Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В начале курсовой работы хотелось бы отметить, что пейзажу в искусстве всегда было выделено особое место. Образ природы всегда будоражил ум человека. Но самое главное то, что природа, воссозданная на полотнах великих художников - обогатила не только русскую, но и мировую культуру.
Вообще пейзаж в искусстве, наравне с другими жанрами живописи, выражает идеалы художника, его мировоззрение и творческие принципы.
Стоит сказать, что становление пейзажной живописи, как и любого другого жанра, опирается на развитие общественного строя, с его национальными особенностями школ живописи.
В искусстве пейзажа XIX века в России существовало два направления:
объективное (где в центре картины находился какой-либо объект) и субъективное (во главе картины находился образ природы, с помощью которого автор пытался передать свои чувства и эмоции зрителю). [12]
Повсеместно встречаются люди, которые незаслуженно называют пейзаж искусством примитивным и простым в исполнении. Однако, создание одной картины в этом направлении – весьма трудоемкий процесс, ведь необходимо досконально продумать изображаемый образ.
Следующее, что необходимо сказать это то, что самое важное для пейзажной живописи то, что мир вокруг нас не нужно сочинять, а нужно лишь грамотно его изобразить, без всяких приукрашиваний. Необходимо видеть истинное искусство, уметь отличить его от достоверной копии – это именно то к чему должен стремиться культурно образованный человек.
Настоящая или истинная природа вызывала волнение у всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья. Это видно из того, насколько близки каждому из нас пейзажи русских художников: «Грачи прилетели» Саврасова А. К., «Оттепель» Васильева Ф. А., «Рожь» Шишкина И. И., «Ночь на Днепре» Куинджи А. И., «Московский дворик» Поленова В.Д.
Глядя на картины пейзажистов, зритель начинает постепенно видеть мир глазами самого живописца, который смог раскрыть всю красоту природы на своем холсте. Прекрасный мир, который существует вокруг нас - не стоит придумывать, его лишь необходимо уметь оценить и выявить художественный смысл мотива.
Важно сказать, что в русском пейзаже того времени решалась проблема отображения света и воздуха на картине. Художники перед созданием картин долгое время наблюдали за небом и старались так смешать краски, чтобы угадать с верным оттенком и достоверно отобразить природу.
Таким образом, хотя и пейзаж окружающего мира не сразу вызвал у художников интерес и жанр стал самостоятельным не сразу (предварительно он был всего лишь декорацией), постепенно он все же развился до основного жанра живописи и тал своеобразным «зеркалом» природы.
Кроме того, когда пейзажный жанр стал обособленным видом живописи, то они стали олицетворять особое ощущение непосредственного соприкосновение человека и окружающей природы – это стало главной характеристикой реалистической школы русского пейзажа.
Таким образом, тему курсовой работы можно с уверенностью считать актуальной. Ведь живописец и по сей день способен созидать, изучать и отображать природу в виде пейзажа на холсте, используя различные художественные средства.
Цель данной работы: изучить особенности пейзажной живопись русских живописцев XIX века, в частности творчество Шишкина И.И.
Задачи исследования:
- изучить историю становления пейзажной живописи в России;
- выявить особенности пейзажа, как художественного жанра;
- ознакомиться с творчеством русских художников-пейзажистов;
- ознакомиться с биографией и творческим путем Шишкина И.И.;
- изучить его стиль написания картин в жанре пейзаж.
Объект исследования: пейзажная живопись второй половины XIX века в России.
Предмет исследования: средства художественной выразительности художников, в частности Шишкина И.И.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, ПРИЛОЖЕНИЯ А (Альбом иллюстраций), ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Список иллюстраций).
1 ОСНОВЫ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИИ
1.1 История развития пейзажной живописи во второй половине XIX века в России
В XIX веке впервые началось активное деление живописи на жанры, которые определялись в соответствии с объектами изображения и темами. Одним из художественных жанров, который будет более детально рассмотрен в тексте курсовой работы, является пейзаж.
Сам по себе пейзаж – это изображение окружающей природы, например, города. Жанр берет свое начало в искусстве Древнего Египта и росписях Древнего Рима. Единственное, что отличает живопись прошлого от пейзажей современности, то, что произведения в жанре «пейзаж» не были самостоятельными, а лишь выполняли декоративную функцию. [13]
В настоящее время в живописи выделяют пейзаж чистой природы – это картина леса, равнины, моря, и пейзаж второй среды, то есть архитектурный, городской, парковый. [13]
Стоит сказать, что до конца XVIII века пейзажи рисовали только в студиях, а уже после - все большее предпочтение стало отдаваться изображению природы с натуры.
Если в мировом искусстве пейзаж известен с незапамятных времен, то в русской живописи он появился лишь в конце XVIII века. Пейзаж не сразу занял место основного жанра в живописи России, а лишь постепенно. Как отзывались художники о пейзаже – благодаря ему, словно поэзии, возможно проявить самые высокие чувства художника. Таким образом, пейзаж помогает живописцу изобразить природу, и, вглядевшись в него, возможно осмыслить те чувства, которые испытывал автор в момент написания полотна. [13]
В русской живописи в отличии от мировой фигурируют два типа пейзажа – объектный и субъективный, то есть пейзаж не только отображает то, что находится снаружи, но и показывает развитие личного и общественного самосознания. Таким образом, развитие пейзажной живописи невозможно без совершенствования в областях научного самосознания, поэзии, развития науки и искусства.
Далее - стоит сказать о том, что со временем художники объединялись в группы по интересам и рисовали исключительно картины в одном жанре. Стоит отметить, что первые художники-пейзажисты не стремились воссоздать правдивую картину природы. Связано это было с тем, что изображение природы было скованно целой системой правил и общих принципов искусства. Пейзаж на холсте мог быть изображен лишь в форме исторической или декоративной. Кроме этого – автор должен был не столько показать истинное изображение окружающей природы, сколько идеализировать ее, убрать все изъяны. Пейзаж долгое время писали лишь в мастерских, лишив натуральности. Был разработан общий классический образ, на котором строилась картина, при чем реалистичные виды располагались на фоне, а все пространство на холсте подразделялось на три параллельных плана - первый был выделен коричневым цветом, второй – зеленым, а третий – голубоватым. [14]
На протяжении всего XIX века исследователи спорили о влиянии пейзажной живописи на искусство России в целом. Так, Менделеев Д.И. был очень благосклонен к жанру пейзажа и ставил достаточно высоко успехи национального пейзажа, а еще он считал, что должно настать время, когда на первое место на равных правах выйдут естествознание и ландшафтная живопись.
Далее – многие исследователи живописи отмечают, что между музыкой, поэзией и творчеством художников-пейзажистов проходят параллели. Например, как отмечали критики первым поэтом, описавшим подробно реалистичную русскую природу, стал Пушкин А.С. Его поэтическое описание природы отражает его мнение о картинах, изображающих мир, и написанных русскими пейзажистами. Так же, как и о лириках, о художниках высказывались многие. Их творчество не оставляло никого равнодушным, например: об Айвазовском И.К. писали следующее: «Движение неверной стихии есть стихия Айвазовского И.К.; он художник Нептун; его воды и бушуют, и распадаются в брызги, и взбегают на отлогий песчаный берег, и сливаются с него обратно, и стоят ровно, призрачно, подернутые полосою света и как бы плавающим по ним маслом...Видя беспокойную волну, он не шептал ей: «поверь мне, что тебя мучит, у меня сердце еще теплое, оно сохранит тайну и будет сочувствовать ей»-но он ей говорит: «Я поймаю тебя, неуловимая, я поставлю тебя на картине так, как ты встаешь и разливаешься передо мною» [Цитата].
Теперь рассмотрим деятелей живописи и вклад, который они внесли в развитие пейзажной живописи более детально.
Первым известным пейзажистом, внесшим большой вклад в искусство России, стал Щедрин С.Ф. Уже в начале творческого пути, после обучения в академии, он отступил от неправдивых пейзажей и стал рисовать природу исключительно с реальной картинки.
Постепенно Щедрин С.Ф. определяется с манерой написания картин – он выбирает стиль изображения с натуры и передает этот замысел очень детально на своих полотнах. В картине «Вид озера Неми» (ПРИЛОЖЕНИЕ А, Рисунок 1) показано, как художник добивается реалистичного отображения окружающего пространства. Больше не существует центральных и периферийных уровней, перспектива меняется с линейной на воздушную. Однако, на этом этапе еще сохраняются три плана на холсте, как в классической схеме, но дорога, пронизывающая всю картину, является связующей для них и делает пространство на картине неразрывным. [14]
В это время художник добивается детального отображения целостности и создания общего впечатления о картине у зрителя. Этому способствует прием передачи света и воздуха, общее освещение, связывающее объекты между собой.
Таким образом, Щедрин С.Ф. открывает новую страницу в эпохе пейзажной живописи с помощью живописной схемы изображения с натуры, находясь на лоне природы.
1830-е годы. Пейзажная живопись обновилась. Главным деятелем этого «живописного преобразования» становится Венецианов А.Г. На своих полотнах художник воспроизводит целый, единый образ природы, при этом – он отмечает ее национальные особенности. На картинах живописца -пейзажиста – пейзаж перестает быть просто фоном, он становится полноценной картиной, самостоятельным средством передачи чувств человека.
Далее - необходимо отметить, что именно Венецианов А.Г. в пейзаже стал основоположником нового направления, которое позже стало самым распространенным в России. Он обратился к простой, «неукрашенной», правдивой природе своей Родины и изображал ее настолько точно, насколько было возможно, со всеми подробностями и с глубоким лирическим чувством. Так, постепенно, шаг за шагом, из-под кисти автора вышли шедевры пейзажа - «Весна. На пашне» и «Лето. Жатва». Они в полной мере отобразили весь романтизм крестьянского труда и русской природы.
Также огромное значение для развития пейзажной живописи имел художник Иванов А.А. Однако, современники его заслуги перед живописью недооценили. Его картина «Явление Христа народу» (ПРИЛОЖЕНИЕ А, Рисунок 2), которой Александр Андреевич придавал определенные надежды на возрождение мирового и в первую очередь национального русского искусства – не была принята общественностью, над ней лишь насмехались. Тем не менее, не в свое время, но позже автор нашел своего ценителя. Его картины стали считать небывалым чудом, чудом таким, которого не было больше со времен Рафаэля.
Композиция картины такая: на первом плане – реалистичный пейзаж, построенный по классической схеме. Именно в пейзажном жанре Иванову А.А. удалось получить то ощущение натуральности природы. Пейзаж на
Фрагмент для ознакомления
3
1 Щедрин С.Ф. «Вид озера Неми», 1790 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 50х42,3 см. Личная коллекция: Луканова А.Г.
2 Иванов А.А. «Явление Христа народу», 1837-1857 года. Материал: холст. Техника: масло. Размер: 540х750см. жанр: исторический, религиозный. Хранится в Государственной Третьяковской галереи, город Москва, Россия.
3 Айвазовский И.К. «Девятый вал», 1850 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 221х332 см. Находится в Русском музее.
4 Саврасов А.К. «Грачи прилетели», 1871 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 62х48,5 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
5 Поленов В.Д. «Московский дворик», 1878 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 64,5х80,1 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
6 Куинджи А.И. «Лунная ночь на Днепре», 1880 год. Материал: холст. Техника: масло. Жанр: пейзаж. Стиль: романтизм. Размеры: 105х146 см. Находится в Государственном Русском музее.
7 Левитан И.И. «Свежий ветер. Волга», 1895 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 72х123 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
8 Шишкин И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 117×165 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
9 Шишкин И.И. «Рожь», 1878 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 107х187 см. Находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
10 Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу», 1889 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 139х213 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее.
11 Шишкин И.И. «Дождь в дубовом лесу», 1891 год. Материал: холст. Техника: масло. Размеры: 124x204 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее.
12 Шишкин И.И. «Пейзаж с охотником», 1867 год. Материал: холст. Техника: масло. Стиль: реализм. Размеры: 36,5×60 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
13 Васильев Ф.А. «Оттепель», 1871 год. Материал: холст. Техника: масло. Жанр: пейзаж. Стиль: реализм. Размер: 53,5х107 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.