Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие ИКТ и мультимедийных технологий открывает перед учителями и учащимися широкие возможности для образовательной деятельности. Однако недостаточная проработка проблемы использования фильмов и видеозаписей на уроках истории в 7-9 классах на современном этапе создает настоятельную необходимость их раннего изучения.
Рассмотренные традиционные формы (практические занятия, семинарские занятия, лекционные занятия) и нетрадиционные формы (урок-игра, урок-диспут и т.д.) являются частью целенаправленного образовательного процесса преподавания современной истории в 7-9 классах.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия использования художественных и документальных фильмов на уроках истории в 7-9 классах.
Объектом исследования являются особенности использования художественных и документальных фильмов на уроках истории в 7-9 классах.
Предметом исследования является использование видеоматериала на уроках истории в 7-9 классах.
Цель исследования: выявить эффективные условия использования художественных и документальных фильмов на уроках истории в 7-9 классах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть жанры в кинематографе.
2. Описать важность использования мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания.
3. Дать оценку роли и месту художественных и документарных фильмов на уроках истории в 7-9 классах в современной школе.
4. Проанализировать использование кинофильмов на уроках истории разных форм.
§1. Жанры в кинематографе
Современный кинематограф можно разделить на следующие категории:
1. В соответствии с сюжетом, воплощенным на экране, по характеру этого воплощения и ориентации на потребности зрителя различают следующие типы фильмов:
- Документальный неигровой фильм - прародитель всех видов кино - это вид кино, материалом для которого являются кадры реальных событий и людей. Первые документальные записи были сделаны в 1895 году братьями Луи и Огюстом Люмьерами (Франция). Братья Люмьер заложили основы реалистического направления в кино. Документальные фильмы являются основой эстетики кино. Это ключ к доверию зрителя ко всему. В Амстердаме проходит самый престижный международный фестиваль документального кино. Этот фестиваль называется Каннским фестивалем документального кино .
- Художественное кино (художественный фильм, постановка) - это вид кино, созданный на основе сценария и воплощенный режиссером посредством актерского мастерства, операторской работы, монтажа, дубляжа и т. д. Он является основателем таких жанров кино, как сказки, фильмы ужасов и научная фантастика. Самые престижные международные кинофестивали группы "А": Венеция, Канны и Берлин.
- Научное кино: исследовательское, научно-популярное, образовательное;
- Анимационные фильмы (от лат. аниматус - это особый вид кино, основанный на анимации различных неодушевленных предметов на экране. Синонимом этого термина является анимация (от латинского multiplikatio – умножение).
2. У каждого типа фильмов есть своя жанровая система. Жанр (от французского жанр – род) - действие, совершаемое по определенным законам. Жанровая система кинематографической графики в целом заимствована из литературоведения, но нельзя сказать, что литературный и кинематографический жанры идентичны, поскольку в кино есть свои способы конструирования произведения и воздействия на зрителя.
3. Жанры художественных фильмов можно разделить на три группы:
– драматический;
– эпический;
- лироэпический.
Драматические жанры, в свою очередь, включают фильмы:
– психологический;
– комедии;
- приключенческие игры.
Их общая черта - динамичное развитие конфликта в сюжете, акцент делается на сюжете. Однако акценты в них расставлены по-разному: в психологических – на изучении характера, личности героя; в комедиях – сатирический или юмористический подход к персонажам и явлениям; в приключенческих - главное - острое и интенсивное развитие событий, неожиданные повороты сюжета .
Среди образов психологического жанра можно назвать следующие разновидности:
- психологическая драма;
– трагедия;
– мелодрама.
В кино следует различать комедийную направленность по следующим видам:
- эксцентричная комедия;
- романтическая комедия;
– трагикомедия;
- трагифарсы;
- сатирическая комедия.
Выдающийся российский кинорежиссер, мастер комедийного жанра - Леонид Гайдай: "Операция У", "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Иван Васильевич меняет профессию".
Приключенческое кино отличается большим разнообразием форм:
- фильм-путешествие (Роуд-муви, роуд-муви): экранизации произведений мастеров приключенческого жанра - Дж. Верна, Ф. Купера;
- фантастический фильм: "2001: Космическая одиссея" / С. Кубрик, "Солярис" / А. Тарковский, "Муха" / Д. Кроненберг;
- фильм-катастрофа: "Армагеддон"; "Столкновение с бездной";
- Вестерн: спагетти-вестерны: фильмы Серджио Леоне: "За несколько долларов", "Хорошие, плохие, порочные". "Однажды на Диком Западе"; Самурай Кангеки: "Семь самураев" / Акира Куросава.;
- Детектив (Гангстерский фильм; криминальная драма: экранизации Кристи, Дж. Сименона, А. Конан Дойла);
- Триллер (от английского Thrill - нервная дрожь, возбуждение; долгое ожидание): 50 жанровых определений: кибер-триллер, эротика, маньяк, полицейский, семейный, мистический и т.д.; "черный" (нуар) фильм; боевик; термины: саспенс и боевик; классика жанра - фильмы Альфреда Хичкок;
- Фильм ужасов: "Носферату. Симфония ужаса" / Ф. Мурнау; "Ночь живых мертвецов" / Джордж Ромеро; Поджанр хоррор-слэшеров: "Техасская резня бензопилой", "Крик" и др.
- трэш: фильмы, снятые американской киностудией "Трома" ("Ядовитый мститель", "Тромео и Джульетта", "Уроды, сосущие кровь" и др.);
- героико-приключенческий фильм: "Семнадцать мгновений весны" / Т. Лиознова; "Бондиана".
Эпические жанры включают:
- эпопея: "Александр Невский" / С. Эйзенштейн; "Война и мир" / П. Бондарчук.;
- кинорежиссерский фильм: "Унесенные ветром" / Виктор Флеминг; "Тихий Дон" / С. Герасимов;
- кинороман: "Пышка" / М. Ромм; "Рим" / Ф. Феллини.
Жанров эпического кино немного, но они способны воплотить в себе самые монументальные и великие литературные формы. Среди основных черт эпических образов - повествовательное начало; многогранное отражение исторических событий, связанных с человеческими судьбами; глубокое проникновение во внутренний мир главных героев.
Особую группу составляют жанры исторического кино (реконструкция прошлого):
– кинопародия;
– мокьюментари (mocumentary – буквально: «насмешка над документальным кино») – псевдо-документальный фильм: «Первые на Луне» / А. Федорченко, Россия, 2004.
– кинокомикс;
– кино о кино .
Лироэпические жанры отличаются особой эмоциональностью повествования, они активно проявляются в авторской лирике как склад мировоззрения. Эти жанры включают:
- баллада из фильма: "Баллада о солдате" / В. Ежов и Г. Чухрай;
- кинодрама: "Земля" / А. Довженко;
- киносказка: фильмы первого российского режиссера А. А. Ряда ("Мария-художница", "Королевство кривых зеркал", "Морозко", "Огонь, вода и...медные трубы", "Красавица Варвара, длинная коса");
- премьера фильма: фильмы с участием. Параджанова ("Цвет гранаты", "Легенда о Сурамской крепости", "Ашик-Кериб").
Жанры музыкального кино выделены в особую группу:
- музыкальная комедия;
- посещение кино;
- кинооператор;
- кино-балет;
- фильм-оперетта;
- киновидевиль;
- фильм - это мюзикл.
Особую группу составляют жанры, находящиеся на стыке:
- псевдодокументальный фильм: "Первый на Луне" / А. Федорченко, Россия, 2004.
- кинокомикс;
- киносеанс;
- фильмы о фильмах.
Современные формы существования фильмов разных жанров:
- ретро-фильм;
- новая версия;
- продолжение, приквел;
- блокбастер;
- артхаус (художественное кино, авторское кино) и коммерческое кино.
4. Жанры документальных фильмов можно разделить по содержанию и способу создания.:
- по содержанию: эссе, проблемный фильм, событийный фильм;
– по способу создания: иконографический, перестроечный, летописный сюжет.
5. Жанры анимации очень разнообразны и могут практически дублировать жанры других видов анимации, что упрощает разделение анимационных фильмов в соответствии с техникой создания:
- рисованная анимация (созданная с помощью покадровой съемки): Уолт Дисней: первый звуковой и цветной художественный фильм "Белоснежка и семь гномов" (1938); В. Котеночкин: "Ну, погоди!.."; Б. П. Степанцев: "Малыш и Карлсон"; Ф. С. Хитрук: "Винни-Пух"; В. И. Попов: "Трое из простокваши"; техника эклера ("Ротоскоп"): "Белоснежка и семь гномов", "Аленький цветочек".
- Япония: "Аниме"; Хайяо Миядзаки: "Принцесса Мононоке", "Унесенные призраками".
- трехмерная (кукольная) анимация (основанная на покадровой съемке трехмерных фигур и объектов). Основатель - Владислав Старевич.
Гений кукольной анимации - британский режиссер Ник Парк: "Побег из курятника", "Уоллес и разгром: Проклятие кролика-оборотня" (4 "Оскара").
- наложенная анимация: Юрий Норштейн: Общая анимация (действие на 8 уровнях): "Ежик в тумане", "Сказка сказок" (1979) - имеет звание "Лучший мультфильм всех времен".
- другие техники анимации: теневой, графический, игольчатый экран (изобретатель А. А. Алексеев, вошедший в историю мировой анимации под именем Альфеони); техника "черного порошка"; бескамерный; синтетический; "Анимационная живопись" (масло на стекле): Александр Петров "Старик и чудовище". Море" (премия "Оскар" в 2000 году).
- компьютерная анимация (с 1982 г.): интерактивная; программная; спрайт; процедурная; морфинг; 3D-анимация ("трехмерная"): "Шрек"; флэш-анимация: Олег Куваев, "Масяня" и другие.
§2. Использование мультимедийных технологий
на уроках истории и обществознания
21 век - это век информации и информационных технологий. Современный человек не может представить себе жизнь без средств массовой информации: прессы, телевидения, радио, кино, видео, компьютерных сетей и т. д.
Знания в современном мире находятся в постоянном развитии, но, к сожалению, не каждый человек способен извлекать и использовать эти знания в интенсивно развивающемся информационном пространстве.
Ученикам особенно трудно ориентироваться, воспринимать, анализировать и понимать поток разнообразной информации.
Сегодня использование современных технологий занимает особое место в учебном процессе. Использование информационных и мультимедийных технологий приобретает особое значение в контексте внедрения федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения, направленного на информатизацию и модернизацию системы образования и предъявляющего новые требования к учителю и его профессиональной компетентности .
В тексте федерального государственного образовательного стандарта говорится, что метапрогнозные результаты разработки основной образовательной программы должны отражать активное использование языка и информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и когнитивных задач, а также использование различных методов поиска (в справочных источниках и в открытом образовательном пространстве).
В современном обществе человек находится под влиянием непрерывных потоков информации, в том числе и средств массовой информации, передаваемых по каналам. Поэтому для ребенка очевидно, что
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 1 июля 2021 года // СПС Консультант Плюс.
2. Абрамов В. И. Использование визуальных источников на уроках истории в 8 классе // Инновационные технологии в науке нового времени: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2017.
3. Гугнина О. В. Драмогерменевтическая технология развития интереса к изучению истории учащихся 8–9 классов: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Екатеринбург, 2004.
4. Гудков А. Н., Гудкова О. Н. Работа с видеоматериалами на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2002. № 8. С. 51–55.
5. Загородникова О.М. Информационные технологии на уроках истории. // http://открытыйурок.рф/статьи/602356. (Дата обращения: 12.06.2024)
6. Закиров О. А. Использование сталинских исторических картин на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2009. № 6. С. 52–55.
7. Игнатова Н.Г. Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории. // http://открытыйурок.рф/статьи/576296. (Дата обращения: 12.06.2024).
8. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей. М.: Владос, 1999. С. 128–130.
9. Лосев С. А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории // Преподавание истории в школе. 2008. № 6. С. 64–68.
10. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. — М.: АРГО, 2014. — 304 с.
11. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Роберт Макки; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2008. — 456 с.
12. Митта А. Н. Кино между адом и раем: — М.: Подкова, 1999. — 512 с.
13. Молотов К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм // Наука и школа. 2012. № 6.
14. Полякова А. И. Практика использования цифровых образовательных сервисов при организации работы с советским кинематографом на уроках истории // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: Материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием). — Екатеринбург, 2022.
15. Русских С.О. Использование художественных фильмов на уроках истории // http://открытыйурок.рф/статьи/638710. (Дата обращения: 12.06.2024)
16. Садуль Жорж «Всеобщая история кино. Том 1» [Изобретение кино 1832–1897, Пионеры кино 1897–1909] 5297K, 549с.
17. Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и учеников высших педагогических учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 2007.
18. Таскаева Е. В. План-конспект открытого урока-экскурсии по курсу «История России» [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat. com/docs/index-208005.html (дата обращения 12.06.2024).
19. Шабуневич Н. А. Использование видеоматериалов при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 5. С. 21.