Фрагмент для ознакомления
                                    2
                                
                                    Введение
В настоящее время электрический транспорт является важным и связующим звеном между различными сферами человеческой деятельности. Роль электрического транспорта в современной жизни с каждым годом возрастает, поскольку это самый экологичный вид транспорта в городе. Обратите внимание, что положения теории электрической тяги широко используются для правильной организации, создания и эксплуатации режимов движения поездов.
Методы теории тяги позволяют решать практические задачи, такие как обоснование и выбор параметров трамваев, их характеристик, организации движения и определения потребления электроэнергии. В этой главе рассчитывается удельное энергопотребление трамвая, оснащенного реостатно- контакторным и импульсным управлением. Для расчета был выбран трамвайный вагон Т-3М «ТАТРА» с двигателем постоянного тока ТЕ – 022А, номер профиля для расчёта - 2.
 
1. Исходные данные 
Таблица 1.1 – Номер варианта задания
Номер варианта	12
Тип ЭПС	T-3M «TATPA»
Тип ТЭД	ТЕ -022А
Номер профиля	2
Таблица 1.2 – Характеристики тягового электродвигателя ТЕ -022А
Напряжение	U , B	
300
Мощность часового режима	Pч, кВт	45
Номинальная частота вращения	Об/мин	1700
Максимальная частота вращения	Об/мин	4200
Ток часового режима	Iч , А	
160
Ток длительный	Iд , А	160
Число коллекторных пластин	K	145
Число витков обмотки
последовательного возбуждения	Wв	33
Число витков обмотки параллельного
возбуждения	W	–
Сопротивление	обмотки	якоря	при
100°С	rя , Ом	0,055
Сопротивление		обмотки последовательного	возбуждения	при
100°С	
rв , Ом	0,027
Сопротивление	обмотки дополнительных полюсов
при 100°С	
rд , Ом	0,025
 
Таблица 1.3 – Характеристики трамвая
Вместимость
пассажиров		128
Масса трамвая	Gт , кг	18400
Полная масса	G , кг	28000
Диаметр колеса	Dк , мм	700
Передаточное
отношение	µ	7,14
Максимальная скорость	Vмакс ,
км/ч	70
Число ТЭД	Z	4/45
 
Рисунок 1. 1 Электромеханические характеристики тяговых двигателей ТЕ – 022 и ТЕ – 022А
 
1	Расчет и построение кривых удельного сопротивления движению
Основное удельное сопротивление движению ω0 включает: а) внутреннее трение в электроподвижном составе (ЭПС);
б) сопротивление от взаимодействия ЭПС и пути на прямом и горизонтальном участках;
в) сопротивление от взаимодействия ЭПС и воздуха.
Сложность закономерностей и многообразие явлений, определяющих величины отдельных составляющих основного сопротивления движению, делают нецелесообразным и малонадежным путь аналитического расчета, поэтому практически пользуются формулами и коэффициентами, полученными из опытных данных для подвижного состава различных типов.
Обычно применяемые в практических расчетах эмпирические формулы имеют вид полинома ????0 = ???? + ???????? + ????????2, причем каждому типу подвижного состава соответствуют свои значения коэффициентов a, b, c.
Для электрической тяги принято различать понятия и величины сопротивления движению под током и без тока. Это связано с тем, что при движении под током силы сопротивления, вызываемые механическими потерями в тяговых двигателях, моторно-осевых подшипниках и зубчатой передаче, не включают в основное сопротивление движению, так как эти сопротивления учитывают при расчете тяговых и тормозных характеристик.
В режиме выбега эти силы добавляют к основному сопротивлению движения. Выражения для определения удельного основного сопротивления движению поезда при движении под током и без тока:
????0 = 5,0 + 0,005????2, (2.1)
????0′ = 9,0 + 0,005????2, (2.2)
 
где ω0 - удельное сопротивление движению при движении под током; ω'0- удельное сопротивление движению при движении без тока.
По формулам (2.1) и (2.2) определяем удельное сопротивление движению под током и без тока. Результаты расчетов сведены в таблицу 2.1 и схематически представлены на рисунке 2.1.
Таблица 2.1 - Удельное сопротивление движению
V, км/ч	0	5	10	15	20	25	30	35	40	45	50	55	60
????0, Н/кН	5	5,12	5,50	6,12	7,0	8,12	9,5	11,12	13,0	15,12	17,5	20,12	23
????′ , Н/кН
0	9	9,12	9,5	10,12	11	12,12	13,5	15,12	17	19,12	21,5	24,12	27
Рисунок 2.1 – Кривые удельного сопротивления движению
                                
                             
                            
                                Фрагмент для ознакомления
                                    3
                                
                                    
1.	Розенфельд В.Е., Исаев И.И., Сидоров Н.Н. Теория электрической тяги. – М.: Транспорт, 1983. – 328 с.
2.	Деев В.В., Ильин Г.А., Афонин Г.С. Тяга поездов: Учебное пособие для вузов / Под. ред. В.В. Деева – М.: Транспорт, 1987. – 264 с. 3. Байрыева Л.С. Шевченко В.В. Электрическая тяга: Город-ской наземный транспорт. – М.: Транспорт, 1986. – 206 с. 4. Щуров Н.И. Основы электрической тяги: Методические указания по выполнению курсового проекта. Часть-1 // Новосиб. электротехн. ин-т. – Новосибирск, 1986. – 28 с. 5. Щуров Н.И. Основы электрической тяги: Методические указания по выполнению курсового проекта. Часть-2 // Новосиб. электротехн. ин-т. – Новосибирск, 1986. – 22 с.
6.	Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М.: Транспорт, 1985. – 287 с.
7.	Корягина Е. Е., Коськин О. А. Электрооборудование трам-ваев и троллейбусов. – М.: Транспорт, 1982. – 296 с.
8.	Преобразовательные полупроводниковые устройства по-движного состава / Ю. М. Иньков, Н. А. Ротанов, В. П. Феокти-стов, О. Г. Чаусов; Под. ред. Ю. М. Инькова. – М.: Транспорт, 1982. – 263 с.