Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный этап развития массовой культуры, начавшийся в 1895 году с появлением кино, с момента своего возникновения предъявляет новые требования. С появлением киноиндустрии тема вампиризма стала популярной, где "Граф Дракула" был главным героем на протяжении десятилетий.
Влад III Дракула, правитель Валахии, стал легендой еще при жизни, и эта парадоксальная дихотомия его образа сохраняется и по сей день. Отсюда следует, что проблема данного исследования является основой для восприятия исторического образа валашского князя Влада III Дракулы .
Эта тема представляется особенно актуальной в контексте формирования в современном обществе преимущественно негативной оценки исторической личности Влада Дракулы. Следует отметить, что формирование негативного образа валашского князя началось еще при его жизни в результате осуществления им внутренней политики в стране.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, историков, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия становления внутренней политики Влада III Дракулы.
Объектом исследования является процесс становления внутренней политики Влада III Дракулы.
Предметом исследования являются основы и принципы становления внутренней политики Влада III Дракулы.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для становления внутренней политики Влада III Дракулы.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть основные характеристики личности Влада III Дракулы;
- изучить происхождение и жанровую эволюцию сюжета о Владе III (Дракуле) в немецких источниках XV в.;
- детально проанализировать внутреннюю политику Влада III Дракулы;
- дать оценку философским и социально-политическим идеям русских еретиков конца XV века в «Сказании о Дракуле-воеводе».
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковедческая база (историографическая база). В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории, статистика и интернет-ресурсы.
Вся историографическая база делится на несколько типов:
- авторы, рассматривающие возникновение легенды о Владе Дракуле. К таким авторам относятся: Андреев А., Андреев М. («Хочу в Румынию»), Артамонова Е. («Легенда о великом изверге»), Кашперская А.П. («Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III»), Красавченко Т.Н. («Брэм Стокер и его роман «Дракула» в культурно-историческом контексте»), Я.С. Лурье («Повесть о Дракуле. Исследование и подготовка текстов»),
- авторы, изучающие деятельность Влада Дракулы как жестокого тирана и палача. К подобным авторам можно отнести следующих: Бехайм М. («О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии»), П. Испиреску («Румынские сказания о Владе Цепеше (из литературного наследия)»;
- авторы, рассматривающие деятельность Влада Дракулы с позиции защитника своего отечества перед внешними завоевателями и о преувеличении отрицательных качеств данного исторического деятеля. К ним можно отнести: Ключевский, В. О. («Сочинения»), Форбс Н., Тойнби А. Д., Митрань Д. («История Балкан. Болгария, Сербия, Греция, Румыния»).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ВЛАДА ДРАКУЛЫ
1.1 Основные характеристики личности Влада III Дракулы
Влад Цепеш, или Влад Дракула, или Владислав III, правитель Валахии, - известная фигура в истории. Одни приписывают ему заслуги в защите своей страны, защите своей родины в борьбе против Османской империи, другие предпочитают смотреть на Цепеша с довольно романтической точки зрения, приписывая ему тайну "вечной жизни" или, скорее, бессмертия. Они считают Влада Дракулу "королем вампиров", а у вампиров, согласно поверьям, нет настоящей жизни.
Третья ипостась Влада, о которой, возможно, знают только историки, заключается в том, что он пытался централизовать земли Валахии, княжества, которым он владел. Это было время завоевания Балканского полуострова Османской империей, время военных походов султана Мехмеда II, захватившего Константинополь в 1453 году, за что получил прозвище Фатих (Завоеватель). Мехмед II известен своими выдающимися военными успехами и аннексией больших территорий. Тревожная ситуация тех лет породила множество легенд, ходивших о правителях Валахии и Венгрии .
Влад получил свое прозвище "Дракула" или "Дракон" от своего отца Владислава II, который был рыцарем Ордена Дракона, и дракон был изображен на его флагах. Поэтому слова "Дракула", "дракон" воспринимались современниками и потомками как родовое имя Влада III. Когда наш герой стал известен своей чрезмерной жестокостью, многие люди, которые его знали, особенно его враги, стали сокращать слово "дракон" до краткого "драк", то есть "дьявол".
За свой крутой нрав Влад III получил еще одно прозвище - "Цепеш" (от слова "кол"), и оно означало "посаженный на кол". На самом деле он был очарован этим способом казни и даже в то время отличался своей жестокостью. Однако многие правители в то время были не слишком гуманны: турки не менее активно использовали эту казнь как средство устрашения. Тела, посаженные на кол и выставленные на всеобщее обозрение, были призваны напомнить как подданным, так и врагам, что их может постигнуть та же мучительная участь. Всегда легче подчинить тех, кто боится.
Цепеш, собиратель румынских земель.
Влад III, скорее всего, родился в 1431 году, и дата его смерти точно известна - 1476. Его правление длилось с 1456 по 1462 год, в 1476 году он предпринял попытку вернуться к власти, которая потерпела неудачу.
Сначала поговорим об историческом полотне жизни Влада, а затем о легендах о нем. Он происходил из семьи валашских правителей. С 1386 по 1418 год его дед Мирча Альт правил Валахией. После его смерти в стране началась борьба за власть, и лорды часто сменялись на троне. Сначала правил сын Мирчи, Михаил I, затем Александр I. Альда (это совсем другая семья). А потом поднялся отец нашего героя Влад II, тот самый Влад II. Дракула, при поддержке трансильванских бояр взошедший на валашский престол. Одним из основных направлений его внешней политики было достижение договоренностей с Османской империей .
Турки-османы совершали длительные походы, благодаря которым им удалось захватить большую территорию. Они завоевывали города и земли и добивались подчинения у местных правителей. Если побежденный государь не подчинялся, его могли казнить, сослать или принудить к бегству, и тогда султан вступал в переговоры с другим представителем местной знати. Новый правитель должен был отдать дань уважения султану и объявить себя вассалом Османской империи. Многие балканские правители пошли по этому пути, поскольку для них это был практически единственный способ взойти на престол и укрепить свою власть.
Влад II, чтобы положить конец раздору, добровольно заплатил дань султану. Но султан все же заподозрил его в государственной измене, заключил в тюрьму и освободил только после того, как Влад II приказал увезти двух своих сыновей Влада (будущего Тепеша) и Раду в Стамбул.
Детство Влада прошло в Османской империи. Он долгое время находился в стане врага, но смог сбежать оттуда и вернуться домой, усвоив некоторые османские привычки, в том числе жестокость по отношению к врагам и некоторые методы ведения войны.
Дело в том, что турки-османы иногда носили шкуры животных или птичье оперение во время военных действий, чтобы быть невидимыми ночью. Очень часто это были волчьи шкуры, которые носили солдаты разведывательных подразделений. Когда Влад стал правителем Валахии, он начал одевать своих солдат таким же образом. Конечно, ходили слухи, что он и его окружение были оборотнями. А поскольку волки ни в коем случае не являются травоядными, они питаются мясом и кровью, мы очень близко подходим к легендам о вампиризме .
В 1456 году Владислав III, или Влад Дракула, у которого было много дел во время его правления, пришел к власти в Валахии с помощью венгерского короля Яноша Хуньяди. Он смог стабилизировать внутреннее положение страны, сделал город Бухарест резиденцией правителя, в котором построил мощную крепость. Помимо постоянного противостояния с турками, Влад также боролся против самодержавия боларов (их называли "боярами" или "боларами" на Балканах). Он боролся за монархию в стране, за унитарное правительство, то есть, по сути, за централизацию. Влад понимал, что только централизация позволит ему дать достойный отпор Османской империи, обладавшей очень сильной и хорошо организованной армией.
В борьбе с боларами за укрепление центральной власти Владислав III столкнулся с большим недовольством своих подданных, которые не хотели сдавать своих позиций. Правитель укреплял государство и вел с ними непрекращающуюся и очень ожесточенную борьбу. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других странах, в том числе в государствах Западной Европы, но ситуация в Валахии осложнялась близостью к Османской империи и постоянными столкновениями с ней.
Кроме того, Влад III оказывал покровительство валашским купцам, чтобы защитить их от иностранных торговцев, в том числе турецких. Иностранным торговцам разрешалось торговать в приграничных районах, в то время как в центральных регионах это разрешалось только валашским торговцам. Кроме того, иностранные торговцы могли продавать свои товары только на ярмарках, которые проводились раз в год. Это также вызвало большое недовольство, в том числе среди торговцев из соседней Трансильвании, которые потеряли из-за этого доходы.
Как видим, Владислав III довольно много сделал для своего государства, но недовольство росло как внутри Валахии, среди боляр, стремившихся сохранить власть и независимость, так и среди иностранных купцов.
С Владом растет не только Бухарест, но и некоторые другие города, такие как Брашов и Сибиу. Особое внимание следует уделить Брашову, так как именно там находился родовой замок Дракулы. До наших дней подлинный замок не сохранился, но в районе Брашова есть еще один старинный дворец, который стал известен как "Дом Дракулы" и оборудован для посещения туристами. Поскольку этот замок действительно существовал при жизни и правлении Влада III, Дракула мог посещать его в качестве гостя.
Чтобы подчинить Брашей, Влад Цепеш провел довольно успешную карательную кампанию против местных боларов. В 1459 году Османская империя захватила значительную часть сербских земель. Они граничили с Валахией, и Цепеш согласился принять участие в очень крупной антиосманской кампании, которая состоялась в конце 1450-х годов, вместе с венгерским королем Матиасом Корвином. Он правил в Венгрии с 1458 по
Фрагмент для ознакомления
3
Исторические источники
1. Лаодикийское послание // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. М.: Худ. лит., 1982. С. 552–553.
2. Румынские сказания о Владе Цепеше (из литературного наследия П. Испиреску) // Повесть о Дракуле. М., 1964. С. 194-203.
3. Сказание о Дракуле-воеводе // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. М.: Худ. лит., 1982. С. 554–564.
Литература
4. Андреев А., Андреев М. Хочу в Румынию. [Текст] / Андреев А., Андреев М. — М.: — Алгоитм, — 2016.
5. Артамонова Е. Легенда о великом изверге [Текст] // Наука и жизнь. — 2005. — № 2. — С. 92.
6. Бехайм М. О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии. URL: https://ruslib.net/read/b/8674/p/123 (дата обращения: 17.06.2024)
7. Кашперская А.П. Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III: дисс. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. М., 2015. С. 143-144.
8. Ключевский, В. О. Сочинения: в 9 т. [Текст] / В. О. Ключевский. — Москва: Мысль, 1989. — Т. VII.– С. 5–7.
9. Красавченко Т. Н. Брэм Стокер и его роман «Дракула» в культурно-историческом контексте [Текст] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. — 2021. — № 3. — С. 146–158.
10. Кромм М. Что такое исторический факт? Эволюция представлений об основной категории исторического познания [Текст] // Вестник пермского университета. История. Выпуск 4 (43). 2018. С. 5.
11. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2х т. [Текст] / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «БЭС». — 1997.
12. Повесть о Дракуле. Исследование и подготовка текстов Я. С. Лурье. М.; Л.: АН СССР, 1964. 212 с.
13. Пономарев, М. В. Источниковедение новой и новейшей истории: учеб. пособие [Текст]/ М. В. Пономарев, О. А. Никонов, С. Ю. Рафалюк. — Москва: МПГУ, 2012. — С. 22–25.
14. Религии мира. Энциклопедия. В 2х т. [Текст] / под ред. М. Аксёнова и др. — М.: Аванта +. — 2005 г.
15. Форбс Н., Тойнби А. Д., Митрань Д. История Балкан. Болгария, Сербия, Греция, Румыния. — М.: Центрполиграф. — 2021.
16. Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV — XV вв. Ч. 2. М.;Л., АН СССР, 1951. 429 с.