Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты развития рефлексивных способностей развития детей младшего школьного возраста 7
1.1. Рефлексивные способности младших школьников 7
1.2. Роль проектной деятельности в учебном процессе 12
2. Практические аспекты развития рефлексивных способностей развития детей младшего школьного возраста 20
2.1. Методы проведения проектов с младшими школьниками. Примеры проектов, способствующих развитию рефлексивных способностей 20
2.2. Оценка эффективности проектной деятельности в развитии рефлексивных способностей 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Рефлексивная способность младшего школьника – это осмысление собственных суждений и соответствующих действий, в основе которых лежат убеждения в полном соответствии имеющегося плана действий в соответствующей учебной деятельности. Данная тема актуальна в наше время, поскольку она сочетает в себе инновационные методы обучения и позволяет эффективно развивать у детей критическое мышление, самостоятельность, творческие способности и способности к саморегуляции.
В основе рефлексивных способностей лежит самоанализ субъекта. Это, в том числе, способность анализа собственных действий и сравнение с действиями других людей. Рефлексия субъекта дает возможность ученикам понять логику своих тех, или иных действий, в том числе учебных. Для этого необходимо иметь адекватную самооценку и способность объективно оценивать свою собственную учебную деятельность. Для этого необходимо владеть самоконтролем, саморегуляцией, способностью самостоятельно выполнять те, или иные виды учебной работы.
Формирование адекватной самооценки при наличии рефлексивных способностей помогает субъекту выявить и оценить свой текущий уровень знаний, наличие сформированных умений и возможность понять, какого рода проблемы присутствуют в ходе образовательного процесса. Это позволяет говорить о возможности дальнейшего самосовершенствования субъекта.
Начальное образование можно назвать фундаментом всего дальнейшего образования. На этом этапе формируются базовые основания личности человека, которые влияют на успешность обучения в начальной школе, а потом во многом определяют будущую жизнь человека.
Одним из путей решения проблемы успешного обучения является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе, проектных. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике. Технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Опыт многих педагогов показывает, что на начальном этапе обучения, ребенка в первую очередь привлекают игровые и исследовательские действия. При этом важно, чтобы у школьника формировались действия самоконтроля и адекватного самооценивания. Проблемами самоконтроля занимались исследователи В.А. Вергелес, Г.В. Дорофев, Л.М. Фридман и др.
С психологической точки зрения проблемой развития самоконтроля и самооценивания детей занимались В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин, Г.А. Собиева и др. Изучением процесса обучения в начальной школе занимались исследователи К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемой формирования общеучебных умений и навыков в начальной школе занимались ведущие педагоги и методисты, среди которых можно отметить М.Н. Скаткина, Г.И. Щукину, И.И. Аргинскую и др.
Проектная деятельность предоставляет учащимся возможность не только учиться новым знаниям, но и применять их на практике, решая реальные проблемы и задачи. Развитие рефлексивных особенностей у младших школьников через проектную деятельность имеет ряд преимуществ.
Во-первых, это способствует формированию у детей навыков самоконтроля и самооценки, что важно для развития их личности.
Во-вторых, проектная деятельность стимулирует интерес к учебе и помогает учащимся осознать ценность своего труда и достижений.
В-третьих, такой подход способствует развитию творческого мышления и умения работать в коллективе, что важно для успешной адаптации в современном обществе.
Проектная деятельность позволяет перенести учебный материал из абстрактного контекста в реальную жизнь, что делает обучение более интересным и понятным для детей. Она также способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и решать конфликты конструктивно.
Таким образом, проектная деятельность является эффективным инструментом для формирования у детей комплекса навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.
Объект исследования: процесс развития рефлексивных способностей у младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников.
Цель курсовой работы исследование эффективности использования проектной деятельности в образовательном процессе для развития рефлексивных способностей младших школьников.
В рамках исследования предполагается выявить влияние проектной деятельности на формирование у детей навыков самоанализа, саморегуляции и самоконтроля, а также определить методы и приемы, способствующие развитию рефлексивных способностей у младших школьников через проектную работу. Кроме того, целью работы является выявление практических рекомендаций для педагогов по организации проектной деятельности с целью развития рефлексивных способностей у младших школьников.
В соответствии с целью курсовой работы, нами были рассмотрены следующие задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы проектной деятельности в образовании и её значение для развития рефлексивных способностей учащихся.
2.Проанализировать педагогический опыт применения проектной деятельности в работе с младшими школьниками и выявить основные методы и подходы к организации проектов.
3. Провести анализ эффективности использования проектной деятельности для развития рефлексивных способностей учащихся на основе результатов исследований и практических наблюдений.
4. Изучить особенности вовлечения младших школьников в проектную деятельность, их мотивацию, саморегуляцию и способности к рефлексии.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Методологическая основа исследования: подход к проблеме использования проектной деятельности для развития рефлексивных способностей младших школьников через активное участие детей в проектной деятельности (Л.С Выготский, А.Р Лурия).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты развития рефлексивных способностей развития детей младшего школьного возраста
1.1. Рефлексивные способности младших школьников
Проблема формирования и развития рефлексивных способностей младших школьников является одной из ведущих проблем формирования собственной успешной образовательной деятельности. Под рефлексивными способностями младшего школьника понимают сформированные умения проверять собственную выполненную работу, определять правильность хода своих действий, адекватно оценивать выполненную работу и др.
Для этого необходимо наличие таких сформированных личностных качеств субъекта как самоанализ, самоконтроль, самооценивание и др. При этом ученик способен соотносить свои возможности с окружающими, понимать особенности своего поведения и межличностное общение [12].
В начальной школе рассматривают следующие виды рефлексии:
-по содержанию;
-по виду деятельности.
По содержанию рассматривают устную рефлексию, когда ученики рассказывают о своих чувствах, эмоциях и делают соответствующие выводы. При письменной рефлексии школьники заполняют анкеты, пишут эссе и др. Рефлексия символов предусматривает использование смайлов, картинок и др. [7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С. 299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Белошистая, А.В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 129 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/475924(дата обращения: 14.06.2024).
5. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 14.06.2024).
6. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 14.06.2024).
7. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.06.2024).
8. Емельянова, Т.В. Игровые и проектные технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 14.06.2024).
9. Голикова, В.В. Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья школьника. Педагогический опыт: теория, методика, практика / В.В. Голикова // Чебоксары. - 2020. - N 1 (2). С. 136-137.
10. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 14.06.2024).
11. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 14.06.2024).
12. Дмитриев, А.Е. Дидактика начальной школы [Электронный ресурс]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 228 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/471342(дата обращения: 14.06.2024).
13. Землянская, Е.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: [Электронный ресурс] учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.Н. Землянская. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 247 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/477026(дата обращения: 14.06.2024).
14. Копылова, В.Б. Место и роль проектных технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 14.06.2024).
15. Ковалева, Г.С. Оценка функциональной грамотности. – URL: https://topuch.com/gramotnosti-uchashihsya-osnovnoj-shkoli-konceptualenie-ramki-r/index.html(дата обращения: 14.06.2024).
16. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ. - 2020. - 77 с.
17. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – N 1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 14.06.2024).
18. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 14.06.2024).
19. Муромцева, О.В. Инновационные технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 14.06.2024).
20. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 N 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 14.06.2024).
21. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – N 9. – С. 19-24.
22. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – N 7. – С. 208-212.
23. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 14.06.2024).
24. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.06.2024).
25. Обдалова О.А. Учет когнитивных особенностей школьников как способ индивидуализации процесса обучения // Язык и культура. 2023. № 2 (22). С. 110–115. https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000463657/SOURCE1(дата обращения: 14.06.2024).
26. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред. Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.06.2024).
27. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 14.06.2024).
28.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с.
29. Фугелова, Т. А. Образовательные программы начальной школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Фугелова. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 467 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/476032(дата обращения: 14.06.2024).
30. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2021. – 272 с.