Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практика показала, что для функционирования большинства современных организаций в России, таких как небольшие магазины, парикмахерские или авторемонтные мастерские, нет необходимости иметь выделенного менеджера. Этот факт подчеркивает актуальность темы выпускной квалификационной работы. Обычно функции управления небольшими организациями возлагаются на ответственное лицо самой компании, которое также занимается текущей работой. Лицо, ответственное за компанию, должно видеть стратегические цели, представлять себе будущее компании и перспективы ее деятельности.
В связи с этим ключевая роль лица, ответственного за организацию, заключается в создании наилучшей организационной структуры, способной удовлетворить потребности современных организаций. Основным критерием системы управления компанией является формирование конкурентоспособности компании, что, несомненно, играет важную роль в обеспечении эффективности организационной деятельности.
Бизнес является одним из факторов экономического и социального развития, который повысил уровень жизни людей. Из-за различий между окружающей средой и организационной структурой управления недостаточная эффективность системы управления препятствует успешной деятельности и развитию многих современных компаний. Организационная структура управления служит фундаментом и опорой системы управления, позволяя вам реализовать сильнейший трудовой потенциал. Все менеджеры вовлечены в этот процесс. В связи с этим руководству компании необходимо обратить внимание на принципы и методы создания организационной структуры управления, а также выбрать их типы и разновидности. В связи с этим тема работы актуальной.
Цель работы – рассмотреть направления по развитию и совершенствованию организационной структуры ООО «Эксперт Автоэлектрик» в современных условиях.
Задачи работы:
представить понятие и виды организационных структур;
описать преимущества и недостатки различных организационных структур;
изложить основные направления совершенствования организационных структур малых предприятий;
представить экономико-управленческую характеристику ООО «Эксперт Автоэлектрик»;
оценить организационную структуру управления ООО «Эксперт Автоэлектрик»;
представить возможные направления улучшения организационной структуры ООО «Эксперт Автоэлектрик».
Объект исследования – экономико-управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования организационной структуры ООО «Эксперт Автоэлектрик». Предмет исследования – проблемы развития и совершенствования организационной структуры ООО «Эксперт Автоэлектрик».
Теоретическая база исследования. Осуществленный в выпускной квалификационной работе подход к разработке эффективной организационной структуры управления организацией опирался на труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов: Веснина В.Р., Елкина С.Е., Зориной О.О., Масловой В.М., Руденко А.М., Тюрина С.Б. и др.
В процессе исследования использованы различные методы исследования и анализа организации: методы системного анализа, наблюдения, методики качественной и количественной оценки персонала.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические основы формирования и совершенствования организационной структуры компании
1.1. Организационная структура: понятие, виды
В практике некоторых компаний для оценки эффективности работы управленческого аппарата используется система дифференцированных аналитических показателей - эффективности выполнения отдельных функций, которые формируют обоснованную базу для проведения анализа. Отрицательной стороной систем такого типа является отсутствие общих методологических принципов и экономических критериев, которые помогают сравнивать различные характеристики и показатели эффективности блока управления [16, с.44].
Формированию успешности деятельности каждой организации служит грамотное построение организационной структуры управления. Понятие «организационная структура управления» часто встречается как в русской, так и в зарубежной литературе.
Многие авторы изучают организационную структуру управления как логическую взаимосвязь между уровнем управления и функциональной областью, построенную в такой форме, позволяющую более эффективно достигать организационных целей. С точки зрения Л.С. Горяна, организационная структура - это «распределение задач, полномочий и ответственности, создающее условия для осуществления компанией деятельности и достижения целей». Развитие и изменение организационной структуры в результате стратегических характеристик компании, ее сложности и влияния изменений окружающей среды. [11, с. 117].
По словам И.В. Жилина, организационная структура - это единое целое, которое постоянно взаимодействует с различными компонентами. С точки зрения автора, структура управления организацией представляет собой упорядоченный комплекс взаимосвязанных компонентов, а их взаимосвязь друг с другом наиболее стабильна, что, в свою очередь, обеспечивает их функционирование [14, с.2].
По мнению А.М. Руденко, организационная структура является неотъемлемой частью совокупности систем управления, образованных взаимными связями [25, с.124].
С.B.Тюрин считает, что организационная структура управления - это логическая взаимосвязь между руководством и функциональными областями, установленная в такой форме, которая позволяет более эффективно достигать организационных целей [21, с.15].
A.Ю.Чесноков определяет организационную структуру как состав, взаимосвязь и принадлежность структурных подразделений и должностей, выполняющих управленческие функции. Организационная структура управления может определяться составом и уровнем руководства [20, с.57].
Следовательно, организационную структуру управления можно рассматривать как логическую взаимосвязь между управлением и функциональными областями, построенную в такой форме, позволяющую более эффективно реализовывать организационные цели.
Организационная структура управления включает в себя два компонента [13, с. 74]:
структура управления;
структура системы.
Производственная структура определяется подразделениями производственной структуры в организации.
Поэтому следует отметить, что существует определенная закономерность, согласно которой многие авторы определяют ее как сущность «организационной структуры управления». Далее мы предложим определение этой интерпретации, которое применимо ко всей работе: внутренняя структура организации, в которой может рассматриваться взаимодействие между структурными подразделениями и взаимодействующими органами. Эта интерпретация включает в себя не только взаимоотношения между структурными подразделениями, но и измерение ответственности и полномочий, а также систему поведения людей, которые решают какие-то установленные задачи.
Далее познакомимся с ключевыми особенностями любой организационной структуры:
комплекс всех структурных подразделений и сотрудников;
взаимодействие между подразделениями и сотрудниками на всех уровнях;
взаимодействие в соответствии с принципом наслоения.
Ключевые факторы, определяющие тип и сложность организационной структуры управления конкретной компанией [24, с. 167]:
ознакомление с размером и структурой компании;
единичный объем производства и продаж;
факторы, связанные с электронными технологиями;
повысить уровень специализации и сконцентрироваться на производстве;
развития инфраструктуры;
уровень международной интеграции;
административные расходы;
местонахождение компании.
Таким образом, следует отметить, что на практике различные изменения, произошедшие на организационном уровне, затрагивают всю существующую систему управления предприятием: логистику, области стимулирования, потоки капитала и организационную структуру управления.
Организационная структура является основой для обеспечения существования всей системы управления. Организационную структуру можно рассматривать как состав, взаимосвязь и принадлежность структурных подразделений и должностей, выполняющих управленческие функции. Организационная структура управления может быть определена компонентами и уровнями управления. В ходе деятельности компании высшее руководство может изменять и модернизировать существующую структуру управления [20, с. 192]. Необходимо использовать структуру управления, преимущества которой могут быть лучше применены, а недостатки менеджеров компании могут быть исправлены.
Модернизация и развитие современных организационных форм будут способствовать значительному повышению эффективности всей системы управления организации и ее конкурентоспособности.
Необходимо акцентировать внимание на том, что организационную структуру можно представить в качестве состава, взаимосвязи и соподчиненности структурных единиц и должностей, которые выполняют управленческие функции. Организационную структуру управления можно определить составляющими звеньями и ступенями управления.
Имеется сегодня много типов организационных структур:
линейная структура;
функциональная структура;
линейно-функциональная структура;
проектная;
матричная структура;
дивизиональная структура;
сетевая структура.
Каждая из структур обладает достоинствами и недостатками, а также может существовать в рамках определенных компаний в тех или иных ситуациях.
По итогу важно, чтобы структура организации была верной, её цели отличались своей успешностью.
1.2. Преимущества и недостатки различных организационных структур
Линейная структура управления формируется по итогам построения управленческого аппарата только из взаимоподчиненных органов в форме иерархии [20, с.192]. При линейной структуре управления в каждом структурном подразделении имеется руководитель. Он наделяется различными полномочиями и руководит подчиненными сотрудниками, сосредотачивает в своих руках все управленческие функции. Данный тип структуры управления является самым простым. В нём система управления делится на определенные составные части по некому признаку, учитывая степень концентрированности производства и иные факторы. При данной структуре управления соблюдается принцип единоначалия: одно лицо концентрирует власть в своих руках и осуществляет непосредственное руководство.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аликаев О.А. Кадровая политика. – Москва: Лаборатория книги, 2018. – 269 с.
2. Архипова, Н. И. Современные проблемы управления персоналом: монография [Текст] / С. В. Назайкинский, О. Л. Седова, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Н. И. Архипова. – М. : Проспект, 2018. – 161 с.
3. Бевзюк, Е.А. Регламентация и нормирование труда: Учебное пособие / Е.А. Бевзюк, С.В. Попов. - М.: Дашков и К, 2015. - 212 c.
4. Булганина, С. В. Моделирование системы внутрифирменного обучения персонала сервисной организации и опыт ее реализации [Текст] / С. В. Булганина, Т. Е. Лебедева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2-2. – С. 313-316.
5. Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: Инфра-М, 2017. - 388 c.
6. Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: Риор, 2015. - 142 c.
7. Бычин, В.Б. Организация и нормирование труда: Учебное пособие / В.Б. Бычин, Е.В. Шубенкова, С.В. Малинин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 248 c.
8. Бычин, В.Б. Регламентация и нормирование труда: Учебное пособие / В.Б. Бычин, Е.В. Шубенкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
9. Васильева, Н.А. ВПС: Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. КЛ / Н.А. Васильева. - М.: Приор, 2015. - 160 c.
10. Вукович, Г. Г. Управление персоналом: теория и методика [Текст] / Г. Г. Вукович // Экономика Профессия Бизнес. – 2019. – № 4. – С. 20-25.
11. Гейц, И.В. Нормирование труда и регламентация рабочего времени / И.В. Гейц. - М.: ДиС, 2015. - 352 c.
12. Генкин, Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - М.: НОРМА, 2018. - 480 c.
13. Генкин, Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на.: Уч. / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 352 c.
14. Герасимов, Б. Н. Методологические инструменты исследования и оценки эффективности процесса управления персоналом организации [Текст] / Б. Н. Герасимов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 2. – С. 160-169.
15. Горина, М. С. Управление персоналом предприятия и методы оценки его эффективности [Текст] / М. С. Горина // Modern Economy Success. – 2019. – № 3. – С. 15-22.
16. Дементьева, А., Соколова М. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 352 с.
17. Елкин, С. Е. Управление персоналом организации. Теория управления человеческим развитием [Текст] : учебное пособие / С. Е. Елкин. – Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 236 c.
18. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: Теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2017. - 64 c.
19. Ивасенко, А.Г. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии (для бакалавров) / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Каркавин . - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
20. Кибанов, А. Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом [Текст] : учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская. – М. : Проспект : 2020. – 64 с.