Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Разработка конкурентной стратегии является закономерным этапом эволюции комплексного
анализа хозяйственной деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики.
В качестве объекта бизнес – анализа выступают различные бизнес — процессы и бизнес —
модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Разработкой стратегии на предприятии можно назвать систематизированные и комплексные
процессы по сбору и обработки различной информации, предназначенной для аналитики
потребностей и механизмов деятельности предприятия с целью выявления имеющихся проблем у
бизнеса и предложения методов для их эффективного решения.
2
1.Теоретические аспекты изучения и построения конкурентной стратегии современных
организаций
1.1.Сущность и задачи конкурентной стратегии предприятий
У любого предприятия есть своя миссия, которая отражается в главной задаче, оправдывающей
его существование. Для коммерческой организации главной целью является получение
максимально возможной прибыли при заданных условиях хозяйствования. Для социальной
компании главным является достижение социально значимых задач, связанных с жизнью в
современном обществе.
Миссия организации – это важная часть стратегии деятельности на рынке каждой фирмы,
определяющая ее цели и задачи. Грамотная организация миссия является фактором успешности
для развития и функционирования организации [4, c.113].
В целом миссию можно определить как целевую установку организации, которая составляет
причину ее деятельности и которая должна быть выполнена ею за определенный период
времени.
Миссия организации определяет очень многие важные элементы деятельности организации. Как
описывает Елиферов В.Г., основные составляющие миссии предприятия заключены в следующем
[4, c.115]:
1. Определение сферы деятельности организации (выделение отрасли рынка).
2. Определение целей деятельности организации на краткосрочные и долгосрочные периоды.
3. Устанавливаются временные сроки для достижения целей.
4. Формирование тактики управленческой политики (выделение функций руководства).
5. Назначение ответственных лиц за осуществлением контроля.
6. Определение товаров на производство и реализацию, а также разработка новой продукции.
7. Разработка кадровой политики (распределение обязанностей между отделами, определение
системы поощрения, программ по обучению, повышению квалификации, развитию сотрудников).
8. Организация производственного процесса и оценка имеющихся ресурсов, а также состояния
технико-материальной базы производства (модернизация устаревшего оборудования и
обеспечение новых технологий).
9. Оценка среды бизнеса и конкурентной среды.
10. Разработка программы маркетинговых исследований рынка и продукции, размеров спроса и
предложения.
Достижение миссии организации обеспечивается за счет нескольких ее составляющих элементов
– конкретных целей деятельности, достижение которых позволит максимально приблизиться к
осуществлению миссии организации.
3
1.2.Основные задачи SWOT-анализа в построении конкурентной стратегии
Макарова Л.В. пишет, что для построения своей конкурентной стратегии предприятие прибегает к
помощи различных аналитических инструментов, которые помогают ей провести анализ
некоторых сторон своей деятельности и сформировать тактику дальнейшего развития [9, c.63].
Чуркина В. отмечает, что бизнес – анализ предприятия включает в себя пять этапов [14, c.54]:
Сбор данных о состоянии и качестве исследуемой корпоративной области;
Фронт – энд – это начальный процесс по получению входной информации к обработке,
создание многочисленных обобщающих аналитических таблиц;
Создание прототипа аналитической модели;
Развертывание и интегрирование обработанных аналитических данных в бизнес –
потребности предприятия;
Бэк – энд – получение выходной информации о состоянии подвергшегося улучшению
объекта, рассмотрение новых требований.
Бизнес – анализ может содержать системы улучшения корпоративных процессов, изменений в
организации и деловой практики руководства компании, аспекты стратегического планирования и
внедрения полученных результатов в политику организации.
Бизнес-анализ тесно связан с анализом требований, поступающих от руководства предприятия, ее
сотрудников, контрагентов. Он также нацелен на создание условий для качественных изменений
организации, которые требуются для того чтобы компания, в конченом счете, достигла своих
стратегических целей. Эти изменения подразумевают изменения в стратегии компании, ее
структуре, политике.
Таким образом, бизнес-аналитика – это практическая дисциплина, направленная на выявление
потребностей компании и поиск решений возникающих бизнес - проблем. Такие решения могут
предполагать разработку различных систем, усовершенствование бизнес-процессов,
организационные изменения, стратегическое планирование, формулировку различных политик
компании.2.Анализ конкурентоспособности ООО «Росмат» на основе применения метода SWOTанализа
2.1.Краткая характеристика деятельности предприятия
Компания "РОСМАТ", основанная в 1998 году, специализируется на производстве отделочных
материалов.
Спектр продукции компании включает в себя напольные плинтуса, галтели, антискользящие
профили и другие изделия из ПВХ, необходимые для строительства. Кроме литьевых изделий для
внутренней и наружной отделки помещений, "РОСМАТ" изготавливает профили из полистирола,
полипропилена, полиуретана и других материалов: такие профили широко применяются в
современной промышленности.
4
За годы работы компания "РОСМАТ" заняла лидирующие позиции на рынке отделочных
материалов. Основные принципы, которых придерживаются специалисты компании - качество
продукции и ответственность перед покупателем. Именно поэтому для производства
используется только лучшее оборудование из Германии и Австрии.
Еще один важнейший момент - экологичность и безопасность продукции. Плинтуса, профили и
галтели используются при оформлении жилых помещений, а потому очень высоки требования к
качеству таких изделий, к их электро- и пожаро-безопасности, к влиянию на здоровье и
окружающую среду. Продукция компании "РОСМАТ" соответствует самым высоким стандартам -
это подтверждено исследованиями Международного Института пластмасс и экологически чистых
технологий (Вена, Австрия).
Индивидуальный подход к каждому клиенту - еще одна особенность компании "РОСМАТ". Для
этого созданы все условия:
- собственное производство,
- современный конструкторский отдел,
- производственная лаборатория,
- тесное сотрудничество с европейскими партнерами.
Компания использует напольные плинтуса серии Rico, Rico Leo, галтели, наличники Rico Moulding,
отделочные углы, антискользящие профили Rico Safe Step и многое другое. Все это представлено в
широкой цветовой гамме.
Лучшее подтверждение правильности пути развития - признание на мировых рынках. Компания
"РОСМАТ" реализует свою продукцию в России, в странах СНГ, в Восточной и Западной Европе.
Широкий круг партнеров и клиентов - лучшая оценка работы компании, стимул к дальнейшему
развитию и совершенствованию.
Компания «РОСМАТ» сегодня – это динамично развивающееся предприятие, которое
специализируется на производстве изделий из пластмасс.
2.2.Анализ конкурентоспособности предприятия с использованием SWOT-анализа
Основными конкурентами ООО"РосМат" являются ООО"Декопласт", ООО"Идеал".
Компания Декопласт работает на рынке отделочных материалов для дома и офиса с 1999 года.
Основным направлением деятельности компании является производство и оптовая продажа
отделочных материалов. Успешно функционирует дилерская сеть во всех регионах России,
странах СНГ и Европы.
Декопласт всегда отличается постоянным совершенствованием своей качественной продукции.
Внедрение новых разработок, цель которых, с одной стороны, забота о бизнесе наших партнеров,
а с другой – постоянно быть первыми в инновациях.
Основные три ценности всегда определяли корпоративную культуру Компании:
5
- клиент на первом месте;
- уважение к личности;
- качество продукции.
Основная цель компании – устойчивая прибыльность партнеров, независимо от направления и
ассортимента их бизнеса. Компания готова предоставлять комплексные решения для повышения
эффективности бизнеса партнеров. Все это позволит ей выходить на новый уровень развития
своей тематики.
За годы работы на рынке Компания завоевала репутацию ответственного и надежного партнера.
Многоуровневая система контроля качества позволяет выпускать продукцию, соответствующую
международным стандартам качества.
Наличие собственного парка машин различной грузоподъемности позволяет оперативно решать
любые задачи, связанные с поставкой продукции.
ГК "Идеал" является ведущей в России рыночно-ориентированной, высокотехнологичной
компанией полного цикла по производству пластиковых материалов для внутренней отделки
помещений: от конструкторского бюро и дизайнерского отдела до промышленного выпуска
качественной продукции и развитой системы дистрибьюции.
Продукция компании соответствует международным стандартам качества и успешно конкурирует
с ведущими мировыми брендами.
Использование высококачественных материалов в производстве делает продукцию пожаро-,
электро-, экологически безопасной и долговечной.
3.Разработка конкурентной стратегии ООО «Росмат» и оценка ее эффективности
При анализе конкурентоспособности компании ООО «РОСМАТ» были выявлены основные
факторы, которые влияют на повышение конкурентоспособности компании по сравнению с
основными ее конкурентами, и факторы, которые наоборот оказывают негативное влияние.
Выявив основные факторы, которые сдерживают рост конкурентоспособности компании,
предложим мероприятия по преодолению этих сдерживающих для роста фирмы и оказания
конкурентной борьбы явлений.
Анализируя цены конкурентов компании на рынке плинтусов, можно сделать, что ООО "РосМат"
осуществляет ценообразование на основе цен своих конкурентов.
Рассмотрев стратегию и систему ценообразования компании, были выявлены некоторые
недостатки в модели ценообразования ООО "РосМат", что негативно влияет на ее
конкурентоспособность. В связи с этим были разработаны некоторые мероприятия, направленные
на совершенствование методов ценообразования на предприятии.
6
Целью данных мероприятий является повышение рентабельности и конкурентоспособности
деятельности компании ООО "РосМат", снижение себестоимости товаров, повышение
рентабельности продаж товаров.
Далее вторым мероприятием по повышению конкурентоспособности компании является
расширение ассортимента.
Здесь компании рекомендуется внедрять и реализовывать новый продукт – теплый плинтус.
Теплый плинтус — это абсолютно новая технология отопления жилых помещений, которая
основана на принципе конвекции. Европейцы уже более 20 лет отапливают свои дома таким
способом, а в Россию данный тип обогревателей пришел совсем недавно. Принцип работы
данной отопительной системы основан на особом эффекте, когда теплый воздух медленно
поднимается вдоль стен, отдавая им свое тепло. Таким образом, комната прогревается дважды —
первый раз от плинтуса и второй — от предметов. В результате такого теплового воздействия
происходит равномерное распределение тепла по всему периметру комнаты и по ее высоте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение приведем экономический эффект от реализации мероприятий, направленных на
повышение и улучшение конкурентной стратегии ООО «Росмат».
Поскольку основной упор компания будет делать на расширение ассортимента (внедрения новой
продукции – теплого плинтуса), на регулирование своих цен на товары, то ей необходимо
организовать правильную рекламную политику, которая будет способствовать продвижению и
сбыту товара на рынке.
Руководство ООО "РосМат" принимает решение об усилении рекламного воздействия на
потребительскую нишу с целью увеличения клиентской базы на 8-9%. Это отразится на росте
показателей ее конкурентоспособности.
Экономические расчеты, проведенные специалистами компании показывают, что если расширить
долю рынка предприятия на 7%, а количество клиентов на 15%, то это позволит укрепить
рыночные позиции ООО "РосМат".