкая моторика и ее роль в процессе учебной деятельности младших школьников //Язык-текст-коммуникация. – 2020. – С. 183-186.
17. Соколова С. Г., Теличева Ю. С. Развитие мелкой моторики на уроках изобразительного искусства и технологии у младших школьников //Вестник науки. – 2024. – Т. 4. – №. 1 (70). – С. 297-304.
18. Соколова С. Г., Степанова М. В. Развитие мелкой моторики у младших школьников на основе техники квиллинг //Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. – 2022. – С. 159-162.
19. Репина Е. С., Терёшина М. Ю. Развитие мелкой моторики «Тренируем пальчики» //Педагогический опыт: от теории к практике. – 2022. – С. 226-229.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. https://shsazonovskayar19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
21. Храмцов П. И., Березина Н. О., Курганский А. М. Оценка развития мелкой моторики, функции равновесия и статокинетической устойчивости у младших школьников //Здоровье населения и среда обитания. – 2021. – №. 12. – С. 41-47.
22. Хусаинова А. Б. Развитие мелкой моторики детей на уроках технологии в процессе работы с бумагой //Методология и технология проектной деятельности в образовательном учреждении. – 2022. – С. 52-55.